search
main
0

Александр СЕРЕБРОВ:

“Уроки из космоса приводят ребят на путь открытий”

Процесс познания всегда влечет за собой процесс обучения. Все великие ученые имели своих учеников. Каждый первооткрыватель стремится сделать свое открытие достоянием других.

Исследования в космосе породили целые отрасли знаний и внесли коррективы в классические науки. Космонавты стали обладателями уникальных знаний. Кому достаются они, как используются на благо страны и человечества? На первых порах бесценные сведения, полученные в космическом полете, засекречивались, особенно в нашей стране. Более чем странно: научно-техническая деятельность, вызывавшая всеобщий интерес, велась скрытно. Американцы первыми поняли, что в космос должны летать не только летчики и ученые, но и школьные учителя. Полеты должны осуществляться не только в интересах науки и военных ведомств, но и в интересах народного образования. Уже в 1984 году в США была объявлена национальная программа “Учитель в космосе”, началась подготовка учителей к полетам. Трагическая гибель “Челленджера” и его экипажа, в составе которого была учительница Криста Макколиф, лишь отсрочила посылку в космос учителя, которая все же состоялась и готовится очередная. Об этом в первом номере “УГ” с.г. была напечатана статья Петра Положевца “Звездная миссия”.

В нашей стране как раз в это время интерес к космосу стал падать. Но только не у детей. Многих из них, увлеченных ракетно-космической техникой, объединяет Всероссийское молодежное аэрокосмическое общество “Союз”. Это самая массовая на сегодня молодежная организация, которая в конце прошлого года отметила свое десятилетие. Она широко поддерживает юные таланты, участвуя тем самым в подготовке будущей интеллектуальной элиты России. На сегодня в ВАКО “Союз” входят более 200 самодеятельных объединений школьников и студентов из 56 регионов страны. Всероссийское аэрокосмическое общество предлагает национальные молодежные образовательные программы, которые способствуют подготовке высококлассных специалистов наукоемких технологий.

Для подростков создана система заочного аэрокосмического образования по направлениям: “Космонавтика”, “Астрономия”, “Физика аномальных явлений”, “Космическая энергетика”, “SETI”. Авторы многих программ ВАКО “Союз” стали лауреатами конкурсов авторских программ Министерства образования России. Среди исследовательских работ, подготовленных старшеклассниками, оказалось большое количество самобытных, оригинальных, отмеченных жюри. За четыре последних года около 200 финалистов конкурса “Космос” стали студентами МГТУ им. Баумана, МАИ и других вузов аэрокосмического профиля без вступительных экзаменов по результатам защиты своих научно-практических проектов.

Общие экономические трудности не могли не коснуться и Всероссийского молодежного аэрокосмического общества “Союз”. Появились проблемы с реализацией необходимых для школьников и студентов образовательных программ – федеральное финансирование полностью прекращено. Пострадала и программа “Одаренные дети”. Раньше сто школьников получали именные стипендии, теперь их пришлось отменить, заочная аэрокосмическая школа вынуждена была перейти на платное обучение. До уроков ли из космоса в нынешнем положении?

Об этом мы беседуем с летчиком-космонавтом СССР, президентом Всероссийского аэрокосмического общества “Союз” Александром СЕРЕБРОВЫМ.

Чтобы представить читателям собеседника, замечу, что Александр Серебров, выпускник Московского физико-технического института, в отряде космонавтов отличался замечательными инженерными способностями, обширными познаниями, которые и привели его в космос. К тому же он оказался и прирожденным педагогом, даже имел некоторый учительский опыт. Наверное, поэтому именно ему пришла мысль провести космические уроки для школьников прямо с орбиты.

– Александр Александрович, каким образом вы связываете космонавтику и образование? Вы хотите, чтобы школьники получили больше знаний? Или в чем-то важном изменились их взгляды на жизнь, их философия?

– Полеты в космос – это не романтическое бегство от земных проблем. Наоборот, космонавты работают на земные нужды и изучают не столько звезды и небесные тела, сколько родную планету. Наблюдения извне поверхности Земли дали такие поразительные и многообразные научные сведения, что они должны быть обязательной составной частью современных образовательных программ.

