В первые годы проведения конкурса «Учитель года» оппоненты идеи педагогического соревнования ворчали: «Кому нужно это шоу? Учитель должен уроки показывать, а он, как клоун, публику веселит». Сегодня, когда уроки, классные часы, мастер-классы участников можно посмотреть в Интернете, когда педагогическая пресса борется за право опубликовать методические разработки победителей, ни у кого не возникает сомнений в том, что профессиональная составляющая конкурса – основная. И все равно об «Учителе года России» и сегодня порой говорят: мол, победить может только педагог, обладающий талантом публичных выступлений, умеющий красиво себя подать. Учитель года России-2011, преподаватель биологии и природоведения средней школы села Баловнева Липецкой области Алексей Овчинников, блестяще опровергает это мнение.
– Алексей Васильевич, вы конкурсные испытания проходили спокойно, не позиционировали себя как будущего победителя… – Это не мой стиль – быть лидером.- А все-таки учитель должен быть артистом на уроке, не на конкурсе?- Конечно. Но это больше свойственно учителям истории, литературы, они играют, иногда «умирают» вслед за героями художественных произведений, исторических хроник.- Это их способ мотивировать учеников. А как вы привлекаете детей к своему предмету?- Может быть, наоборот, спокойствием. Тем, что простыми словами пытаюсь объяснять сложные вещи.- И вам совсем не хотелось победить, когда вы приехали на финал?- У меня не было такой цели. Честно говоря, я ехал на конкурс с мыслью, чтобы фирма «Полимедиа» подарила мне доску Smart Board. Это была моя мечта. А чтобы получить доску, необязательно становиться победителем, достаточно показать, что я хорошо умею работать с этой техникой. – Когда вы согласились участвовать в конкурсе, представляли, что вас ожидает?- Когда я стал участником районного «Учителя года», у меня был спад в работе, неудачная полоса. Сомневался в себе. И участие в конкурсе для меня стало возможностью проверить, чего я действительно стою. Так выиграл районный конкурс, потом областной. Потом попал на финал.- Возникла на муниципальном конкурсе между участниками та дружба, которая существует здесь, на всероссийском финале?- На муниципальном нет. Мы живем близко друг к другу, приехали, урок провели, уехали. Нет такого чувства коллективизма, как здесь. На региональном конкурсе мы общаемся более тесно, там участники помогают друг другу, и сейчас хорошие отношения сохранились. А на всероссийском финале эта идея достигает апогея. Действительно, если хочешь найти единомышленников, это можно сделать здесь. В повседневной жизни каждый день общаешься с людьми, которых хорошо знаешь, притерся к ним, представляешь, кто чего стоит. А сюда попадаешь – каждый человек просто кладезь какой-то! Я подружился с Евгением Федоровым из Якутии, с Андреем Владимировичем Елисовым из Нижегородской области. Каждый участник такая яркая личность!- Алексей Васильевич, у вас достаточно большой стаж работы, 16 лет. А когда вы поняли, что вы настоящий учитель, что преподавание – ваше дело?- У меня и сейчас нет такого чувства, что я экстрапрофессионал. Что-то могу, но мне еще учиться и учиться. – Ну а вот, например, был такой момент, когда вы поняли, что можете даже без подготовки войти в классе и выдать хороший урок?- Выдать урок – это не показатель работы.- А что показатель?- Чтобы ученики, которых я выучил, были успешные. Чтобы у них были правильные жизненные установки.- Что происходит с вашими учениками после школы? Они идут по вашим стопам, занимаются биологией?- Я не стремлюсь, чтобы они стали биологами, потому что у всех свои интересы. Это не показатель. Главное, чтобы они биологические знания использовали в жизни, даже неосознанно. Чтобы заботились о здоровье, не загрязняли природу. Стараюсь формировать естественную потребность.- А как это можно формировать? – Своим примером в первую очередь. Мы ходим в походы по интересным местам родного края. Когда приходим куда-то, на речку например, первым делом убираем мусор по берегам. У ребят такая потребность – они просто не могут сидеть там, где грязно. Сначала, конечно, приходится заставлять, а потом это становится естественной потребностью, внутренней культурой. – Интересный у вас предмет, он отражается на отношении человека к жизни, к окружающему миру… – Иногда говорят: «Зачем нам надо знать вашу клетку, знать, что она состоит из ДНК?» Действительно, в повседневной жизни это нам, может быть, и не нужно. Но например, когда человек решит вступить в брак и завести ребенка, он может пойти в медико-генетическую консультацию и сдать анализ, чтобы знать, не будет ли у его будущего ребенка каких-то уродств или наследственных патологий и можно ли их каким-то образом исправить. Не надо помнить какие-то параграфы из учебника, надо естественным образом применять знания в своей жизни. То же самое здоровье. Мы о нем вспоминаем обычно, когда оно заканчивается…- Алексей Васильевич, давайте поговорим о вашей педагогической биографии. Вы окончили Елецкий государственный педагогический институт. А дальше?- Пошел в среднюю школу села Теплого работать, в свою родную, где я учился, где родители работали. Сейчас у нее только статус поменялся, она стала филиалом школы села Баловнева.- А что преподавали ваши родители?- Оба преподавали математику.- И каково это – стать коллегой педагогам, которые вас учили?- Какое-то время они относились ко мне как к ученику, опекали, помогали. А потом отношения перешли в дружеские. Мне, наверное, повезло с наставниками. Когда на мастер-классе спросили, что больше влияет на наше становление – родители, школа, вуз, я не смог выделить что-то одно. Мы впитываем как губка все, что нас окружает. – Расскажите о вашей школе.- Школа наша старинная, и село старинное. Школа была земская, церковно-приходская. В 60-е годы XX века построили новое здание. У нас в районе это была первая средняя школа, которую построили по типовому проекту. До этого все были в приспособленных помещениях. Коллектив небольшой, стабильный. Учителя хорошие. Часто к нам обращаются, просят помочь, позаниматься. Слава идет, что в Теплом учителя хорошие. Детей у нас сейчас 50 человек, немного. Ученики 10-11-х классов ездят в базовую школу учиться. Я тоже там работаю в старших классах. И еще дистанционно обучаю детей-инвалидов. Не нужно никуда ездить, можно прямо из дома уроки проводить. Центр дистанционного обучения дал мне все необходимое оборудование, начиная от компьютера и сканера, заканчивая наушниками. Технологии сейчас таковы, что необязательно самому присутствовать на уроке. Курс позволяет разрабатывать уроки и давать их при необходимости в записи. Сейчас я на конкурсе, а мой ученик знает, что ему делать. Моя основная задача – переработать учебник, разделить его на маленькие фрагменты. К каждому фрагменту составляю вопрос, чтобы проконтролировать, как ребенок его понял. Презентации делаю, задания.- А по какому учебнику работаете?- Я работаю по линии учебников под редакцией Николая Ивановича Сонина. Кстати, сейчас мне дали два новых учебника на апробацию, называются «Навигатор». Я взял для 6-го и для 10-го классов. Учебник включает в себя как обязательный компонент электронный носитель, то есть диск. В учебнике в основном только текст и ссылки на различные разделы этого диска. – Информационные технологии обязательно использовать или без них можно обойтись?- В принципе можно, но с ними интереснее.- Наверное, тяжело к каждому уроку делать презентацию?- Когда руку набиваешь, становится легче. Можно создать нечто вроде накопительной системы. В этом году сделал небольшую презентацию, несколько слайдов, в следующем году еще несколько добавил. Лучше всего сделать на каждый урок серию слайдов хотя бы с заголовками, а потом постепенно добавлять туда материал.- Бытует мнение, что малокомплектная школа не может давать качественное образование. Алексей Васильевич, а вы как думаете?- Мне кажется, тут должен быть индивидуальный подход в каждом отдельном случае. Нужно все учитывать – и мнения учеников и родителей, и материальные возможности, и состояние дорог, и удаленность. У нас в этом году закрыли одну школу, там осталось 17 детей, родители как-то особо и не возмущались, с удовольствием перевели детей в более крупную школу. Конечно, их морально готовили к этому в течение нескольких лет… Ну а если на самом деле школа дает качественное образование, почему бы ей не быть? Разрушить всегда легко. – Победив во Всероссийском конкурсе «Учитель года России», вы готовы делиться опытом с коллегами?- Для меня это ответственный момент. После областного конкурса успел уже пять мастер-классов дать.- Что вы считаете своей сильной стороной как предметника?- Использование информационно-коммуникационных технологий. На данный момент я считаю это своей сильной стороной. Когда долго преподаешь, приоритеты с годами меняются. Раньше у меня была такая тема: подготовка детей к олимпиадам. Мне хотелось, чтобы мой ученик выиграл хотя бы областную олимпиаду.- Выиграл?- Призером стал. У меня так несколько учеников шли подряд. Я их практически весь год готовил. Но чтобы ученик выиграл в областной олимпиаде, он должен быть одаренным. А учеников стало меньше, выбор меньше. Может быть, талант только через пять лет появится… Теперь мне кажется важным учить всех детей навыкам проведения простых опытов, экспериментов, которые может сделать каждый. А информационные технологии используются для обработки, оформления результатов. – Ваша семья – это…- …жена Ольга, она тоже учитель, вместе со мной работает в школе. Преподает русский язык. Дети тоже в школе, сын Павел учится в седьмом классе, дочка Даша – в третьем. – Как с семьей проводите свободное время?- Любим совместные поездки на машине куда-нибудь. Смотрим интересные места у нас, в Липецкой области, по соседству, в Тульской. На юг ездим. Дети всегда ждут этих поездок. – А по выходным как отдыхаете?- Не скажу, что у нас активный отдых. За неделю устаешь психологически очень… – А что такое для вас отдых?- Дома побыть в покое, в тишине. Книгу почитать. – Как вы себе представляете свою жизнь после конкурса?- Хотел бы вернуться к тому, что было до конкурса. Хотел бы работать в своей школе.
Комментарии