Внимательному читателю Александра Маринина известна как автор обширного жанрового диапазона: в ее творческом арсенале не только детективы, но и семейные саги, и даже комедии, а новый роман, анонсируемый в интервью «Учительской газете», построен на анализе текстов Горького и возможностях преподавания литературы в советское время. Однако немаловажный вектор ее прозы – психологический: герои Марининой останавливаются на развилке сложного морального выбора, который нередко становится результатом движения с детства не по «своей» дороге. О том, почему подросток не заинтересуется произведением, которое подано в учебнике «правильным» образом, к каким трудностям могут привести заложенные в детстве комплексы и как соотносятся сбор материала и писательская работа, Александра Маринина рассказала в эксклюзивном интервью «Учительской газете».
– Пристрастие к одиночеству, чтение вместо прогулок, кажется, что все в рассказах о вашем детстве предопределяло писателя Александру Маринину. А сами вы в школьные годы ощущали себя писателем по складу характера?
– Вы упоминали, что комплексы, закладываемые с детства родителями, затем успешно «корректировали» ваши близкие. Как происходил процесс «коррекции»? Играло ли роль в большей степени личностное усилие или окружение?
– Один из сквозных психологических сюжетов вашей прозы – нелепость стереотипов, навязанных нам с детства. Дайте совет: как найти золотую середину между правилом, не вырождающимся в шаблон, и пониманием многооттеночной картины мира?
– «С этого дня у меня больше не будет начальника», – пообещали вы своим близким, выйдя в отставку. Сейчас для вас свобода – радость, дарованная самой себе за годы принуждения, или ежедневное преодоление «в пользу писательства»?
– Что для вас сейчас вылазки на телевидение, общение с журналистами, с читателями за пределами сложившегося круга? Скорее целенаправленный выход из зоны комфорта или органичная потребность натуры?
– Проза для вас в большей степени документ, требующий дотошной сверки фактов, или художественный вымысел?
– Изучение личности преступника «лицом к лицу» в рамках вашей первой профессии – экстремальный психологический опыт. Какие черты детства и юности помогли вам воспринять эту, в общем, экстремальную ситуацию как приемлемую?
– После выхода в отставку вы продолжали писать в отдельном кабинете, организованном вашим бывшим начальником для вас, по собственным словам, ради довлеющего над вами «писательского кнута»… Продолжаете ли вы писать в отдельном офисе?
– А как происходит погружение в работу над материалом после его основного сбора? Ежедневники, записные книжки, самоизоляция от социальных сетей?..
Комментарии