Космос изменил наше философское представление о родной планете. Оно заключается в том, что мы, люди, составляем с ней одно целое. Человеку от Земли не уйти никуда. Живя месяцами на орбитальной станции, постоянно возвращаешься к ней и в мыслях, и в снах. Всякие фантазии о переселении на другие планеты или рукотворные космические города, летящие в космосе, – бред технократа. Окружающая среда формирует человека биологически и интеллектуально, сама Земля является источником человечности. Поэтому надо беречь и лелеять ее! Понятие гуманизма относится не только к человеку, но и к Земле. Я хотел бы, чтобы именно такое представление стало основой мировоззрения учащихся, что выжить человечество может, только используя космос.

Конечно, надо знать как можно больше. “Науки юношей питают”, помогают нам читать чудесную книгу природы. Образование позволяет человеку смело смотреть в завтрашний день, вселяет уверенность в собственные силы.

Хотелось бы привести еще один интересный вывод. Лет сорок назад, когда начались космические запуски, люди ждали вестей – нет ли где еще жизни, хотя бы растительной. Мы обшарили все околосолнечное пространство и убедились – нет. Если она где-то и существует, на других звездах или галактиках, то для меня это неактуально, потому что об этом мы узнать не сможем. Оставим эту проблему следующему тысячелетию. Зато отсутствие жизни в пределах досягаемости нашего разума доказывает исключительность Земли, исключительность жизни на ней, исключительность человека и разума. Мы, как и древние, снова ставим Землю в центр мироздания, конечно, не в космогоническом плане, а в философском, мировоззренческом.

По моему мнению, очень важно объяснить это ребятам. Во всей Вселенной для человека нет другой планеты. А вся работа в космосе, все исследования – это для того, чтобы лучше понять Землю, лучше благоустроить ее и сберечь для будущих поколений.

Чтобы убедительно говорить об этом, надо дать учащимся возможность взглянуть на Землю из космоса. Картинки в иллюминаторе космической станции – это не то, что картинки в учебнике. Увидев их, ребята по-иному станут изучать многие школьные предметы, получат яркое представление об общем доме людей – планете Земля. По-иному станут относиться к природе, людям, самим себе.

Уроки из космоса как органическая часть образовательных программ поможет изменить сознание людей, их мышление. Так думал не я один, другие космонавты тоже. Нас поддерживали в Центре управления полетами. И начались съемки специально для школьников. Начиная с 1990 года в Центре управления полетами регулярно демонстрируются уроки из космоса для учеников школ Москвы и Подмосковья, а бывало, что в зале ЦУПа собирались дети из десятков стран. Само место их проведения, изумительные живые кадры плюс богатое детское воображение делают ребят почти очевидцами, участниками полета. Будто и они тоже преодолели земное тяготение и посмотрели на свою планету со стороны. И теперь можно с уверенностью сказать, что Россия обладает определенным опытом “космической педагогики”, уникальной серией “уроков из космоса”. В настоящее время уже выпущены на видеокассетах уроки “Мир невесомости”, “Свойства жидкости”, “Электричество и магнетизм”, “Механика”, “География. “Ожившая” карта”. Готовятся новые фильмы.

– Американцы намерены проводить уроки не в записи, а прямо с орбиты в класс. Мы же пока пишем на кассеты. Что нам мешает это делать?

– Уроки в режиме прямой связи – дорогостоящее и довольно сложное с технической точки зрения мероприятие, я имею в виду связь “борт-класс”, и могут носить только разовый характер. А видеокассету учитель может использовать в любое учебное время, полностью или фрагментарно. Само “изготовление” урока позволяет осуществить монтаж, включить дополнительный видеоряд, которого нет на борту, что повышает художественную, познавательную эффективность его.

– Как вам удавалось пробить эту идею? Снять уроки – это же деньги. Значит, необходимо дополнительное финансирование? Может быть, оно несущественное, но подготовить уроки – значит не выполнить своих прямых обязанностей во время полета…

– Многие поняли важность программы “Уроки из космоса”: она была поддержана президентом Б. Ельциным. Российское космическое агентство и Ракетно-космическая корпорация “Энергия” предоставили режим наибольшего благоприятствования, а космонавты проводили уроки, используя свое свободное время, что возможно только в условиях длительного полета.

