Хорошо, что сегодня обсуждается этот вопрос. Я с огромным вниманием прочел шесть учебников, которые министр образования нам раздал, и могу сказать, что на самом деле дело не так плохо, дело поправимо. И исходя из качества знаний по истории тех выпускников, которые ко мне приходят как студенты, я думал, честно говоря, что ситуация еще хуже. На самом деле в учебниках многое изменилось к лучшему.
Тем не менее приходится констатировать, что мы наблюдаем кризис не только учебников, но и исторической науки в России. Он действительно есть, и его мы ударными темпами за два месяца не преодолеем. Придется очень много работать.
Я не соглашусь с Михаилом Ефимовичем Швыдким: нам придется не стоять в стороне и наблюдать, как сформируется общественное сознание, нам придется очень сильно влиять на этот процесс. Да, можно критиковать, например, американские учебники за тенденциозность, но после прочтения этих учебников у выпускника американской школы сомнений в том, что Америка – это великое государство, потому что там было много великих событий, не остается.
А вот после некоторых наших учебников вопрос о роли и значении России остается. Я понимаю, можно занимать разные позиции, но принижать значение собственного государства по меньшей мере нельзя.
Сейчас другое время, большинство нынешних учебников – это просто повествовательное описание, что совершенно не годится. Поэтому надо конкурс объявлять, во-первых, на учебники, во-вторых, на учебные комплексы, потому что учебник работает только тогда, когда он существует вместе с пособиями для учителей, вместе с интернет-версией, вместе с DVD, CD-ROM и т.д.
Безусловно, нужен конкурс. Потому что, увы, пока существуют учебники с таким количеством дырок и ляпов, качество преподавания будет невысоким. Тут уже много говорилось про новую историю, она действительно совсем не отражена, как и новейшая история. Если посмотреть, например, Великую Отечественную войну, из этих учебников совершенно непонятно, были ли у нас великие полководцы. Вот битва за Днепр – наши переправлялись, почти все утонули и тем не менее захватили плацдарм и победили. Гениальные операции под Сталинградом и на Курской дуге остаются для школьников совершенно непонятными.
Комментарии