search
main
0

Александр КУТУЗОВ, ректор Московского гуманитарного педагогического института: От системных вызовов к системным решениям

​Модернизация современной системы образования требует создания конкурентоспособной среды подготовки профессиональных и квалифицированных кадров, способных решать встающие перед обществом вопросы.

В настоящее время в образовании есть системные проблемы, вызовы, которые требуют системных решений. Московский гуманитарный педагогический институт разрабатывает стратегию своего развития в соответствии с модернизационными процессами, происходящими в современной системе образования, и образовательными потребностями московского мегаполиса. МГПИ реализует образовательные инициативы, позволяющие ему активно участвовать в жизни социума, реализовывать модель подготовки кадров в условиях сетевой консолидации и партнерства, направленную на формирование педагога, способного адаптироваться в любых условиях, предлагаемых ему действительностью.Важнейшим проектом, разрабатываемым в МГПИ, стал проект по определению качественных характеристик деятельности системы государственно-общественного управления в образовательных учреждениях, составлению объективной оценки развития государственно-общественного управления образовательным учреждением, что станет основой определения возможностей дальнейшего расширения участия общественности в управлении образованием. Мы разработали концепцию государственно-общественного управления образованием как равноправной партнерской среды, в которой наряду с государством общество представлено в виде широкого спектра крупных страт, имеющих и реализующих свои образовательные потребности и формирующих свои образовательные запросы. На основе концепции разработана программа ее реализации. Одной из ключевых тенденций современности стал быстрый темп изменения технологий, который востребует компетенции, обеспечивающие готовность человека к непрерывному образованию. Школьное и вузовское образование должно ориентироваться на формирование этих компетенций. Поэтому система образования должна научиться более гибко реагировать на происходящие изменения. С этим вызовом до определенных пределов позволяют справиться передовые педагогические практики: переориентация с предметной и дисциплинарной подготовки на компетентностную, создание более гибких программ образования. Еще одной важной проблемой становится социальная дифференциация общества. Опасное увеличение разрыва между социальными слоями, уровнями материального благополучия, культурным и социальным капиталом ставит на повестку дня задачу усиления роли образования как института, способствующего позитивной социализации и консолидации общества. Ответом на эти вызовы времени стал общеинститутский образовательный проект МГПИ – Адаптивная школа «Путь в профессию». В основе проекта три основных принципа непрерывного образования: многоуровневость, многоступенчатость и многопрофильность. Реализация проекта позволяет значительно расширить спектр профессиональных профилей, интенсифицировать учебный процесс, повысить качество профессиональной подготовки и обеспечить профессиональную мобильность. Работа в Адаптивной школе организована с абитуриентами (допрофессиональная подготовка), студентами (профессиональная подготовка) и слушателями (повышение квалификации и переподготовка кадров), ориентированных на удовлетворение индивидуальных профессионально-образовательных потребностей школьников, студентов и специалистов. Наиболее эффективными формами работы стали организация «Школы вожатых», волонтерского движения «Точка отсчета», «СКД-агентства», «Гостиная абитуриента», профессорские мастерские, проведение публичных семинаров и дискуссий с приглашением ведущих ученых, «Литературный салон МГПИ на Самотеке», тренингов и игровых сеансов.В настоящее время в образовательных учреждениях существенную часть педагогического состава составляют педагоги с высшей квалификационной категорией. При этом возрастная структура педагогических кадров не оптимальна (доля учителей, проработавших в общеобразовательном учреждении Москвы свыше 20 лет, практически в 6 раз больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет). Вследствие этого московской школе как никогда нужны люди молодые, творческие, инициативные, инновационно ориентированные, способные обеспечивать образовательные потребности обучающихся и их семей, оказывать качественные образовательные услуги. Там, где будут работать такие люди, возможен прорыв на новый этап развития и общества, и самого человека. В решении этой проблемы мы предлагаем не конкуренцию, а сотрудничество в подготовке и профессиональной адаптации педагогических кадров столицы. Как школа может обеспечить обновление кадров, приток молодых педагогов? Адресный запрос школ, научный и педагогический потенциал вуза, стремление молодого человека обрести достойную профессию – все эти потребности выразились в научно-исследовательском проекте «Педагогические мастерские». Смысл проекта состоит в том, что лучшие школы Москвы объединяются на базе научно-педагогических ресурсов МГПИ для налаживания связей, обмена информацией, достижения согласия и понимания в подготовке молодых педагогов на основе лучших традиций и результативных инноваций российского образования. Образовательные учреждения как потенциальные работодатели сами определяют, какой подготовкой должен обладать молодой педагог, осуществляют ту спецификацию, которая обычно проходила уже в самостоятельной деятельности выпускника педагогического вуза, когда методом проб и ошибок вырабатывался опыт, необходимый для компетентного педагогического работника. Ожидаемый социальный эффект от реализации проекта состоит в повышении качества возрастной и квалификационной структуры столичного образования, обеспечении преемственности педагогических традиций лучших московских школ, закреплении выпускников вуза в школах Москвы. Тем самым мы не конкурируем за лучшие педагогические кадры – мы их создаем для каждой школы!