– Алексей Васильевич, у конкурса «Учитель будущего», в котором приняли участие многие педагоги, уникальная история. С момента проведения полуфиналов и до заключительного этапа профессионального состязания прошел год! Был ли этот период поводом пересмотреть какието моменты в организации, в процедуре проведения?
– Безусловно, этот год прошел не только в ожидании конкурсных мероприятий, но и в решении рабочих вопросов. Например, за это время мы получили много откликов от профессионального сообщества, в том числе от экспертов. Вместе с ними мы прорабатывали сценарий заключительного этапа конкурса. Оригинальные финальные испытания как раз следствие нашего плодотворного общения на протяжении всего 2020 года. Но если говорить в целом, то никакого кардинального переосмысления идеологии или процедуры проведения конкурса не произошло.
– Кто принимал участие в разработке таких, можно сказать, неформальных испытаний, как междисциплинарный урок, миниконференция и проектирование воспитательного мероприятия?
– Здесь работали вместе: и команда президентской платформы «Россия страна возможностей», и представители профессионального сообщества.
– Оценивать выполнение конкурсных заданий, наверное, непросто…
– Согласен, что это задача не из легких, но наши эксперты являются серьезными специалистами в сфере образования. К слову, большинство экспертов продемонстрировали максимальную вовлеченность, и нам было удивительно и приятно то, что люди остались включенными в судейство на всем протяжении конкурса от первого полуфинала до заключительного этапа в СанктПетербурге. А это более 70 человек! Здесь представители федеральных и региональных вузов, в том числе ректорского корпуса, руководители органов управления образованием нескольких регионов России, специалисты Министерства просвещения России, кандидаты и доктора наук, директора школ, методисты и т. д.
– В одном из интервью вы подчеркнули, что более трети участников финала из сельских школ…
– Да, для нас это очень радостная статистика. К сожалению, многие думают, что в селах нет ни должного оборудования, ни педагогических кадров, способных осуществлять качественный образовательный процесс. Но это не так. Ребят обучают и воспитывают замечательные, умные, талантливые учителя независимо от того, где находится школа в мегаполисе или в селе.
– Как вы считаете, неформальный дух конкурса, оригинальность конкурсных заданий, массовое участие в нем учителей могут както повлиять на развитие системы образования в целом?
– Мы уверены, что повлияют, тем более что с нами очень активно работают наши коллеги из Министерства просвещения России. Даже в рамках проведения финала конкурса задумано несколько встреч, где представители профильного ведомства, органов исполнительной власти и учителя могли бы обсудить текущие проблемы в сфере образования, в том числе определить направления дальнейшего движения. Сейчас во всех конкурсах мы в первую очередь оцениваем так называемые гибкие, надпрофессиональные, навыки. Именно их развитию сейчас нужно уделять пристальное внимание. На мой взгляд, наше будущее зависит как раз от правильных софтнавыков учителей, от того, как они могут работать в команде, как ориентируются в возрастной психологии, обладают ли эмпатией и т. д. Педагогика это предельно ответственная профессия, здесь важны как предметные, так и межпредметные компетенции.
– Победителями конкурса станут 30 учительских команд. Что ожидает их потом?
– Я считаю главной наградой не только обучение в мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия страна возможностей» и стажировки в образовательном центре «Сириус», но и вступление в профессиональное сообщество, объединение педагогов, общение с коллегами, знакомство с лучшими педагогическими практиками и возможность применения их в своей профессиональной деятельности.
Хронология и цифры конкурса:
Конкурс «Учитель будущего» президентской платформы «Россия – страна возможностей» проходил в несколько этапов. Дистанционный этап включал тестирование по предметам преподавания, возрастной психологии и педагогике, а также по нормам русского языка и культуре речи.
По итогам онлайн-этапа были определены 400 команд – 1200 человек, которые продолжили состязание на очных окружных полуфиналах. Полуфиналы прошли в 2020 году в 8 городах: Санкт-Петербурге, Владивостоке, Томске, Екатеринбурге, Грозном, Ростове-на-Дону, Уфе и Москве.
Из 39 тысяч участников на старте конкурса в финал вышли 99 команд – 296 учителей из 44 регионов России. Регионами – лидерами по числу участников стали Санкт-Петербург, Кемеровская область, Чеченская Республика, Свердловская область и Ставропольский край. Среди финалистов больше всего учителей начальных классов, русского языка и литературы, математики и географии.
Самому молодому конкурсанту 19 лет, самому старшему – 76 лет. Почти 50 педагогов не старше 30 лет. Большинство конкурсантов относятся к возрастной группе от 31 до 55 лет, а более 10 учителей в возрасте от 56 до 70 лет.
Среди участников конкурса женщин 85%, а мужчин лишь 15%.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Комментарии