«Страна глухих», «Дубровский», «Мой сводный брат Франкенштейн», «Ретро втроем», «Гибель империи», «Дикое поле», «Орда», «Орлеан»… Киноманы знают, что, а вернее кто, объединяет эти фильмы. И хотя у скрипача-виртуоза и руководителя Ансамбля 4’33” Алексея Айги много преданных поклонников, широкой публике он известен именно как кинокомпозитор. Мода на него не проходит. Он не устает удивлять, соединяя, казалось бы, несоединимое: классику и авангард, этно, рок и джаз, оркестр и электронику. Покоряет и эксцентричная манера поведения музыканта на сцене – в моменты высокого эмоционального напряжения Алексей подпрыгивает, будто взлетает. Полные залы, длинный список престижных наград и динамичная творческая жизнь на два дома (в Москве и Париже), кажется, Айги рожден под счастливой звездой. И все-таки больше всего на недавней образовательной программе «ЛУЧ» на ВДНХ, которую вел музыкальный критик Андрей Бухарин, музыканта расспрашивали о работе в кино.
– Алексей, как вы вошли в музыку? Это было в детстве, когда только начинается самоидентификация?
– Вас больше всего знают как кинокомпозитора. А ведь вы начинали с немых фильмов. То есть пришли в кино как тапер?
– Ну а самое-то начало?
– Если говорить о российских фильмах 1990-х годов, знаковой для многих стала картина «Страна глухих». Возможно, это первый фильм того периода, обладающий качествами произведения искусства. И там был потрясающий саундтрек. Успешная карьера в кино для вас началась именно с этого момента?
– «Орда» – фильм, который стоит посмотреть, чтобы не быть голословными в суждениях о российском кино. Вам было интересно писать к нему музыку?
– Вы работали со многими режиссерами. У всех свой подход к работе с композитором. Вот о разных подходах расскажите, пожалуйста…
– А есть для вас идеальный дуэт, пример творческого альянса кинорежиссера и композитора?
– Вы работаете по заказу, это не сковывает?
– А в немом кино?
– У вас серьезная фильмография, в основном яркое, прозвучавшее кино. А были провалы, о которых сожалеете?
Досье «УГ»
Комментарии