Закон «Об образовании в РФ» точно говорит о том, кто в нашей стране должен заниматься управлением содержания общего образования. Это сеть региональных и федеральных учебно-методических объединений в сфере общего образования (статья 19).
Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе общего образования разработано, зарегистрировано в Минюсте РФ и с февраля 2015 года уже действует, подписан приказ о создании Федерального учебно-методического объединения в сфере общего образования. Мы определили ответственную организацию, на базе которой это федеральное УМО будет действовать, Российская академия образования – та базовая организация, которая будет заниматься формированием содержания общего образования, президентом федерального УМО приказом министра образования и науки РФ назначена президент РАО Людмила Вербицкая.Мы говорим, что сейчас нет национальной доктрины образования, но у нас есть другие стратегические документы, которые предъявляют внешнее техническое задание для Минобрнауки РФ как отраслевого ведомства и для системы образования в целом. Например, есть Национальная стратегия инновационного развития страны до 2020 года, в ней образованию посвящен огромный раздел, в котором указаны две главные задачи – введение стандартов и обновление содержания и образовательных технологий общего школьного образования, четко обозначены предметные области, в которых мы должны это содержание обновить. Есть знаменитый указ Президента РФ о мерах по реализации госполитики в области образования, он тоже одним из направлений задал обновление содержания образования, концепция развития математического образования возникла ровно из этого указа.Мы должны в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования, вместе с общественно-профессиональным сообществом создать предметные ассоциации, понимаем, что без совместной работы разных предметных ассоциаций друг с другом не получится качественный продукт в виде стандарта, в который мы будем возвращать содержание общего образования.Очень важна разработка примерных программ для основной школы, 2014 год был этому посвящен и показал, что у нас много нестыковок, несогласованностей в содержании общего образования, четко мы это увидели в русском языке и литературе, в математике, географии. Например, по географии мы учим детей, что такое масштаб, в математике еще к этому не приступают. На уровне разработки предметных концепций должны пройти согласование, синхронизация школьного учебного материала, чтобы в новый стандарт мы закладывали содержание, соответствующее по годам обучения друг другу (то есть предметные концепции должны параллельно разрабатывать по всем предметным областям), которое решало бы те задачи, которые федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым годом обучения по каждой предметной области и по каждому уровню общего образования. Мы не должны потерять метапредметную, личностную рамку.Новый стандарт, который мы начинаем разрабатывать вместе с предметными ассоциациями, не должен превратиться в обязательный минимум содержания. Единство образовательного пространства обеспечивается через единство требований к условиям реализации образовательных программ, к их реализации при вариативности образования, но обязательно при определении базового содержания общего образования, той федеральной рамки, которая обеспечивает образовательное единство нашей страны.Концепция – поляна региональных и федеральных учебно-методических объединений, которые занимаются формированием содержания образования, та основа, на базе которой будут формировать как сам стандарт в части требований к результатам и структуре, так и примерные основные программы – инструментарий по введению и реализации стандартов общего образования.Мы видим, условно говоря, два места в структуре нынешних стандартов: через определение базового содержания в требованиях к результатам по годам обучения и в требованиях к структуре программы, там, как предполагаем, очень уместно будет включить обязательные, дидактические образовательные единицы. Например, в требованиях к результатам в этой части стандартов будет записано: к завершению 6-го класса должны быть достигнуты результаты, то есть ученик научится выполнять арифметические действия с десятичными числами, сложение и вычитание трехзначных чисел, умножение и деление двузначных чисел на однозначные, к завершению 6-го класса выпускник, кроме того, получит возможность научиться. Мы считаем принципиально важным, чтобы в стандарт вошли две позиции – должны быть достигнуты, ученик научится и получит возможность научиться. Более того, с 1-го класса сейчас по новому 273-му ФЗ с условием запросов родителей и обучающихся может быть осуществлена дифференциация образования. То есть с 1-го класса может быть реализовано профильное обучение – то, что мы в законе называем в скобках – или углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей. Вот такие требования в соответствии с 66-й статьей Закона «Об образовании в РФ» тоже нужно будет предусмотреть по предметным областям, отдельным учебным предметам учебного плана.В разделе, который называется сейчас «Требования к структуре образовательной программы», будет зафиксировано, например, что при формировании программы по математике в 6-м классе должны быть включены такие единицы содержания, темы – целые числа, арифметические действия с ними, множество рациональных чисел, основное свойство дроби. По крайней мере, такой подход сегодня у нас сформирован и в такой логике мы пойдем. Свою позицию мы уже доложили в Госдуме на заседании межфракционной рабочей группы, которая создана в соответствии с поручением Президента РФ по итогам Пензенского форума. Группа совместная – Общественной палаты и Общероссийского форума, в нее вошли все представители фракций.Требования стандарта к отдельным элементам перегружены, не соответствуют современному состоянию школы и современной подготовке учителя. Очень формализована, очень перегружена структура самой рабочей программы. В этой части 4-летний опыт реализации стандарта начальной школы показывает, что здесь тоже нужно будет вносить коррективы. Поэтому в те большие изменения, которые мы будем делать в соответствии с поручением Президента РФ, будут не только включены содержательные аспекты, определяющие содержание общего образования по всем уровням, но и пересмотрены требования к отдельным структурным элементам примерных программ. Мы насчитали 60 предметных и надпредметных примерных рабочих программ, которые нужно разработать, чтобы стандарты были нормально реализованы.2015 год – это год средней школы, поэтому мы призвали всех принять активное участие в формировании содержания этого очень важного уровня общего образования, так как по этому уровню образования не было вообще никаких примерных программ. Те регионы, те школы, которые сейчас в пилоте этот стандарт вводят, – пионеры, они сами формируют содержание, ориентируясь на ГОСТ 2004 года – его никто не отменял, до 2021 года он будет действовать, постепенно передавая свои права новому стандарту.
Комментарии