– Итоги ЕГЭ показывают соответствие результатов экзамена и успешности обучения (годовые оценки по предметам, результаты участия в предметных олимпиадах). Анализ результатов ЕГЭ показывает эффективность работы предметных комиссий, результативность системы подготовки выпускников текущего года к обязательным экзаменам.
Вместе с тем вызывает тревогу то, что лишь пятая часть выпускников пишет без пунктуационных ошибок, третья часть не допускает орфографических, четвертая часть способна аргументировать свои высказывания и около 40% (менее половины) соблюдают нормы русского языка, то есть умеют грамотно и точно выражать свои мысли. Наибольший процент выпускников, получивших неудовлетворительные результаты ЕГЭ по русскому языку, приходится на округа со сложной этнокультурной и этнолингвистической составляющей.
При сдаче ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла у выпускников трудности вызывали задания части С, которые не только требуют знания предмета, но и призваны проверить общий культурный уровень, кругозор выпускников, умение понять смысл предложенных текстов и суть поставленных вопросов. Часто в своих рассуждениях выпускники не поднимались выше бытового уровня, не умели применять надпредметные знания, особенно в вопросах, ориентированных на рассмотрение культурно-исторической проблематики. Вызвали затруднения вопросы, требующие знания конкретных дат и деталей (исторических, литературных).
Результаты ЕГЭ московских школьников по физике показывают, что 60% участников экзамена справлялись лишь с заданиями базового уровня сложности и только пятая часть (чуть более двух тысяч выпускников) продемонстрировала умение решать задачи высокого уровня сложности. Столь малочисленная группа выпускников, достигших высокого уровня подготовки, не соответствует образовательным возможностям и потребностям в специалистах физико-технического профиля столичного мегаполиса.
Невысокие результаты показали московские выпускники по химии: средний балл по Москве сопоставим со средним баллом по России. Не достигли минимального уровня 5,27% выпускников (один из самых низких результатов по предметам по выбору), по России – 8,6%. В спецификации по предмету включена большая часть заданий профильного уровня; это вызывает затруднения у большей части сдающих экзамен. Вызывают затруднения и задания на решение расчетных задач.
Комментарии