Сегодня Московский городской педагогический университет входит в тройку лучших педвузов России. У него много преимуществ, и одно из самых весомых то, что университет встроен в систему столичного образования, ориентирован на потребности региона. О том, что сегодня происходит на образовательном рынке столицы, о перспективах педагогического образования и о планах на будущее самого вуза мы говорим с его ректором, доктором педагогических наук, профессором Александром Геннадиевичем КУТУЗОВЫМ.
– Сегодня очень сильно меняются образовательные парадигмы и вместе с ними образовательные запросы, причем на всех уровнях, начиная от детей и их родителей и заканчивая обществом и работодателями. Этот процесс не может идти гладко, причем многое зависит не столько от министров и президентов, сколько от самих учителей, от тех людей, которые, как говорится, находятся ближе к театру «военных действий». Если же говорить о судьбе педвузов, то, думаю, решения будут приниматься местными властями, глава региона определит, какой педвуз ему нужен. Кроме того, необходимо учитывать план развития территории, ведь один регион, к примеру, развивается как промышленный, другой как сельскохозяйственный. Одно дело готовить учителя для городской школы, для столичного мегаполиса, другое – для жизни в небольшом селе. – Александр Геннадиевич, и все-таки есть ли будущее у педагогических вузов или же в скором времени педагогов начнут готовить лишь на базе классических университетов?- Строго говоря, традиционных педвузов, которые были в 70-80-е годы прошлого века, сейчас уже почти нигде не осталось. В подавляющем большинстве педвузов половина специальностей так или иначе связана с социальной и гуманитарной направленностью. И у нас тоже, кстати, 50 процентов специальностей педагогические, а остальные связаны с классическим образованием. Так что мы в равной степени можем называться и педагогическим университетом, и классическим. Однако я все-таки убежден – педагогический вуз нужен, но как центр выработки и создания стратегии развития региона. Эта позиция является принципиальной и чрезвычайно важной, вспомните, ведь в средние века главной задачей университетов как раз и было создание культурных центров. Так вот если педвузы превратятся из кузницы педагогических кадров в этот самый генератор социальных стратегий, когда они поймут, что их задача не только готовить учителей, но и быть центром развития региона, тогда они, безусловно, сохранятся, их роль и значение в глазах общества возрастут. Однако для этого педагогическим вузам нужна помощь извне. Сами по себе они в такие центры не превратятся. Дмитрий Ливанов прав, говоря, что отраслевых вузов останется минимальное количество, высшие учебные заведения идут к универсализации, это потребности общества. Ведь сегодня нет отраслевого принципа планирования.Однако если педвузов вообще не станет, то, я думаю, это отбросит нас лет на десять назад, причем по одной простой причине – выпускники классических университетов реже ориентируются на школу. У них, как правило, другие жизненные планы.- При этом они еще и беспомощны в педагогическом и методическом плане.- Думаю, что эта проблема решаема, программы в классических университетах можно поменять, но заставить из-под палки идти работать в школу невозможно. Вообще смена образовательной парадигмы – это тяжелейший процесс, сейчас самое главное понимать, зачем нужно образование и как оно должно функционировать. А вуз просто не может не реагировать на изменения запросов общества, он должен вырабатывать новые направления и новые социальные проекты.- Александр Геннадиевич, какой вы видите миссию МГПУ на сегодня?- Думаю, за 3-4 года мы должны перестроить свою систему работы так, чтобы войти в мировые рейтинги, иначе нельзя будет говорить о том, что наш вуз крупный. Второй важный момент – мы должны стать по-настоящему современным вузом, значит, создать новые сущности, давать опережающие знания, чтобы наши выпускники несли их в школу и таким образом трансформировали всю систему образования. Мы должны стать тем самым генератором социального развития, разрабатывать новые проекты и новые стратегии, то есть стать мощным социальным инструментом столицы.- Как вы оцениваете существующие стандарты педобразования, насколько они соотносятся с новыми ФГОС для общеобразовательной школы?- Я давно говорил, что оценивать качество педагогического образования вне связи со стандартами для школ и профессиональным стандартом учителя бессмысленно. Надо исходить из реалий. ФГОС для общеобразовательных школ приняты не так давно, стандарты педобразования принимались раньше и не были ориентированы на ФГОС для общеобразовательных школ. Поэтому сегодня нужно разрабатывать новый стандарт педобразования. Нужно понимать, что сегодняшний ребенок совершенно другой, он живет в другой среде с другим принципом организации пространства. Информация к нему поступает иным образом, нежели 20-30 лет назад, организация учебного процесса тоже другая. И еще нельзя забывать, что мы живем в огромной стране, в разных регионах – разные подходы. Однако в России провинция всегда ориентируется на столицу. Если Москва идет в каком-то определенном направлении, то вскоре оно станет доминирующим во всем государстве. – Сегодня постоянно говорят о снижении качества знаний студентов, о плохой подготовленности выпускников. С чем это связано, по-вашему?- Если говорить о наших ребятах, то качество их подготовки мы гарантируем. Кроме того, к нам идут довольно сильные абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ. Так, по данным мониторинга, который проводился Высшей школой экономики совместно с агентством РИА «Новости», к нам пришли абитуриенты с самыми высокими баллами по ЕГЭ. Если же говорить в целом, то проблема кроется в том, что высшее образование, по сути, стало массовым. В вуз идут все, и это сразу же снижает качество высшего образования в целом. Подобная ситуация была со снижением грамотности в XX веке. Некоторые считали, что грамотность упала, когда из школьной программы исчез старославянский язык. В какой-то степени, может быть, и так, но главная причина в том, что грамотность стала массовой. Кроме того, был провал в финансировании педагогических вузов, они получали не просто меньше других, а значительно меньше, и сомнительно было бы ожидать, что в таких условиях педвуз превратится в прекрасного лебедя.- Александр Геннадиевич, сегодня, когда появились разные модели подготовки учителя, стали говорить о необходимости введения квалификационного экзамена. Нужен ли он, на ваш взгляд?- Безусловно. Это целесообразно делать, прежде всего, чтобы отсечь непрофессионалов, тех, кто не способен к работе с детьми или пока что не готов. Однако этот экзамен не должен проводиться органами управления образованием. Только тогда будет смысл в таком экзамене, если его будет проводить профессиональное сообщество, ассоциации учителей по предметам. Сейчас, к примеру, образовательный рынок Москвы насыщен учительскими кадрами. Наши вузы сработали на «отлично», однако выпускникам все труднее становится найти работу. Квалификационный экзамен как раз и снимет часть этой проблемы, отсеет тех, кто пока не готов к работе в школе. Есть ведь хороший зарубежный опыт. В Германии, к примеру, выпускник вуза идет помощником учителя, какое-то время работает, а потом сдает квалификационный экзамен. Нужно просто подумать, как правильно воплотить эту идею в жизнь, экзамен будет действенным, если заработают общественно-профессиональные объединения.- Вы сказали, что образовательный рынок столицы насыщен. Как быть вашим выпускникам, вы помогаете им в поисках работы? И вообще, какой процент ваших ребят идут в школу?- Традиционно в школу идут около 70 процентов наших выпускников. Меня удивляет, когда говорят что 10-15, это от лукавого. И вообще, назовите отрасль, где по диплому идут работать более 30-40 процентов выпускников. Сегодня у нас нет планового хозяйства, и этим все объясняется. Московские педагогические вузы – наш и МГППУ – создавались, чтобы преодолеть кадровый голод в школах Москвы. По разным оценкам, не хватало от 7 до 9 тысяч педагогов. Мы справились с этой проблемой за довольно короткий срок, сейчас рынок перенасыщен. Однако задачу трудоустройства выпускников мы с себя не снимаем. У нас есть центр «Карьера», мы плотно работаем с директорами московских школ, они знают наших ребят. Раньше, когда мы работали по специалитету, у наших ребят была возможность побывать на практике в лучших московских школах в рамках педагогических мастерских. Школа знакомила ребят со своей программой развития, а уже ребята выбирали, куда им идти, хотя, с другой стороны, отбор вели и директора школ.- Сегодня, когда такой потребности в учительских кадрах нет, вы снижаете набор на педагогические специальности?- Безусловно, мы в зависимости от потребностей столичного рынка корректируем свой набор. Однако могу с точностью сказать: на биржу труда в центры занятости наши выпускники не обращаются. Более 80 процентов сразу же трудоустраиваются. Оставшиеся – это те, кто идет в армию, или в декретный отпуск, или меняет место жительства.- Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?- Самые амбициозные – мы должны выйти на первое место в системе педобразования России. Разумеется, у МПГУ (бывшего имени Ленина), у РГПУ имени Герцена столетние традиции. Мы молоды, нам всего 18 лет, а значит, динамичны и, кроме того, тесно встроены в столичную систему образования.Только фактыГосударственное бюджетное образовательное учреждение «Московский городской педагогический университет» создано постановлением правительства Москвы в 1995 г. Заслуга его создания во многом принадлежит доктору исторических наук, профессору, члену-корреспонденту Российской академии образования Виктору Васильевичу Рябову.В настоящее время это процветающий столичный вуз, занимающийся фундаментальной подготовкой специалистов педагогического профиля. В составе МГПУ 20 учебных факультетов, факультет довузовской подготовки, факультет повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, филиал в Самаре. Учебный процесс ведется по 35 лицензированным специальностям, из которых 22 – педагогические. С момента создания вуза до настоящего момента в нем сложились 24 научные школы. Научно-исследовательская деятельность также разворачивается в рамках Института психологии, социологии и социальных отношений, Педагогического института физической культуры, Института подготовки руководящих педагогических кадров, Научно-исследовательского института столичного образования, а также институтов естественных наук, педагогики и психологии образования. На базе МГПУ развернули свою деятельность Городской информационно-ресурсный центр и городская мониторинговая служба столичного образования. МГПУ ежегодно открывает двери для 18 тысяч студентов, подавляющее большинство которых по окончании вуза вольется в образовательную и социально-экономическую среду столицы. Знания и опыт им передают более 1000 научно-педагогических работников, из них одна шестая часть – это доктора наук, более 600 человек имеют кандидатскую степень. Двадцать профессоров – преподавателей университета являются лауреатами премий Президента и Правительства РФ в области образования. В системе послевузовского образования ведется подготовка аспирантов по 32 специальностям и докторантов по восьми. По 18 специальностям действуют 10 докторских диссертационных советов. В аспирантуре и докторантуре в настоящее время учится около 1000 человек, большинство из них – работники образования Москвы.Реализация образовательных программ в университете носит ярко выраженную профессиональную направленность. Университет – головной разработчик и исполнитель ряда федеральных и городских целевых программ. Ученые МГПУ участвуют в реализации проектов Московского комитета по науке и технологиям, Национального фонда подготовки кадров и других.Учеными Московского городского педагогического университета установлены прочные научно-педагогические связи с ведущими университетами России, Германии, Великобритании, США, Китая, Украины, Белоруссии, Казахстана и др.
Комментарии