– Каков тираж кассет? Сколько их распространено?

– Распространение видеокассет только начинается. А в идеале хотелось бы, чтобы в каждой школе, учреждении дополнительного образования был комплект кассет с “уроками из космоса”.

– Как делались эти уроки? В соответствии с интуицией или был специальный план?

– Прежде всего хотелось использовать уникальные возможности невесомости для почти идеальной иллюстрации действий законов природы, хотелось показать различные природные явления, происходящие на Земле и за ее пределами, в их динамике и взаимосвязи, рассмотреть процессы, происходящие на нашей планете, через призму общечеловеческих проблем.

В то же время “уроки из космоса” выстроены с учетом школьных курсов физики, географии и других, что позволяет взглянуть на них с совершенно неожиданного ракурса.

– Кто-нибудь из активных участников Всероссийского аэрокосмического общества “Союз” сделал “космическую” карьеру?

– ВАКО “Союз” не ставит перед собой такой задачи: готовить из своих воспитанников космонавтов. Это нереально. Но многие из “ваковцев” учатся или уже закончили аэрокосмические вузы и работают в областях, связанных с авиацией и космонавтикой. Наверняка кто-то из них в будущем будет трудиться на космических орбитах.

– Александр Александрович, для каждого учителя особо памятен первый проведенный им урок. Вы помните свой?

– В январе 1990 года с Александром Викторенко во время моего очередного полета мы провели первый урок из космоса, посвященный памяти Кристы Макколиф. И лишь после этого начались съемки для таких же занятий в ЦУПе.

– Многие учителя, ученики которых регулярно посещают “уроки из космоса”, рассказывали, что они произвели на ребят огромное впечатление. Эффект присутствия почти полный. Они помогли ученикам полюбить такой предмет, как география. Эта наука по-прежнему у нас “не дворянская”, то есть не очень важная в жизни, хотя она очень близка к экологии – весьма злободневному вопросу в нашей жизни.

– Находясь в космосе, действительно Землю всю охватываешь разом. Взгляд со стороны дает возможность увидеть то, чего не увидишь, даже просто путешествуя по планете, тем более не увидишь на обычных, земных снимках, рисунках, географических картах. Повторяю, из космоса вид иной. “Большое видится на расстоянии”. Цвет воды, суши, материков порой неожиданный, карта абсолютно не дает о нем точного представления. Скажем, Мадагаскар совсем по-другому окрашен, чем его изображают на физической карте. Там на севере острова сегодня образуется пустыня из-за вырубки лесов.

А озера? На карте они голубые. На самом деле бывают синие, зеленые, красные – это те, которые соленые от железа. К примеру, озеро Эйр в Южной Австралии. В нем сейчас нет воды, а в энциклопедическом словаре написано, что наибольшая глубина этого озера – 20 метров. Озеро Чад в Африке, если верить картам и словарям, имеет глубину до 11 метров. На самом деле это огромное болото, и из космоса можно заметить лишь небольшое пятнышко воды. Вот и все, что осталось от огромного водоема. Река Амазонка тоже не так полноводна и местами превратилась в болото. Береговые линии материков, островов, полуостровов также не похожи на привычные нам по школьной географии. Скажем, берег Калифорнийского залива сильно меняется во время отливов и приливов. И леса из космоса выглядят совсем не такими по цвету, как мы их обычно представляем.

Конечно, мне захотелось, чтобы ребята увидели истинное “лицо” планеты.

– Александр Александрович, что еще можно преподавать из космоса или уроки ограничиваются одной географией?

– Конечно, нет – с орбиты больше можно говорить о физике невесомости. Тем более что этот предмет преподают в большинстве своем женщины, существа лирические, извините за такой “мужской снобизм”. По моему убеждению, его должны вести мужчины, потому что они по природе – физики и как бы лучше чувствуют и механику, и статику, и прочие “жесткие” дисциплины. Мне довелось вести уроки физики в школе, и я на деле понял, как многое зависит от склонности учителя. Я имею в виду умение передать увлеченность предметом.

