search
main
0

Александр КУТУЗОВ, ректор МГПИ: Нам необходима не просто подготовка, а конструирование новой модели подготовки кадров

Не каждый город России имеет такое количество своих вузов, а в столице только педагогических несколько. Это, вне всякого сомнения, требует от этих городских вузов более осмысленной и ответственной работы по воспитанию кадров для столичной системы образования.

Присоединение России к Болонскому процессу определяет переход вузов к новым организационно-правовым формам деятельности. В связи с этим необходимо конструирование новой модели подготовки кадров, которая будет обеспечивать проектирование и реализацию целевого, содержательного и процессуального компонентов методической системы образования студентов, а также унификацию учебных планов смежных направлений (специальностей) в рамках нелинейной системы организации учебного процесса. Новая модель должна значительно отличаться от традиционной и характеризоваться, во-первых, значительной вариативностью (по форме и направлениям) образовательных услуг; во-вторых, широким распространением учреждений нового типа (виртуальные университеты, лаборатории, научные центры и институты дистанционного образования, специализированные академии и школы бизнеса); в-третьих, актуализацией идеи интеграции профессионального и личностного развития специалистов. Построение многоуровневой системы подготовки должно быть связано с развитием индивидуальных траекторий в учебно-профессиональной деятельности студентов, а также обеспечивать студентам возможность получать образование разного уровня, выбирать дисциплины, содержание, формы и методы обучения, сроки и темп подготовки. Студенты должны ориентироваться в спектре предлагаемых специальностей и направлений в соответствии с их интересами и желаниями, индивидуальными особенностями и запросами рынка труда. В системе непрерывного образования ключевым фактором становится самостоятельный доступ обучающихся к учебным ресурсам и технологиям самообразования. Мотивация, интерес, склонности обучающихся рассматриваются в новой модели как ключевой и наиболее дорогой ресурс результативности образования (прошу обратить на этот факт особое внимание). В модели должны быть отражены прогрессивные методы оценки уровня знаний абитуриентов и студентов на основе тестирования и рейтингового контроля. Для обеспечения качества профессиональной подготовки выпускников необходимо практиковать разработку учебных программ с выдачей двойных дипломов, академическую мобильность, проводить совместно с зарубежными вузами научные и методические конференции и семинары, оценивать качество учебных программ через международные стандарты и профессиональные ассоциации. Принципами, лежащими в основе новой модели подготовки кадров, должны быть открытость образования к внешним запросам, приоритет проектных методов, выявление и поддержка инноваций, адресность ресурсной поддержки, комплексный характер принимаемых решений. Отличительные признаки новой образовательной модели от традиционной: фокусирование на необходимости получения образования в течение жизни (в новой модели образование принципиально понимается как незавершенное); идея гибких и незавершенных образовательных траекторий становится ядром, вокруг которого выстраиваются инновации, охватывающие все уровни и составляющие образовательной системы; предоставление обучающимся широкого спектра систематически обновляемых магистерских программ, программ профессиональной и общекультурной подготовки и переподготовки; ориентация новой модели на подлинную открытость системы образования. Необходимость конструирования новой модели подготовки кадров назрела давно, и Московский гуманитарный педагогический институт включился в ее разработку. Одним из аспектов построения новой модели подготовки кадров  стало создание системы среднесрочного прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом кадрового резерва и перспектив развития общества. Анализ кадровой ситуации в социальной и образовательной сферах города даст возможность выявить вакансии, оценить необходимость подготовки тех или иных специалистов и изменить учебные планы. Решать эту задачу призвано новое структурное подразделение института – Дирекция образовательных программ, основная цель которой – мобильная коррекция образовательных программ и учебных планов (вузовский компонент), направлений подготовки (бакалавриат) в соответствии с потребностями рынка труда города. Дирекция также будет осуществлять сотрудничество с Департаментом труда и занятости, Департаментом образования по вопросам прогнозирования дефицитных востребованных кадров. Инновационным подходом к подготовке кадров  станет также формирование специалиста, обладающего не только потенциалом знаний, но и практическим опытом, способного быть активным субъектом на рынке труда, развитие современных форм организации педагогической практики. Скажем, включение студентов в инициированный МГПИ проект «Педагогические мастерские», цель которого – создание альтернативной модели подготовки востребованных педагогических кадров по адресному запросу образовательных учреждений Москвы  различных типов и видов (в рамках организации педагогической практики), обеспечивает им практическую стажировку, что повышает их конкурентоспособность. В новой модели подготовки кадров важно учесть поддержку научно-исследовательской деятельности студентов, в том числе организацию таких новых форм взаимодействия, развития и сопровождения НИРС, как студенческое агентство, центры трансфера технологий. Научно-исследовательская работа студентов – неотъемлемая часть их подготовки, она оказывает существенное влияние на повышение качества образования, содействует решению кадровой проблемы в науке и образовании, способствует успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда. В современных условиях модернизации образования актуальной задачей  признается выстраивание эффективного взаимодействия вуза и работодателей. Основной проблемой взаимодействия вуза и работодателей стал неразработанный механизм обратной связи, механизм взаимодействия между вузом и работодателями по компетентностным характеристикам подготовленности выпускников, востребованности последних рынком труда. В сфере профессиональной подготовки сегодня активно обсуждаются вопросы практико-ориентированного обучения в вузе, однако каких-либо существенных предложений пока не выдвинуто. Причина этого  – отсутствие маркетингового подхода. В рамках этого подхода профессиональное образование рассматривается не как практико-ориентированное, а как клиенто-ориентированное. Применение клиенто-ориентированного подхода позволит определить не только требования потребителей образовательных услуг к компетенциям, которыми должны владеть выпускники вузов в соответствии с федеральным государственным стандартом третьего поколения, но и дополнительные, заявленные работодателями. В маркетинговой системе вуза сегодня можно выделить двух инвесторов образовательных услуг – государство и родителей студентов. Государство предъявляет свои требования к компетенциям студентов через государственные стандарты, а спрос – через бюджетное финансирование их обучения. Родители студентов не знают требования работодателя и, как правило, требования государства к подготовке, то есть формируют свои требования не к образовательным услугам вуза, а к профессиональным перспективам своих детей. Потребителем компетенций выпускников вуза, как правило, выступает не государство, а работодатели. Однако при существующей системе вуз не имеет сведений о потребностях работодателей, а работодатели не имеют возможности напрямую предъявлять требования к компетенциям обучающихся, выражают эти требования не к вузу, а к организациям дополнительного образования, соответственно предъявляют спрос на компетенции их слушателей и финансируют образовательный процесс в этих структурах. На мой взгляд, механизм взаимодействия вуза и работодателей может быть организован через создание в вузе корпоративных учебных центров для оказания образовательных услуг. Их создание позволит организовать обменные отношения между участниками рынка образовательных услуг следующим образом: работодатель оплачивает обучение контрактных студентов, более четко формулирует требования к выпускникам, осуществляет контроль качества обучения, является равноправным участником образовательного процесса. Вуз может удовлетворить свои потребности в обеспечении постоянного контингента студентов и оплате их обучения, студенты – в качественном образовании и трудоустройстве по окончании вуза, государство – в специалистах для своего сектора экономики. Однако в силу объективных причин, прежде всего в связи с отсутствием законодательной базы, идея реализации такого механизма взаимодействия вузов и работодателей может быть реализована только на уровне стратегического партнерства. Стратегическое партнерство заключается в наличии интереса со стороны всех участников взаимодействия. Для вуза это клиенто-ориентированность образовательных услуг, формирование у студентов компетенций, соответствующих требованиям работодателя, гарантированность трудоустройства выпускников. Интерес работодателя может быть обозначен как стремление к снижению затрат на содержание собственных образовательных центров, систему адаптации молодого работника к трудовой деятельности, а также получение дополнительного ресурса для инновационной активности коллектива. Такое партнерство может представлять собой не просто взаимодействие вуза и работодателя, а механизм интеграции двух участников рынка образовательных услуг в единое образовательное пространство. Мне кажется, чтобы эти идеи были воплощены на практике, необходимо создать совместную рабочую группу и поручить ей проработку практических путей реализации совместных интересов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте