Первый заместитель председателя Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки Марина Иванова вручила ценный подарок учителю истории и обществознания Центра образования №1830 Алексею Жумаеву. Так отмечена его педагогическая инициатива, выдвинутая в ходе финального этапа номинации «Молодой педагог» в рамках конкурса «Учитель года Москвы-2009». Алексей Жумаев в 2007-м году окончил факультет истории и права Московского государственного областного университета.
Как подготовить выпускников к успешной социализации по окончании школы? Я решил, что нужно создать авторскую школу гражданского воспитания и решить несколько задач:
– провести подготовительную просветительскую работу среди учащихся и педагогов;
– разработать школьную конституцию, создав комиссию, проведя обсуждение проекта, внести в проект изменения и дополнения, затем создать окончательный вариант этого важного документа и провести референдум для его обсуждения и принятия;
– провести выборы органов государственной власти и управления,
– обработать и скорректировать созданную модель школы гражданского воспитания.
В 1991 году прекратила свое существование советская государственная идеология. Но появилось ли что-то взамен? Вопрос, как говорится, спорный и дискуссионный.
Современные школьники, покидая учебную скамью, в большинстве своем имеют весьма смутные представления о государственном устройстве страны, о Конституции и законах, о том, как защитить свои нарушенные права.
Актуальность этих педагогических проблем сегодня остра как никогда, ибо это закладывает в человеке стержень, духовную и гражданскую основы. Без этой педагогической инициативы все остальные уже не потребуются.
Гражданин! Это звучит гордо!
Поэтому я и предлагаю создать в школе свое мини-государство. Он научит ребят отстаивать свои права, покажет механизмы работы трех ветвей государственной власти в РФ, будет способствовать подъему патриотических настроений. Они построят в отдельно взятой школе мини-Россию, копию нашей великой страны. Когда ребята проживут в ней школьные годы и поймут систему власти изнутри, им будет во сто крат легче жить и ориентироваться в нашем государстве.
Для реализации моей педагогической инициативы необходимо разделить учителей-предметников и классных руководителей, это должны быть разные люди. Вполне достаточно одного классного руководителя на два класса.
Эта работа будет проходить в течение пяти лет. Если она даст положительные результаты, то перерастет в систему школьного самоуправления.
Этапы осуществления проекта:
1-й год
Подготовительный этап (проведение просветительской работы, игр, конкурсов и так далее).
Создание и принятие конституции.
2-й год
Выборы президента.
Выборы школьного парламента.
3-й год
Формирование правительства.
Формирование судебной власти.
4-й год
Обработка и корректировка созданной системы самоуправления.
5-й год
Переход системы в режим работы, то есть создание модели школы гражданского воспитания.
В течение двух лет всенародным голосованием должен быть выбран школьный президент, который избирается общешкольным голосованием на один год из числа десятиклассников. Его функции:
– глава государства,
– определение основных направлений развития,
– издание указов, которые не противоречат уставу,
– предложение Государственной Думе кандидатуры премьера.
В течение двух лет президент назначает премьера и формирует правительство.
Председателя правительства утверждает школьная Госдума по предложению президента. Им может стать школьник с 9-го по 11-й класс. Функции премьера:
– формирование кабинета,
– координация деятельности правительства,
– отчет перед президентом.
Кабинет министров нашего мини-государства состоит из 8 министров. Это ученики 8-9-х классов.
У каждого министра по два помощника, ими могут быть семиклассники.
Министры в правительстве:
– министр экономического развития (помощь в трудоустройстве старшеклассников, репетиторство старших ребят с младшими),
– министр финансов (у нашего государства будут свои деньги, которые ребята смогут обменивать на еду в буфете, книги, канцелярские принадлежности),
– министр здравоохранения (отслеживает соблюдение санитарных норм в школе),
– министр информатизационного развития (проведение интернет-олимпиад, проверка состояния компьютеров в школе, обновление программного обеспечения),
– министр патриотического воспитания (курирует патриотическую работу в школе),
– министр порядка и дисциплины,
– министр образования (успеваемость),
– министр по связям с общественностью (связь с другими организациями и школами).
Правительство – ветвь исполнительной власти. Но есть еще и ветвь законодательной власти.
Как известно, ни одно современное государство не может существовать без парламента. Как и в РФ, у нас есть школьный парламент который состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого класса – с 5-го по 10-й (40 человек), их выбирает классный руководитель. Спикер – директор школы. В Совет Федерации входят от педагогического состава 8 человек (двое от начальной школы. двое от средней школы, двое от старшей школы и двое от классных руководителей).
Совет Федерации назначает судей и контролирует работу президента и правительства, одобряет законопроекты.
Государственная Дума РФ создается по партийному принципу. В школе создаются партии. 50 человек могут организовать партию, но у нее должен быть устав и программа. Партия регистрируется во ВЦИКе. Выборы проходят, и в Думу попадают лучшие партии, которые могут собрать наибольшее количество голосов. Помимо партий, в Государственной думе заседает часть педагогического коллектива, которая зависит от количества учащихся в школе, но не более 30%. Государственная дума занимается выработкой законопроектов и контролирует работу правительства.
Справедливость невозможна без суда. На четвертом году создания школы гражданского воспитания формируется судебная власть. Представлять судебную власть у нас будет конфликтная комиссия, которая состоит из 10 человек. В ней – четыре представителя старшеклассников, три представителя педагогического коллектива, три представителя родительских комитетов. Круг проблем, которыми будет заниматься этот орган власти, крайне широк: проверка соответствия приказов и указов уставу и Конституции школы, рассмотрение споров госорганов, финансовых споров, защита прав ребенка, оценка правонарушений и многое другое. Помимо этого, на время выборов создается ВЦИК из 10 человек, которых назначает президент из числа учеников десятых-одиннадцатых классов.
Самый важный год – пятый. В течение этого года система управления должна доказать свою состоятельность и жизнеспособность. Каждый чиновник, независимо от должности, сдает экзамен на профессиональную пригодность квалификационной комиссии, а это знание госсимволики, Конституции РФ, конституции школы, устава школы и основ конституционного права. Квалифиционная комиссия – 5 человек: председатель – директор школы, два учителя и два представителя 10-11-х классов. Помимо этого, классные руководители будут проводить активную внеурочную просветительскую деятельность.
С 1-6-х классов ребята готовятся к управлению школой, принимают активное участие во всех мероприятиях школы.
Чиновники школы имеют один административный день, когда у них всего два урока, а потом они совещаются и работают в качестве государственных деятелей. Такая школа будет тесно сотрудничать с университетом управления и другими вузами, которые готовят высококвалифицированных госслужащих.
Выйдя из стен такой школы, ученик будет обладать:
– знаниями о правах человека, государства, общества,
– умениями критически мыслить, анализировать, сотрудничать с другими людьми,
– ценностями – уважением к правам других, толерантностью, нравственной устойчивостью,
– навыками демократической культуры в школе и окружающем социуме.
Протокол заседания школьного правительства
Премьер-министр:
– На повестке дня – празднование 65-летия Победы. Прошу высказаться по этому вопросу.
Министр по связям с общественностью:
– Готовясь к этому заседанию, мы провели опрос среди некрасовцев по поводу празднования Для Победы. Очень интересные результаты: все считают, что этот праздник должен быть особенным. Поэтому множество предложений мы объединили под общим названием «Акция «Весной 45-го года». В план проведения акции входит создание строительной бригады для поведения ремонта квартир ветеранов и компании «Мойдостекл», чтобы солнце 9 Мая еще ярче светило в их окна, согревая их души.
Министр информационного развития:
– Наша министерство предлагает выпустить журнал с воспоминаниями ветеранов, нашими стихами о войне. Еще мы выпустим листовки с поздравлениями и будем раздавать их на улице.
Министр здравоохранения:
– Я считаю, что министерство здравоохранения просто обязано организовать передачу витаминов ветеранам. Здоровье прежде всего!
Министр культуры:
– А я предлагаю организовать и митинг, и концерт, и письма написать в виде солдатского треугольника!
Министр патриотического воспитания:
– Не забудьте, все наши действия мы должны согласовать с советом ветеранов.
– Все ваши предложения лягут в основу документа по празднованию Дня Победы. Всем спасибо!
Комментарии