Увеличение культурной неоднородности общества, которое влечет за собой возрастание миграционных потоков, стало явной тенденцией современного глобализированного общества. Как следствие, во многих государствах усиливается поликультурность, полиэтничность и поликонфессиональность социума, увеличивается влияние других, «не коренных», культур и ценностей. Система образования должна обеспечить формирование навыков жизни в мультикультурной среде у подрастающего поколения. Игнорирование этого важнейшего направления образовательной политики может иметь трагические последствия для стабильности общества и государства. МГПИ не только принимает активное участие в дискуссиях по актуальным для современной России вопросам интеграции мигрантов в российское общество, но и сам инициирует обсуждение назревших проблем. 12 октября 2011 года в МГПИ состоялась городская научно-практическая конференция «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в городской социум средствами образования».Одна из важнейших проблем современности – ухудшение здоровья детей и молодежи. Число нездоровых детей в отдельных регионах России превышает 90%. Это повышает риск разрушения генофонда России. Насущной проблемой в области «Образование и здоровье» считается отсутствие стандартов по здоровьесберегающей деятельности. Уже не один год Научно-исследовательский центр развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании МГПИ ведет работу по созданию эффективной системы здоровьесбережения в образовании, направленной на формирование культуры здоровья воспитанников и обучающихся и подготовку педагогических кадров, компетентных в области сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. Идея здоровьесбережения находит реализацию в одном из важнейших проектов МГПИ – «Педагогический вуз здоровья». Цель проекта – усовершенствование системы высшего профессионального образования и послевузовской научно-методической поддержки педагогических кадров по направлению «Образование и здоровье», включающей эффективную систему медико-оздоровительной работы со студентами, профориентационную работу с абитуриентами, грамотно продуманную систему повышения культуры здоровья будущих педагогов, последовательно реализуемую систему подготовки студентов к профессиональной здоровьесберегающей деятельности с учетом специфики получаемой квалификации. Недавно МГПИ подал заявку на федеральную инновационную площадку «Комплексные технологии активного формирования здорового образа жизни всех участников образовательного процесса в педагогическом вузе, направленные на повышение качества образования и развитие здоровьетворчества как необходимой составляющей профессиональной компетентности современного педагога». По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы МГПИ провел 16-18 ноября 2011 года Всероссийскую молодежную конференцию с элементами научной школы «Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения». Еще один масштабный системный вызов – изменения в системе дошкольного образования, касающиеся новых экономических механизмов развития, введения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вариативные модели организации образовательного процесса, механизмы управления качеством образовательного процесса, обеспечения открытости процесса комплектования государственных дошкольных государственных образовательных учреждений, расширения спектра инструментов информирования и обратной связи с населением, используемых в дошкольных государственных образовательных учреждениях, а также создания условий для реального вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс, систему управления и оценки качества образования в дошкольных образовательных учреждениях. В МГПИ идут серьезные исследования в решении поставленных проблем. Эффективен опыт по созданию общественных объединений в рамках модели функционирования управляющих советов дошкольных учреждений, отработанных на экспериментальных площадках МГПИ, созданию зонтичного сайта «Взаимодействие в дошкольных учреждениях» для педагогов московских детских садов, деятельности Педагогического интернет-клуба «Детский сад настоящего: 100 резервов»; формированию детско-родительской общности в рамках модели психолого-педагогического сопровождения семейных детских садов (проект «Детский садик – дома») и программы «Содружество», разработанных в процессе реализации пилотных проектов ДОМ-ЮНЕСКО, на основе сайт-программ детских садов-партнеров МГПИ по организации сотрудничества с родителями воспитанников. «Академия родительства», в которой зарегистрированы около 7000 родителей и педагогов из 35 стран мира,  за последние 3 года провела свыше 150 тематических форумов, консультаций и дистанционных тренингов для родителей, создала Виртуальную энциклопедию проблемных педагогических ситуаций для родителей и выпустила цикл дайджест-журналов и методических пособий, предназначенных для психолого-педагогической поддержки семьи и методической помощи воспитателям.Сегодняшний день поставил перед педагогическим сообществом еще одну серьезную проблему: как быть, когда дети находятся вдали от «цивилизаций», лишены возможности посещать образовательные учреждения, заниматься дополнительным образованием? МГПИ приступил к разработке модели дистанционной поддержки семейного образования. Результатом реализации модели станут программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения семьи, программы методического сопровождения образовательного учреждения, непосредственно включенного в образовательную деятельность с семьей, план-программа сетевого партнерства участников образовательного процесса, находящихся в разных регионах, комплекс проблемно ориентированных программ регионального развития семейного образования.Таким образом, все системные ответы на вызовы современности связаны, на наш взгляд, с решением кризиса человеческих ресурсов в условиях развития системы. Это означает, что, выполняя свою миссию-призвание просто потому, что мы хотим, умеем и любим это делать, мы даем системе не просто шанс выжить и выстоять – мы развиваемся и становимся сильнее, успешнее вместе с ней.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте