search
main
0

Александр ЛЕОНТОВИЧ, член Общественного совета при МОН РФ, директор Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, основатель и научный руководитель ОУ №1553 «Лицей на Донской»: Стандарт нужно согласовывать с государством, обществом и педагогическим сообществом

​Я работал в Ставрополе с группой по теме «Новый учитель: современные требования к профессиональным компетенциям и личностным характеристикам».

Меня очень приятно поразил круг участников нашей дискуссии, потому что действительно это были люди молодые, заинтересованные – и педагоги, и руководители образовательных учреждений, и представители вузов, которые настолько глубоко болеют за интересы педагогического образования, что готовы за него «порвать» кого угодно. С другой стороны, у них высокий профессиональный уровень, хорошее владение современной теорией психолого-педагогической науки и хорошее овладение спецификой практики работы различных образовательных учреждений. Общее ощущение было таким, что у нас в стране, в регионах, в Москве существует поколениями выращенная культура педагогического образования, которая представляет собой неоспоримую ценность нашей общей культуры и которую при всех преобразованиях и модернизациях, конечно, ни в коем случае нельзя как-то утерять и упустить. О новых требованиях к учителю участники дискуссии говорили меньше, но, естественно, они активно обсуждали, каким должен быть профессиональный стандарт учителя, высказывали мнения о том, что он должен быть, конечно, рамочным, о том, что необходимо увеличивать продолжительность практик, стажировок, которые проходят студенты, обучающиеся по педагогическим специальностям, причем эти практики или стажировки, с их точки зрения, должны быть не только в школах при профильных университетах, но и на конкретных научных предприятиях, и на базе ресурсных центров, которые владеют инновационными образовательными технологиями, и на базе школ, в которых создают новые интересные практики. В отношении компетентностей, которыми должны владеть современные учителя, участники дискуссии высказывали мнение, что должна быть психолого-педагогическая компетентность, спорили о том, что главное – предметное образование для учителей как специалистов или обучение психолого-педагогическим методикам работы с детьми, выдвигали идею, что педагогическое образование должно быть вариативным, то есть чтобы как на базе педагогических вузов, так и на базе классических университетов была и работала составляющая образовательной системы педагогического образования. Мне как представителю системы дополнительного образования и специалисту, занимающемуся реализацией исследовательских технологий в образовании, оказалось особенно важным услышать мнение участников дискуссии о том, что необходимо развивать в учителях компетентность, связанную с исследовательской и проектной деятельностью, обучать их методикам организации проектной и исследовательской деятельности с учащимися различных возрастов, а также относиться к функции дополнительного образования детей как к значимому фактору, который позволяет детям получить полное образование, готовящее их к жизни в социуме, к профессии. В стандарте педагогической деятельности учителя участникам дискуссии хотелось бы отдельным пунктом предусмотреть стандарт профессиональной деятельности педагога дополнительного образования как в школе, так и в учреждении допобразования. В прямой постановке не было вопросов о разработке отдельных стандартов для учителей по разным предметам, но в некоторых выступлениях это подразумевалось. Например, что необходимы отдельные требования для специалистов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности, с одаренными детьми.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте