В Российском экономическом университете имени Г.В.Плеханова состоялся открытый диалог между заместителем министра образования и науки РФ Александром Климовым и студентами и абитуриентами ряда российских вузов. Главное, что интересовало молодёжь, какие изменения грядут в правилах приёма в вузы в 2016 году, как получить интересную специальность и быть востребованным на рынке труда.
Для начала замминистра успокоил всех собравшихся, сообщив, что никаких принципиальных изменений в приёмной компании не предвидится, к тому же, правила эти уже приняты и размещены на сайтах вузов. Тем не менее, Александр Климов обратил внимание на принятое решение изменить количество баллов, которые могут быть добавлены студенту за его портфолио. То есть, если в 2015 году пакет достижений школьника (где оцениваются его достижения в олимпиадах, спорте, волонтёрской деятельности и пр.) мог принести ему максимально 20 баллов, то теперь эта цифра не превысит 10-ти.
Один из вопросов был посвящён теме возможного введения в вузах должности уполномоченного по правам студентов – так называемого “студенческого омбудсмена”.
– Это решение должны принимать в каждом университете отдельно, – сказал Климов. – Если студенты считают, что им нужен собственный омбудсмен, который будет защищать их права, такой нормативный документ может быть принят на уровне вуза. Необходимо активизировать студенческие сообщества, чтобы они сами принимали важные решения.
Уполномоченный по правам студентов при Минобрнауки РФ Артем Хромов также считает, что не стоит торопиться с этой инициативой.
– Мы не хотим ничего навязывать университетам сверху, сперва нужно понаблюдать за тем, как это нововведение приживётся там, где его решат внедрить, – отметил он.
По мнению же главы Российского союза молодежи Павла Красноруцкого, актуальность введения нового института сомнительна, ибо сейчас уже есть все необходимые средства для защиты прав студентов. Прежде всего – это совет обучающихся, упомянутый в ст.26 Федерального закона “Об образовании в РФ”. Но чтобы он работал максимально эффективно, нужно развивать самоуправление в студенческих организациях.
Не обошлось без разговора о стипендиях. Студентов интересовало, не повлияет ли экономический кризис на суммы ежемесячных выплат. Но замминистра снова успокоил молодежь, заявив, что все обязательства здесь будут выполнены, более того, идёт разговор о дополнительном выделении на эти цели 900 миллионов бюджетных средств.
Оптимистические прогнозы он дал и относительно развития программ стажировки студентов, заявив, что в данный момент несколько студентов работают в департаментах Минобрнауки именно на этих основаниях.
– И если кто-то тоже хочет прийти к нам поработать, мы готовы рассмотреть каждую кандидатуру, – сказал Климов, добавив, что нужно учесть, однако, специфику ведомства и ненормированный рабочий день, который может начинаться в 8 утра, а заканчиваться в 11 ночи. Что же касается других мест работы, то тут, опять же, студентам нужно активнее взаимодействовать с ректоратом, требуя организовать для них стажировки в той или иной компании, на заводе, в учреждении, на производстве.
Студенты задали Александру Климову и вопрос о том, почему, несмотря на многочисленные нововведения в школах и вузах, качество образования неуклонно снижается?
С такой постановкой вопроса замминистра категорически не согласился. По его мнению, качество образования, наоборот, неуклонно повышается, а благодаря проведённым реформам у каждого учащегося есть возможность строить собственную образовательную траекторию, пользоваться всеми доступными образовательными ресурсами, поступать в любой вуз страны и учиться в нём либо очно, либо заочно, либо дистанционно.
– Наши ведущие вузы демонстрируют не просто высочайшее качество образования, а по ряду параметров даже превосходят зарубежные университеты и колледжи, – сказал он. – И переход на двухуровневую систему высшего образования, насколько я могу судить, ничуть не уменьшает, а, наоборот, повышает количество часов, необходимых для изучения тех или иных дисциплин. Ведь специалитет – это только 5 лет, а бакалавриат и магистратура вместе составляют 6 лет. Если вам кажется, что в вузе дают меньше знаний, чем нужно, никто не мешает изучать предметы более глубоко, самостоятельно. Более того, новые ФГОС, делая упор на развитие самообразования, именно это и предполагают. Ведущие вузы страны создали открытую площадку на сайте “Открытое образование” https://openedu.ru/, где каждый может найти обучающий курс по своим интересам. Главное – проявить активность.
Интересный вопрос задал студент из Краснодара. Он поинтересовался, почему при объединении вузов никто не заботится об увеличении аудиторного фонда, ведь количество учащихся при этом растёт, а сидеть им негде.
Замминистра возразил, что это тоже весьма сомнительная информация, ибо все вузы, неважно, до или после объединения, проходят аккредитацию и лицензирование, и если бы в них были какие-либо нарушения, в частности, связанные с нехваткой аудиторий, им бы просто не разрешили работать. При этом, напомнил чиновник, в стране действует программа строительства новых площадей для учебных корпусов и общежитий, и для каждого вуза своё место в этой очереди.
– Можно ли заменить предметы, которые мне, явно, не понадобятся, на другие, которые мне нужны? – прозвучал очередной вопрос из зала. На это Климов заметил, что, при всём желании помочь, он не в силах это сделать, ибо данная проблема целиком зависит от вуза, и министерство не вправе диктовать каждому учреждению, какую образовательную программу ему выбрать, какие предметы и в каком объёме преподавать. Но если студенты проявят активность, если они, через своих представителей в советах обучающихся, выдвинут определённые требования, руководство будет обязано рассмотреть их предложения и, при необходимости, учесть их.
Павел Красноруцкий подтвердил слова Александра Климова, ещё раз заявив, что важно правильно организовать работу данного совета, так как именно этот орган призван заявлять обо всех проблемах студентов, а также принимать участие в их решении. Причём в выборе членов и руководителя совета необходима максимальная открытость и честность, он не должен превратиться в карманную игрушку ректора.
– Мы сейчас проводим Всероссийскую перепись студенческих советов, которая затрагивает не только государственные и коммерческие вузы, но и учреждения СПО, – сообщил глава Российского союза молодежи. – Нам важно выяснить количество и эффективность данных организаций, понять, чем они отличаются друг от друга, узнать, что им мешает нормально работать, обобщить положительный опыт и транслировать его на всю страну.
Фото автора
Комментарии