search
main
0

Александр II – мужчина моей мечты. Наталия АНТОНОВА

Чтобы занять достойное место на иерархической лестнице советского кинематографа, нужно было непременно иметь в своем послужном списке роли бравого красноармейца, сельского учителя, выдающегося ученого, а лучше всего – шахтера, сталевара или монтажника-высотника. В почете были также разведчики и обаятельные негодяи. На худой конец годился любой яркий герой классической литературы. Нынче все эти правила уже недействительны. Артистов нового поколения узнаваемыми и популярными делают сериалы.

Досье «УГ»Наталия АНТОНОВА, актриса Московского театра им. Гоголя. Родилась в 1974 году в Москве. Окончила Высшее театаральное училище им. Щукина. Среди ее работ – фильмы и сериалы «Только раз…», «Золото Югры», «Трое против всех», «Осенний блюз», «Каменская», «Другая жизнь», «Любовь императора». В данный момент снимается в картине Карины Фолиянц «Жених для Барби».

Актриса Наталия Антонова – классическое доказательство этой современной кинотеоремы. Лет сорок назад она прекрасно смотрелась бы в «Весне на Заречной улице», тридцать лет назад из нее вышла бы неплохая радистка Кэт, придись ее молодость на конец 70-х, Наташа вполне могла бы претендовать на роль Кати в «Двух капитанах». Но она живет сегодня и играет в тех картинах, которые снимают сегодня.

На обложках «светских» еженедельников ее портреты замелькали после того, как весной минувшего года по Первому каналу с успехом прошел сериал «Другая жизнь».

– «Другая жизнь» – далеко не первая моя работа. До этого была «Каменская», где в фильме «Смерть и немного любви» я сыграла Элю Бартош, «невесту-неудачницу», женщину без поступков. Роль, может быть, сама по себе и не очень выигрышная, но она дорога мне уже хотя бы потому, что я встретилась с замечательным режиссером Юрием Морозом, с удивительной актрисой Аллой Балтер, которая играла мою мать. Были фильмы «Только раз…», «Золото Югры», «Трое против всех». А вот «выстрелила» именно «Другая жизнь», история про девочку из провинциального Рабочего поселка, которая приехала в Москву без гроша в кармане и у своей бывшей соседки увела мужа-банкира.

Не успели заседающие у подъездов бабушки обсудить и осудить тонкости и нравы «Другой жизни», как уже и новая тема для теледебатов подоспела: на экраны вышел сериал «Любовь императора». В этой романтической, печальной истории Наталии Антоновой отведена роль Екатерины Долгорукой, красавицы-княжны, которая, будучи женой императора Александра II, сама императрицей так и не стала. Картину снимали в Петербурге, костюмы и интерьеры – все самое что ни на есть подлинное, настоящее, из той эпохи, когда женщины носили пышные юбки, а мужчины ради любви еще были способны ставить на кон и жизнь, и честь.

– Пришлось перерыть очень много литературы, но, к сожалению, о Екатерине Долгорукой, морганатической жене Александра II, написано совсем немного. А большая часть того, что написано, по словам серьезных историков, – дурацкие вымыслы и беллетристика. Все же я нашла кое-какие интересные вещи, факты, но, увы, не все смогла попробовать в деле. Это ведь я вижу так, а есть еще режиссер, у которого свой взгляд на вещи. Вообще, я так понимаю, это была непростая женщина. В Смольном, где она училась, ее называли «душечка поганая». Это ведь о чем-то говорит? Это ведь уже характер. Но история такова, и фильм наш, собственно, об этом, что в течение четырнадцати лет глупая, наивная девочка, эта «душечка поганая» превращается в мудрую, глубокую женщину, способную любить, понимать, прощать. Ведь поначалу император и Катя были абсолютно чужими друг другу людьми, ничего общего между ними не было и быть не могло. Разница в возрасте и положении рождала колоссальную пропасть непонимания. А потом постепенно, медленно-медленно они становятся единым целым. И вот он – взлет, настоящая семья, дети, любовь нежная и всепонимающая. И вот она – смерть, которая все это рушит…

Этой работе я отдала много сил, ума и сердца. Начать с того, что съемки проходили в Петербурге, параллельно я снималась в Москве в «Другой жизни». Жила в поезде. Долгие месяцы у меня не было ни единого выходного. Но это того стоило: замечательный сюжет, работа с прекрасным режиссером Александром Орловым и с не менее прекрасным партнером Георгием Тараторкиным.

Если бы лет пятнадцать назад кто-нибудь сказал школьнице Антоновой, что она будет месяцами жить в поезде, едва успевая с одной съемочной площадки на другую, Наташа, наверное, долго бы смеялась, а может быть, даже и возмутилась. О карьере драматической актрисы она не думала никогда. Если честно, эта работа вообще казалась ей какой-то никчемной, пустой и глуповатой. Другое дело – балет, мир волшебной красоты, недосягаемый мир.

– Все мое детство прошло в мечтах о балете. Но, во-первых, я была ребенком упитанным, во-вторых, мама оказалась категорически против. Сейчас понимаю, что это у нее, наверное, подсознание, инстинкт самосохранения сработали: она знала, что у многих балерин нет детей, некоторые всю жизнь остаются одинокими. Не хотела она для меня такого будущего. Но до сих пор при виде балета я буквально цепенею от восторга.

Но тот день, когда все внутри перевернулось и она поняла, что именно театр – это и есть ее судьба, однажды все же наступил.

– Подруга повела меня в Ленком, и мы стали смотреть все спектакли подряд. На свою удачу, застала Евгения Леонова, видела, как он работает. «Поминальную молитву» с ним посмотрела три раза. Я влюбилась в этот театр, где так много молодежи и все поют, танцуют. И не просто поют-танцуют, а делают это с таким удовольствием, такая от них при этом энергия пышет, очень заразительно. Тогда-то и подумала, ведь я тоже могла бы вот так выходить на сцену, так же радовать людей и получать такое же наслаждение от своей работы. Но мне было уже восемнадцать, и я училась в институте на культуроведческом факультете. Естественно, и родители были против моих актерских начинаний, папа сказал, что, пока я не получу нормального образования, ни о каком театре он и слышать не хочет. В итоге я продолжала учиться в институте и параллельно поступила в театральное училище. Потом диплом свой культуроведческий папе и подарила…

А Щукинским училищем я «заболела» сразу, как только увидела эти стены, этих людей, вдохнула этот воздух. И окончательно уверилась, что это и есть мое, настоящее. И поступила с первой же попытки. Но я занималась, готовила программу, потому что просто так нельзя попасть никуда. Сумасшедший конкурс в театральные институты, на самом деле, лишь оттого, что многие идут на прослушивание шутки ради, просто так, а вдруг получится. Но ведь вы никогда не пойдете поступать на химический или биологический факультет, не готовясь, на авось.

В Театре имени Гоголя Наталия Антонова служит уже седьмой сезон. Попала туда еще на последнем курсе училища, когда Сергей Иванович Яшин, художественный руководитель театра, позвал ее на роль Саши в чеховском «Иванове». И пусть сегодня у нее не так много спектаклей, как хотелось бы, сценой она все равно дорожит. И не перестает благодарить Яшина за то, что он ее не только не попрекает частыми отлучками, но спокойно отпускает на съемки, считая, что театру это только на руку.

Наталия не устает повторять, что всеми своими успехами обязана семье. Если бы не их помощь и поддержка, если бы не та дружба, что определяет в этом доме все, Наталия не добилась бы и половины того, что имеет сегодня. Судя по ее словам, это не просто семья, а целый клан, где принято всегда быть вместе, держаться другу друга.

– Родилась я в Москве, училась в самой обычной школе. Мама – филолог, папа – военный, младшая сестра Светлана – тоже, кстати, актриса – замечательная у меня семья, дружная. Поэтому для меня дом – это тепло, радость, покой, защита. Я не боюсь неожиданностей, неприятностей, непредвиденных ситуаций. Они не могут застать меня врасплох. Потому что я уверена: мои всегда помогут, подстрахуют. Меня часто спрашивают, как я одна справляюсь с ребенком, успеваю и в театре, и в кино. Да все очень просто: я ведь не одна, у меня есть родные, опора, и мне не страшно оставлять ребенка, снимаясь одновременно в двух картинах, в разных городах.

Сыну моему Артему уже шесть с половиной. Стараюсь общаться с ним как со взрослым, равным мне во всем человеком. И главное – постоянно даю понять, насколько я ему доверяю. Я себе такой родительский путь выбрала: говорить ребенку только правду, никогда не обманывать, стараться объяснять все происходящее вокруг. Когда человек, пусть даже такой маленький, чувствует к себе уважение, он никогда не будет делать гадости.

Очень хочу, чтобы он вырос трудолюбивым, любознательным, чтобы ему всегда хотелось познать жизнь, взять от нее как можно больше. Чтобы у него внутри был моторчик, который бы его все время толкал, гнал вперед. Вот только как этого добиться, какой стимул найти, какие слова?

Мой сын – это мое продолжение, а значит, и смысл всего существования. Дети – это, пожалуй, самое чистое, самое настоящее человеческое счастье. Я просто купаюсь в своем материнстве и очень хочу еще детей, много, сколько смогу. Актриса, у которой есть дети, наверное, острее и глубже чувствует отношения мужчины и женщины, отцов и детей. Саму жизнь, одним словом, острее чувствует.

Но не меньшую остроту и счастье дарит женщине, а актриса – женщина вдвойне, любимый человек. Семья, ребенок и мужчина – это хрупкая гармония: подломится одна ступенька, рухнет все здание.

– Однажды, еще в школе, один мальчик вырезал мое имя ножом у себя на руке. Тогда, по правде сказать, я очень сильно испугалась, но где-то в глубине души все же испытала что-то вроде гордости. Сегодня такие жесты мне ни к чему. И дорогие подарки тоже не нужны, украшения я не люблю. Пусть лучше рядом со мной будет человек, за которым я как за каменной стеной. И при этом я должна быть уверена, что это навсегда. Еще несколько лет назад я наверняка обиделась бы, если бы мужчина забыл про мой день рождения. А сегодня уже не обижусь. Куда важнее, помнит ли он обо мне все остальные дни года. Если он всегда рядом, на помощь приходит по первому зову – Бог с ним, с этим несчастным днем рождения.

Мужчина должен быть смелым, чтобы ему можно было верить до конца, без оглядки. Смелым в любви, где его меньше всего должна интересовать оценка окружающих. Ведь он выбрал тебя, он тебя любит, ему с тобой хорошо – и наплевать тогда, кто там и что об этом думает. Вот Александр II был именно таким. Он, властелин огромной страны, пошел на долгую связь с самой обычной женщиной, на связь с венчанием, не дожидаясь окончания траура по жене. Его осуждали, он знал об этом и все равно делал все, чтобы быть с нею, с любимой и единственной. Он как паровоз: в груди горит, сердце – пламенный мотор, прет напролом и ему безразлично, что скажут даже его собственные взрослые дети. Он должен быть с этой женщиной, которая отдала ему себя без остатка. Должен – и все тут…

Фото Екатерины ЦВЕТКОВОЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте