О писателе Алексее Варламове заговорили 20 лет назад после выхода его повести «Рождение», поразившей читателей своей исповедальностью. Затем были романы «Затонувший ковчег», «Купол», «Купавна», художественные биографии Михаила Пришвина, Андрея Платонова, Александра Грина, Михаила Булгакова. За жизнеописание Алексея Толстого писатель был удостоен национальной литературной премии «Большая книга». Последний роман Варламова «Мысленный волк», увидевший свет в минувшем году, посвящен людям, событиям и настроениям рубежа XIX и XX веков. С этого произведения мы и начинаем наш разговор с Алексеем Николаевичем.
– Читателям, далеким от той эпохи, не разгадать зашифрованных вами персонажей, хотя «код» совсем несложный. Складывается ощущение, что вы сознательно уходите от тем, интересных всем и каждому…
– Алексей Николаевич, насколько вы изменились за прошедшие 20 лет мировоззренчески и творчески? От чего отказались и к чему пришли?
– А потери и утраты, о которых теперь жалеете, случались?
– В октябре прошлого года вы возглавили Литературный институт. Ректорская должность сегодня предполагает много рутинной административной работы. Вам не жаль своего времени, своей свободы и независимости? Долго ли сомневались, прежде чем согласиться на это место?
– Уже несколько лет в России наблюдается настоящий писательский бум. Как сказал ваш друг Павел Басинский, Россия из самой читающей страны превратилась в самую пишущую. Для молодых авторов учредили премию «Дебют», возможности овладеть писательским мастерством сегодня довольно широки: регулярно проводятся семинары, творческие школы. Меняются ли в связи с этим задачи Литературного института и его роль в литературном процессе?
– А как вы объясните появление двух столь разнородных тенденций: с одной стороны, понижение уровня общей, и в том числе речевой, грамотности до катастрофического, с другой – рост числа людей пишущих и желающих быть прочитанными?
– Координатор премии «Дебют» Ольга Славникова считает, что те, кто входит в литературу сегодня, делают это куда ярче и профессиональнее многих своих предшественников. Согласны?
– Вам как ректору Литинститута и члену жюри многих премий приходится много читать. Наверняка нет возможности знакомиться с каждым произведением от начала до конца. По каким критериям вы отличаете стоящую вещь от проходной и незначительной?
– Есть ли сегодня интересные авторы, пишущие о религиозной жизни? Что, по-вашему, можно ждать от такой литературы?
– Вы стараетесь писать каждый день, чтобы сохранять форму, или периодами, уходя с головой в работу над произведением?
– Алексей Николаевич, в романе «Мысленный волк» затрагивается тема непростых взаимоотношений учителя и ученика – Михаила Пришвина и Василия Розанова. Насколько эта тема актуальна лично для вас? Кто были ваши учителя?
– Пришвин написал в своем дневнике: «24 октября 1944 г. Вспомнил, как я несправедливо выступил в «Кащеевой цепи» против учителей елецкой гимназии. Нужно было пройти таким 60 годам, чтобы учителя были поняты мною как хорошие учителя». Было ли в вашей жизни подобное?
Комментарии