Про Алексея Варламова критик Владимир Бондаренко как-то пошутил, что «Молодая гвардия» уворовала у русской литературы отличного реалиста, настоящего художника», имея в виду его многочисленные исследования в серии «Жизнь замечательных людей», в какой-то момент заменившие писателю его художественную прозу. Однако заменили, как с радостью выяснилось для его читателей, не насовсем: в конце весны увидел свет новый роман Варламова «Душа моя Павел», в котором, по словам критиков, писатель «остается над схваткой», говоря о крахе СССР и смотря на проблему «глазами Соломона». О том, почему ректор Литературного института никогда не вернется к серии «ЖЗЛ», через какие тернии пролегал путь недавнего главреда «Литературной учебы» и о реформах в Литинституте Алексей Варламов рассказал в интервью «Учительской газете».
– Алексей Николаевич, с 2016 года вы занимаете пост ректора Литературного института. Как проходит ваш день? Каковы первостепенные обязанности?
– Для чего вам вообще нужен был этот пост, наверное, «отрывающий» у вас как у писателя свободное время, а возможно, и вдохновение?
– Некоторое время назад мы наблюдали ваш «роман» с журналом «Литературная учеба», когда вы были на посту его главного редактора. Что работа в нем дала вам как редактору, а что – как писателю?
– Почему журнал закрылся – по причинам экономическим или в силу ненужности предприятия на фоне множества изданий?
– На посту главреда «Литучебы» вы сменили Максима Лаврентьева, который и вывел издание в cферу внимания литературной среды в 2008‑2011 гг. Какие изменения претерпел журнал в годы вашего редакторства?
– И как вы отреагировали?
– Литинститут часто уклоняется от упреков в невнимании к современному литпроцессу или отвечает на них? Изменилось ли что-то в этом смысле при вашем ректорстве? Какие новые преподаватели заняли места?
– Замечательные имена. Еще одна хорошая новость, что в 2019‑м заканчивается ремонт в старейшем здании Литинститута. К каким изменениям привели перемены? Вернется ли на свое место знаменитая книжная лавка Литинститута?
– А вернется ли на прежнее место библиотека, переехавшая в здание общежития на Добролюбова, куда, очевидно, студентам неудобно ходить в рабочие часы библиотеки (они же их учебные)?
– Профессия критика сейчас понятие сомнительное (если понимать под профессией не только качества, а возможность трудоустройства и заработка). Что дает учеба на семинаре критики – и выход в сферу профессиональных взаимоотношений с соответствующим дипломом – будущему «работнику пера и топора»?
– Какие тенденции заметны в отношении студентов к писательскому делу? Каков в целом уровень рукописей, поступающих на творческий конкурс?
– Стоит ли надеяться на крупное явление или продуктивнее перечитывать классику и не слишком уповать на современных гениев, ибо еще не расплатились по старым счетам?
– Правда ли, что теперь еще до прохождения творческого конкурса нужно сдавать экзамены (ранее к ним абитуриент допускался только после одобрения экспертной комиссией его рукописи)?
– Борис Николаевич Тарасов, прежний ректор Литинститута, в одном из интервью признавался, что почти не находит времени на собственное творчество… Когда вам удается выкраивать время на собственную прозу?
– Тем не менее в серии «ЖЗЛ» давно не выходили ваши новые книги. Есть ли свежие замыслы?
– А если вдруг «выгонят», о ком бы хотели написать в первую очередь?
– В одном из интервью вы сказали, что когда создаете книги из серии «ЖЗЛ», то думаете о своем читателе, прозу же пишете, особо не ориентируясь на его запросы. Тем не менее ваши книги продаются, вы лауреат многих премий. Связан ли успех с определенными свойствами вашей личности, интересными читателю, или с чем-то иным?
– Современная русская словесность обновляется беспрерывно: богатый улов приносят социальные сети, ежедневно размещаются новинки в «Журнальном Зале». В каждом из журналов – первого ряда и второго – можно найти значимые публикации. Авторские вечера наплывают друг на друга. Как за всем этим уследить писателю, не замкнувшись в определенном сегменте? И надо ли?
– И что же из прочитанного за последнее время поразило?
– Алексей Николаевич, последний вопрос: как не застыть в определенной временной точке литпроцесса ректору, загроможденному кучей совсем не литературных обязанностей?
Комментарии