Режиссер Александр Сокуров живет в Петербурге и редко выбирается в Москву для встречи со зрителями. Ему трудно найти время в своем плотном графике: съемки, поездки по стране и за рубеж, работа со своими учениками. Конец 2017 года был, как всегда, богат на события – Александр Сокуров успел побывать в Берлине и получить премию Европейской киноакадемии, а также в Индии на фестивале в Керале и получить почетный приз «За особые достижения». Но все же он нашел время, чтобы в Москве на площадке Театра Наций представить книгу «Диалоги с Сокуровым», которая стала итогом проекта «Открытая библиотека». В книге собраны беседы прославленного режиссера с яркими и неоднозначными фигурами на современном культурном ландшафте – писателями Людмилой Улицкой и Светланой Алексиевич, режиссером Кириллом Серебренниковым, журналистом Галиной Тимченко, протоиереем Алексеем Уминским, президентом благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нютой Федермессер.
Александр Сокуров на встрече сразу же отметил, что он не является центральной фигурой книги «Диалоги с Сокуровым», и попросил отдать должное своим собеседникам:- Моральная и человеческая аура моих собеседников столь велика, что меня нельзя возвышать над ними. Даже в книге. Эти люди меня многому научили. А сам проект стал в Петербурге точкой притяжения – я вижу там хорошие лица, молодые и не очень. Сложился свой круг людей. Это чем-то похоже на мои ощущения от филармонии. Я ходил в Ленинградскую филармонию еще школьником, хожу постоянно сейчас. Я вижу там знакомые лица, я видел их в концертном зале еще детьми. Это необходимая общность. Я хочу, чтобы аура встреч «Открытой библиотеки», слова и мысли остались в форме книги.- Александр Николаевич, книга «Диалоги с Сокуровым» отметила один из этапов вашей жизни, но вехи в жизни кинорежиссера – это фильмы. Над чем вы сейчас работаете?- Это секрет. Хотя могу сказать, что это большой международный проект с участием итальянской стороны. Проект сложный, потому что много разных людей, много языков. Пока боюсь говорить об этой работе.- Наверное, вы могли бы рассказать о работе ваших учеников – знаменитой уже мастерской, которую вы вели в Нальчике. Молодые режиссеры продолжают удивлять новыми фильмами: Кантемир Балагов получил приз в Каннах за фильм «Теснота», вышел в прокат фильм «Софичка» Киры Коваленко. Вы следите за судьбой выпускников мастерской и готовы ли им помогать и дальше?- В этом году выйдет еще два фильма – «Глубокие реки» Володи Битокова и «Слухач» Саши Золотухина. После выпуска прошло два года, и уже вышло четыре полнометражных фильма. Это блестящий результат. Большинство выпускников киношкол, ВГИКа получают возможность снимать большое кино гораздо позднее. Хотя успех первой картины – это не показатель. Должна быть вторая, третья картина, нужно пережить провалы и ошибки. Все это необходимо для роста. Еще одна моя ученица, пожалуй, самая удивительная личность в нашей мастерской, – Малика Мусаева. Она не сняла еще свою большую картину, но сейчас она учится в Германии в гамбургской киношколе. И я внимательно слежу за ее судьбой. Малика пришла в мастерскую с минусовым уровнем и совершила революционный рывок в своем развитии, сделала себя сама. Это молодая, сильная, волевая чеченка. Глядя на нее, я думаю, что главное сокровище чеченского народа – это женщины. Сейчас Малика со всей силой своего характера пытается выжить в европейском кино, которое слишком увлекается социальными проблемами и не заглядывает глубже, не пытается понять, что происходит внутри человека. Увы, для немецкой киношколы моя ученица оказалась слишком тонкой и серьезной. Ее там пытаются ломать. Но, надеюсь, Малика выдержит, и если у нее не будет получаться, я готов ей помочь.- Тем не менее европейцы высоко ценят ваши фильмы – вы только что получили самый почетный приз Европейской киноакадемии – «За заслуги». Это своего рода европейский «Оскар». Насколько важна для вас оценка зарубежных коллег, их мнение?- Европейская киноакадемия существует уже 30 лет, и ее создавали выдающиеся мастера – Ингмар Бергман, Вим Вендерс, Вернер Херцог и другие. Это содружество близких, понимающих друг друга людей, которые не завидуют, а искренне радуются победам коллег. На вручении в зале была необыкновенно дружественная атмосфера. И я благодарен своим коллегам за высокую оценку моего труда. Но важно другое. Это культурная элита Европы, которая вырабатывает трезвые оценки. Я не раз обращался к европейским киноакадемикам, чтобы провести ревизию качества кино, начать борьбу с насилием в нем. Но сдвинуть этот мерзкий камень с места никак не удается. Кино слишком полюбило насилие, фильмы создают привлекательную картинку войны, боя, смерти, превращают эту важную тему в товар. Но смерть на войне красивой не бывает. С этой иллюзией нужно бороться. Однако те, кто зарабатывает сегодня на кино, пока побеждают. Это порок и очень болезненная для меня тема.- Еще одна заметная проблема отечественного кино – прокат российских фильмов. Ваши фильмы, фильмы ваших учеников да многих других интересных думающих режиссеров увидеть на экранах кинотеатров очень трудно.- Да, эту проблему нужно решать, и я об этом уже неоднократно говорил на совете по культуре при президенте. Это системный вопрос, и поднимать его необходимо на самом верху. Старая система проката разрушена, новая так и не создана. На телевидении тоже нет российского большого кино. Я уверен, что нужно говорить о квоте для отечественного кинематографа на федеральных, фактически государственных, каналах. Нужно заставлять каналы показывать кино, давать его бесплатную рекламу. Телеканалы должны говорить о реальной жизни, а не заниматься вульгарной пропагандой.Нужно создавать новую сеть проката, отдельно для отечественного кино, и для решения этой задачи необходимо подключать местную власть и местные бюджеты. Это ведь не требует много денег. Мне много приходилось бывать в регионах, встречаться с губернаторами. Я везде спрашиваю: «У вас есть пустой подвал на 60 мест, для синематеки? Пусть там собираются молодые, смотрят кино». Губернаторы, конечно, кивают, говорят, что да, подвалы у них есть, что все можно сделать. Но, увы. Дальше разговоров дело не движется. Когда я снова приезжаю в этот регион спустя какое-то время, вижу, что ничего не меняется. Ведь документы в поддержку культуры у нас есть, но они не выполняются. Это странный парадокс при, казалось бы, сильной власти. Законы у нас есть, воли их выполнять нет.Я уверен, что нужно показывать все, что снимается. Только так у режиссеров, у продюсеров и даже у студентов с их учебными фильмами будет ответственность за свое кино. Ведь потрачены государственные деньги. Наши деньги. Значит, все должны видеть результат.- В Москву вы приехали из Индии, где принимали участие в программе кинофестиваля в городе Керала. Какие впечатления вы привезли оттуда?- Главное впечатление – люди. Много молодых образованных людей – в кинозалах, на пресс-конференциях. Залы на моих фильмах были полные. Жизнь в Индии драматичная, чудовищная нищета и современные цивилизованные города – все рядом. Но важно, что люди очень любят кино и внимательно всматриваются в далекую для них жизнь. Они делают достаточно шагов, чтобы нас понять, а мы не двигаемся им навстречу. Мы сегодня совсем не видим качественное индийское кино. Нет серьезного культурного обмена между Россией и Индией.- Волевой режиссер – это то, что говорят про вас. Насколько вы прислушиваетесь к мнению других, принимаете идеи других?- Я тотальный автор. Случайных сюжетов в моей работе не было и не будет. После ВГИКа я пришел на Ленинградскую киностудию со своим списком тем для фильмов – больше двадцати пунктов. Там были фильмы о Троцком, о Твардовском, о ГУЛАГе, там был Андрей Платонов, «Мадам Бовари», документальные элегии. Почти сразу началась война с руководством киностудии за эти сюжеты. Что-то удалось сделать, что-то не удалось, что-то уже никогда не смогу снять. Мои интересы развиваются, и что-то уже становится не важно для меня. Например, сейчас меня очень интересует фигура Гете. Режиссура – забег на длинную дистанцию. Важно постепенное эволюционное выращивание себя, создание канона – что допустимо, а что нет. Например, считаю, что нужно подвергать себя ежедневному контролю, чтобы не возникло профессиональной гордыни.- Есть режиссер, который для вас остается авторитетом?- Кира Георгиевна Муратова.- Вы не раз говорили, что кино – это не искусство, однако вы посвятили ему всю жизнь и продолжаете им заниматься…- Кино существует чуть больше ста лет и еще не сформировало свой язык, чтобы считаться искусством. Оно еще недостаточно цивилизовано. На мой взгляд – это один из видов культуры. В кино все еще невозможны по-настоящему великие, фильмы, настолько же великие, как, скажем, произведения живописи. Проходит совсем короткий период времени, и при просмотре фильма видно обилие ошибок. Режиссер еще жив, а кино уже смотреть невозможно. Оно устаревает, умирает. Это трагедия.- Александр Николаевич, вы много занимаетесь общественной работой, защитой памятников архитектуры в Петербурге. У вас нет разочарования от этой борьбы? Ведь она чаще всего не дает заметных результатов…- В Петербурге идет серьезная борьба за архитектурное наследие. Это опасная борьба, так как за сносом памятников архитектуры стоят серьезные финансовые интересы. Эти люди ни с чем не считаются. Активная гражданская позиция ставит людей на грань жизни. Ни я, никто из моих сторонников не знает, что нас ждет поздним вечером у калитки около дома. Но ведь мне немного нужно. Я хочу, чтобы на моей Родине все было разумно. Наша страна круг за кругом переживает войны, какие-то жуткие ситуации в регионах, какие-то просчеты. Ничего не меняется. Мои любимые японцы говорят: «Если нужно что-то просить у Бога, то нужно просить разум». Этого я и хочу попросить для нас всех.Досье «УГ»Александр Николаевич Сокуров. Родился 14 июня 1951 года в семье военного. В 1974 году получил диплом историка Горьковского университета. Еще студентом начал снимать телефильмы на Горьковском телевидении. В 1975 году поступил на режиссерский факультет ВГИКа, где почти сразу прослыл бунтарем. Первый фильм режиссера «Одинокий голос человека», снятый по рассказам Андрея Платонова, не был засчитан руководством вуза в качестве дипломной работы, и пленка подлежала уничтожению. Сокуров и его соавтор, сценарист Юрий Арабов выкрали пленку, и она много лет хранилась дома у режиссера. В 1987 году фильм «Одинокий голос человека» получил Гран-при фестиваля в Локарно. Сегодня большинство фильмов Александра Сокурова отмечены международными и российскими наградами, в том числе: «Молох» – призом Каннского МКФ, «Фауст» – призом «Золотой лев» Венецианского МКФ. Александр Сокуров – народный артист России, лауреат Государственной премии, член Президентского совета по культуре и искусству. Европейской киноакадемией включен в список 100 лучших режиссеров за всю историю кинематографа наряду с С.Эйзенштейном и А.Тарковским.
Комментарии