Ну а космические съемки, видеофильмы делают его увлекательнее, понятнее. К абстрактным формулам прибавляются наглядные впечатления. И тогда редко кто из ребят остается равнодушным к физическим явлениям, проявлению физических законов.

Ну как, скажем, можно доступно объяснить такие явления, как земное притяжение или невесомость? Космические съемки демонстрируют эти небывалые на земной поверхности явления с исключительной и убедительной наглядностью. Ребята после наших уроков или просто бесед о космосе начинают меня забрасывать необычными, неожиданными вопросами. Одна американская девочка спросила меня: “А как будет вести себя компас внутри корабля и снаружи его?” Ответить нетрудно, и все же я взял ее записку и компас в очередной полет, чтобы понаблюдать за поведением этого прибора. У нас есть кассеты, связанные с механикой, электричеством.

Совместно с преподавателями Ярославского педагогического университета и МАИ мы создали учебное пособие по физике.

– Я знаю, что “уроки из космоса” позволяют по-иному учителям вести занятия по экологии. В Троицкой школе Московской области с их помощью педагоги стараются расширить мировоззрение ребят, развить у них чувства экологизма и космизма. Ребята выполняют практические задания. Они побывали возле одного из вулканов на Северном Кавказе и сделали для себя любопытный вывод: чем ближе к кратеру вулкана, тем беднее природа, точно так же чем ближе к крупному химическому полигону, тем стремительнее скудеет растительность, а то и вовсе исчезает…

– Мы создаем цикл уроков по экологии. И именно они помогают воспитывать у детей новое сознание. Съемки из космоса дают возможность посмотреть, что же в динамике происходит с земной поверхностью. С орбиты хорошо видно, как откалываются огромные айсберги длиной в десятки километров и плывут целые стада таких ледяных островов – словно караван огромных океанских лайнеров. Хорошо видно, как сами люди относятся к природе, к своей планете, как они улучшают или ухудшают условия своего существования. Вот на карте Аравийский полуостров – огромная пустыня. Мы наблюдали рукотворные оазисы диаметром 1 км, десятки, сотни, а также оазисы, где круглый год снимают урожаи пшеницы. Раньше ее сюда завозили, а теперь продают на экспорт. Значит, сам человек очень многое может сделать. Видно, как ухожены, приятно радуют глаз сельскохозяйственные угодья в Соединенных Штатах, Израиле. Япония строит мосты – чудо современной техники, делает насыпи для новых аэропортов, жилых районов. Многое делается для блага Земли и человека. И в то же время, пожалуй, еще больше мы наносим себе и природе вреда неразумным хозяйствованием. А сколько металла, энергии, другого сырья используется для производства оружия? Пора остановиться!

В. Афанасьеву и М. Макарову довелось наблюдать с орбиты такое глобальное экологическое бедствие, как пожары на нефтяных скважинах в Кувейте во время войны 1991 года.

Наш Южный Урал с околоземной орбиты выглядит серым и черным. Сильно загрязняют атмосферу предприятия, тепловые электростанции, над ними образуется купол из выбросов. Это хорошо видно из космоса.

– Видимо, именно эти и другие картины, запечатленные на видеокассетах, помогут детям осознать свою причастность к сохранению уникальной природы и культуры Земли. Понять, что она единственная в своем роде и неповторимая и что мы сами можем сберечь ее или же погубить…

– Только из космоса можно по-настоящему понять и осознать значение человека на Земле, что он делает, куда идет. Да и планета наша, в сущности, совсем небольшая. 79 процентов ее составляет вода, 21 – суша, но если отсюда вычесть горы, пустыни, ледники, то останется всего 7 процентов пригодной для расселения человека поверхности. А для сельского хозяйства найдется всего 3 процента пригодных земель и пастбищ.

Значит, все, что мы имеем, нужно беречь. Беречь не только свой дачный участок или клочок земли, где человек живет, беречь всю Землю, ибо любое экологическое бедствие, даже самое небольшое, влияет на природу всей планеты. Только планетарное мышление спасет человека и человечество и его родной дом – Землю.

– Если вспомнить снова американскую программу “Учитель в космосе”, то одной из трех ее целей было поднять престиж образования, престиж знаний у детей.

– Безусловно. И я уже об этом говорил. Да и ваш пример с Троицкой школой тоже свидетельствует об этом. И сама космонавтика, ее достижения показывают сегодняшним школьникам: без основательных, разносторонних знаний многого не добьешься.

Рискну заметить, что интерес к космосу, космонавтике, а значит, и к самым различным областям знаний вновь возрастает. Это особенно хорошо видно на конкурсах, регулярно проводимых Всероссийским аэрокосмическим обществом “Союз”, которому в прошлом году исполнилось десять лет. Ребята участвуют в олимпиадах и со знанием дела отвечают на сложнейшие вопросы. Причем это относится не только к ученикам из больших городов.

Ребятам органически присуща тяга к знаниям. А кто испытывает желание узнать, что за страницей школьного учебника, завтра непременно задает вопрос: а что там, за горизонтом? И это обязательно приведет к открытиям…

Маргарита КУРГАНОВА

Жажда познания не иссякнет

Елена ЧЕПУРНЫХ, заместитель министра образования

“Уроки из космоса” были задуманы как большой образовательный проект, создаваемый совместными усилиями детских общественных организаций, ВАКО и Министерства образования. Смысл его заключался в том, чтобы дети относились к космонавтике не только как к чему-то сверхъестественному, а как к возможности и необходимости использовать достижения космоса в повседневной жизни. И наш вариант этого образовательного проекта касался не только одной космонавтики как таковой, а охватывал и вспомогательные ее сферы, имеющие отношение к биологии, физике, математике, экологии. Созданные циклы уроков по этим предметам можно использовать в обычной как городской, так и самой отдаленной сельской школе. Обычно многие темы по естественно-математическим дисциплинам нельзя было показать, о них учитель мог только рассказывать. Теперь же благодаря урокам из космоса дети могут видеть физические процессы, и это им помогает лучше усвоить многие сложные разделы физики. Ведь одно дело рассказать о таком явлении, как невесомость в безвоздушном пространстве. Другое дело это увидеть воочию. Одно дело рассказать, как развиваются растения в космическом корабле, а другое – посмотреть об этом в фильме. На наш взгляд, уроки из космоса позволяют к тому же во многом решить вопросы интеграции различных предметов. Ставилась и еще одна задача. Несмотря на приоритет нынешних специальностей – юриста, экономиста, мы хотели показать, что будущее России зависит еще и от физиков, инженеров, высококлассных ученых.

И еще – возможно, это звучит несколько высокопарно, но уроки из космоса для нас были связаны и с патриотизмом. Россия стала первой космической державой. Мы же первыми подготовили и эти уроки из космоса. И нам бы очень хотелось, чтобы будущие поколения не только гордились нашими прошлыми достижениями в космонавтике, но приумножали их, чтобы Россия и в новом столетии сохранила лидерство в космосе.

Кто оплатит билет в космос?

Андрей МАЙБОРОДА, заместитель начальника Центра подготовки космонавтов

У нас, конечно, есть люди, имеющие отношение к космонавтике, которые считают: посылать в космос журналиста или школьного учителя – это абсурд и расточительство. Но я считаю это заблуждением. Программа, подобная американской “Учитель в космосе”, нужна нам не только потому, чтобы поддержать престиж первой космической державы, но и для того, чтобы поддержать школу, поднять ее престиж, пробудить у подрастающего поколения жажду знаний на новом, более высоком уровне образования. Ведь именно из уст российского педагога в прямом включении ребята и услышат, и увидят вместе с учителем, как прекрасна Земля, насколько увлекательны многие законы физики.

Идея программы “Учитель в космосе” очень привлекательна. Сегодня, к сожалению, космической отрасли от многого приходится отказываться. Думаю, что осуществление программы “Учитель в космосе” вполне возможно при инициативной финансовой поддержке государственных организаций и частного бизнеса.

Юрий ДИК, доктор педагогических наук, директор Института общего и среднего образования РАО;

Владимир КОРОВИН, кандидат педагогических наук

Космос и образование оказались элементами одного процесса: без глубоких знаний невозможно работать в космонавтике, а она в свою очередь дает эффективные средства для совершенствования и развития обучения. Александр Серебров решил соединить космос и школу и во время полета на орбитальной станции “Мир” успешно реализовал национальную образовательную программу “Уроки из космоса”. Во время этих удивительных занятий А. Серебров иллюстрирует физические законы уникальными опытами и экспериментами. Он демонстрирует природные явления и процессы, проходящие на Земле и за ее пределами в их динамике и взаимосвязи.

Видеофильмы, имеющие отношение к физике, иллюстрируют законы Ньютона, всемирного тяготения, свойства жидкости, роль магнетизма в земных условиях и условиях невесомости.

После просмотра этих фильмов ребята задавали настолько неожиданные вопросы, что даже учителя с большим стажем ничего подобного не смогли придумать. Теперь школьники обычную физику видят другими глазами. У них лучше развивается мышление, умение наблюдать.

“Уроки из космоса” включены ЮНЕСКО в список мероприятий Всемирного десятилетия развития культуры.

Андрей КАПИЦА, член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный профессор МГУ

Мне кажется, что “УГ” поднимает очень важный вопрос. То, что вчера было невозможно, сегодня становится необходимо. Уроки из космоса расширят знания школьников о земной поверхности, происходящих в ней изменениях. Они станут более глубокими и основательными, потому что зрительные образы, подкрепленные устным рассказом очевидца, делают их бесценными. Пришло время использовать в школах и другую космическую информацию, в том числе и некоторые съемки, сделанные для научных целей. Изображения, полученные из космоса, дали огромное количество новых сведений по географии. Мы располагаем теперь более точной картиной результатов взаимодействия человека и природы. Наверное, ни одна другая научно-техническая отрасль так быстро не вторгалась в повседневную жизнь людей, в том числе в образование.

Благодаря космосу мы быстро и с большей долей достоверности узнаем о том, что происходит в любой части Земли. Вся эта информация и, в частности, уроки, проведенные с орбитальной станции, позволят воочию увидеть все процессы, которые происходят и в Мировом океане, его глубинах, подводных хребтах и впадинах. Скажем, случилась авария танкера, и мы уже через несколько часов узнаем, сколько пролилось нефти, хотя местные власти и дают неправильные сведения, пытаясь скрыть истинные размеры бедствия. С помощью съемок из космоса получают независимые объективные данные о всходах посевных культур, их цветении, созревании, количестве влаги в почве. Достоверно устанавливаются фактическая урожайность и поголовье скота на пастбищах. Главное преимущество съемок из космоса – это оперативность и широта охвата огромной площади Земли, что недоступно для обычных аэрофотосъемок.

С орбиты, как это ни удивительно для непосвященного человека, удастся своевременно предупредить лесников об опасности заражения леса вредными насекомыми. На космических многозональных фотографиях можно выделить, к примеру, участки леса, где сосна поражена насекомыми, и еще многое из того, чего не разглядишь простым глазом.

Прогнозирование погоды тоже теснейшим образом связано с космосом. Здесь необходим строгий учет самых разнообразных явлений – в атмосфере, на поверхности Земли и в космосе. Тысячи метеорологических пунктов планеты могут контролировать только небольшую часть территории, остальная выпадает из их поля зрения. Эта неконтролируемая часть атмосферы располагается над океанами и полярными шапками, но она-то и оказывает решающее влияние на погодные процессы. По-настоящему широко человек сумел взглянуть на атмосферу только с космической орбиты.

Космические уроки могут стать неоценимым подспорьем в преподавании географии. Школьные географические карты дают очень усредненные сведения, потому что они отстают на несколько лет от истинной картины Земли. Например, на них не показано, что Аральское море усохло, а Каспийское, наоборот, поднимает свой уровень, меняются контуры других озер и морей, границы ледников.

Уроки из космоса, а также другие космические съемки помогут воспитать у детей бережное отношение к природе, которое у нас сегодня остается варварским. Студенты нашего географического факультета МГУ во время экспедиции на Кольском полуострове наблюдали, как нещадно загрязняли атмосферу Мончегорский медеплавильный и апатитовый комбинаты. А ведь Север – наиболее ранимая территория Земли. Руководители этих и других предприятий часто по экологической безграмотности не ведают, что творят, потому что с детства сами наблюдали разорение окружающей среды, иное им просто неведомо. Некомпетентность – это главная наша беда.

Широкое хождение имеют гипотезы, не подтвержденные точными научными данными, они нередко раздуваются до огромных масштабов и принимаются на веру всеми, включая и некоторых ученых. В частности, идея о глобальном потеплении оказалась ошибочной. Никакого парникового эффекта от углекислого газа не существует. Прогнозы, на которых настаивали представители Гринпис, эксперты программы ООН по окружающей среде, различные экологические и научные организации, не сбываются. В итоге выброшены гигантские суммы денег.

То же самое можно сказать и об озоновых дырах. Они возникают вовсе не под влиянием человеческой деятельности. Они – результат динамических процессов в атмосфере. Можно только удивляться, что мы до сих пор мало используем космические достижения в средней и высшей школе. Вот это действительно “озоновая дыра” в образовании. Несомненно, уроки из космоса помогут сегодняшним школьникам в дальнейшем смотреть на подобные процессы только с научных позиций.

Комментарий “УГ”

Каждое время имеет свои приметы. Мы говорим: век научно-технического прогресса, век атома, век электроники. Мы говорим: наступили эпоха компьютеризации, век информатизации. Каким же будет век следующего тысячелетия? Его зримые черты видны уже сегодня. Компьютеризация продолжится, но ведь компьютер, процессор и вся электроника – это всего-навсего “железо”! Уже сегодня ясно: цель будущего – повышение потенциала человека, увеличение интеллектуального уровня человечества. Отсюда можно сделать безошибочный вывод – следующее столетие будет “веком образования”.

Нынешняя ситуация в народном образовании во всех странах далека от идеальной. Недостаток новых мыслей, новых идей, образовательных технологий. Обыденность и текучка чаще всего вместо творческого горения. Недостаточная подготовленность и слабый профессионализм многих учителей.

Раньше нас это поняли (на государственном уровне) в США. С начала 80-х годов там предпринимаются меры по повышению престижа учительской профессии, стали больше заботиться об их квалификации и зарплате. Одна из новаций – расширение кругозора школьного образования, разработка национальной программы “Учитель в космосе”, подготовка учителей – астронавтов.

У нас в стране это поняли энтузиасты – такие, как космонавт Александр Серебров и его коллеги.

Они поняли, что космос, вобравший в себя все достижения человеческого разума, может сам стать школой и дать образованию новый импульс, новую технологию и методику обучения, может оживить и одухотворить закосневшую форму школьного урока.

Сегодня принято кивать на Америку, но я не понимаю, почему в нашей стране – космической державе номер один – до сих пор нет аналогичной национальной программы космического образования, в основу которой могли быть положены уроки из космоса А. Сереброва?

Помнится, первым указом первого Президента России был указ о народном образовании. Приоритет обновляемого государства был выбран безошибочно точно. Увы – указ остался декларацией. И если в образовании и произошли серьезные сдвиги и перемены, то опять благодаря энтузиастам – учительской массе. Инициатива пробивается в основном снизу, государство по-прежнему ограничивается декларациями и латанием дыр. О подъеме образования, престижа учительской профессии говорить не приходится. Все экономические невзгоды в стране отражаются прежде всего на учительстве. Вот и единственный “космический колледж”, как поведал Александр Серебров, лишен дотаций и вынужден перейти на платное обучение.

Но время неостановимо. Так же неотвратимо приходит век образования. Нынешнее отношение государственной власти – президента, исполнительной и законодательной – к проблемам школы не может удовлетворить учительство и всех россиян в целом. Бездействие и равнодушие власти могут стать причиной отставания России в грядущем “веке образования”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте