search
main
0

Александр ИЛЬЯШЕНКО, директор Центра образования №1428: Новая зарплата – новые возможности. Новые возможности – новая зарплата

– В​се новое часто вызывает настороженность, а неизвестность – страх. Поэтому готовящаяся реформа системы оплаты труда – активно обсуждаемая проблема в педагогических коллективах города. Правовым основанием введения новой системы оплаты труда стали статьи 29, 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», часть 2 статьи 26.14 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. №605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Сегодня субъекты Российской Федерации, в том числе и Москва, должны разработать необходимые документы, так как определение порядка и размера оплаты труда их компетенция. Учитывая, что правительственные и ведомственные документы в настоящий момент находятся в стадии разработки и согласования, сегодня возможно лишь обозначить основные направления реформы в том виде, в котором они обсуждаются. В основе реформы лежит модельная методика, разработанная Министерством образования и науки РФ для субъектов Российской Федерации, но она, по словам руководителя Департамента образования Исаака Калины, требует серьезной адаптации к столичным условиям.

В этом году наша школа включилась в эксперимент по введению новой системы оплаты труда педагогических работников. Все мы знаем, что многие десятилетия система оплаты труда педагогических кадров (еще со времен СССР) оставалась практически неизменной. Более того, в Москве в последнее время были ликвидированы практически все возможности администрации школы для стимулирования труда педагогов. Ранее имевшийся для этих целей надтарифный фонд образовательных учреждений (который составлял до 25% фонда оплаты труда) был фактически жестко распределен постановлением Правительства Москвы, таким образом, остались возможности лишь морального стимулирования труда сотрудников образовательных учреждений, хотя для нас было очевидным, что этого недостаточно. Поэтому руководители образовательных учреждений вынуждены были «изобретать» иные возможности материального стимулирования труда сотрудников – излишнее расширение штатных расписаний, внутреннее совмещение и совместительство, привлечение внебюджетных источников и многое другое, что часто вызывало претензии различных проверяющих организаций.Нужно отметить, что уровень заработной платы работников бюджетной сферы города значительно превосходит общероссийский, что говорит об уровне социальной защиты населения города, достигнутом в предыдущий период. Важной задачей становится как минимум его сохранение.Новым для Москвы будет то, что фонд оплаты труда образовательного учреждения будет состоять из базовой и стимулирующей частей. При этом базовая часть обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей и педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (учителя, преподаватели), учебно-вспомогательного (воспитатели, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, вожатые, организаторы внеклассной и внешкольной работы) и младшего обслуживающего (лаборанты, уборщики, дворники, водители) персонала образовательного учреждения.При формировании штатного расписания доля фонда оплаты труда для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, устанавливается не менее фактического уровня за предыдущий финансовой год, а доля для руководителей, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала не должна его превышать. Наибольшее количество вопросов педагогов связано с тем, как же будет рассчитываться их заработная плата и каков будет ее размер по сравнению с сегодняшним.Оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, будет состоять из стоимости ученико-часа (рассчитывается для каждого образовательного учреждения отдельно), умноженного на количество обучающихся и количество часов по предмету в каждом классе с учетом повышающего коэффициента за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения. Также будет учитываться квалификационная категория педагога (до коэффициента 1,4). Предусматриваются доплаты за неаудиторную занятость (проектная и исследовательская деятельность, подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, смотрам, занятия с отстающими, осуществление функций классного руководителя, посещение музеев в рамках учебной программы). Также возможны доплаты за почетные звания, награды и др. Помимо базовой части заработной платы педагогов, предусматривается формирование стимулирующей части фонда оплаты труда (она может достигать 40% фонда заработной платы учреждения), положение о распределении которой разрабатывается самим образовательным учреждением.Основными влияющими на размер стимулирующих выплат педагога будут критерии, отражающие результаты его работы. Поскольку стаж педагогической работы и уровень образования педагога оказывают опосредованное влияние на результат работы учителя, то можно считать их учтенными в стимулирующих выплатах за качество работы учителя. Какими же могут быть эти критерии? Например, достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения; позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам (подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня); позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя (снижение количества учащихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних; снижение (отсутствие) пропусков учащимися уроков без уважительной причины; снижение частоты обоснованных обращений учащихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокий уровень их решения); другие, зависящие от специфики учреждения, характера работы педагогов.Одной из важных составляющих заработной платы педагогов должны стать доходы от внебюджетной деятельности образовательных учреждений. Анализ ситуации показывает, что потребности москвичей в получении различных, в том числе платных, услуг значительно выше наших предложений. Перечень подобных услуг весьма обширен и во многом зависит от творческого и профессионального потенциала самого педагога, который может быть полезен и интересен потребителям услуг, в том числе образовательных как для детей, так и для взрослых.Новая система оплаты труда должна привести к достижению главной цели работы образовательных учреждений – обеспечению высокого качества образования детей и удовлетворению потребностей социума в образовательных (и не только) услугах через возможности материального стимулирования работы педагогов. В этом процессе серьезно возрастает роль органов общественно-государственного управления образовательными учреждениями (управляющие, наблюдательные советы), которым предстоит принимать решения по реализации реформы на практике.Сегодня актуальна задача разработки и принятия трудовыми коллективами взвешенных и справедливых внутренних локальных актов, которые и будут регламентировать распределение фонда оплаты труда учреждений, чем мы сейчас активно занимаемся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте