search
main
0

Александр Асмолов, зав. кафедрой психологии личности МГУ: От культуры полезности – к культуре достоинства

Мир вокруг нас стал иной реальностью. Можно назвать его киберпространством, виртуальной реальностью. Человечество прощается с эпохой создателя первого печатного станка Гутенберга и вступает в эпоху электронных средств коммуникаций – эпоху интернета. В связи с этим встают вопросы, касающиеся вечных драм образования в мире и в России, а тем самым и неизбежной модернизации самой идеологии образования. Если мы сегодня не осознаем, что изменение мировой стратегии развития образования – это веление времени, то рискуем оказаться “информационными аутсайдерами” в обществе “информационных акселератов”.
Цель развития образования – повышение качества, мобильности и доступности образования. В России в последнее десятилетие все более отчетливо происходит переход от унифицированного образования к вариативному открытому образованию. В настоящие время ясно, что управление образованием с опорой на старую экономическую модель, т. е. управление без управления качеством образования; управление без управления рисками; без управления с опорой на гибкие динамические стандарты образования и гарантированные бюджетные нормативы; без социально-экономического прогнозирования, без новых информационных и коммуникационных технологий, – все это управление вчерашнего дня.
Вариативное открытое образование понимается как процесс, направленный на рост социальной и профессиональной мобильности личности, расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности.
Целью вариативного образования является формирование такой картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечивала принятие решений личностью в различного рода жизненных ситуациях, в том числе и в ситуациях неопределенности. В ходе вариативного образования человек приобщается к современной коммуникационной культуре и овладевает различными способами мышления, посредством которых люди на протяжении многих веков строили мировые цивилизации.
В арсенале идей вариативного образования были обозначены следующие ценностные ориентиры, с учетом которых целесообразно строить стратегии реформы образования:
переход от культуры полезности, рассматривающей образование как непроизводственную сферу услуг, к культуре достоинства, определяющей образование как источник социальной компетентности личности;
переход от обезличенного образования “среднего ученика” – к вариативному образованию, учитывающему индивидуальные особенности личности каждого ученика и предоставляющему ему возможность выбора в системе открытого образования.
Интернетизация образования способна привести к превращению образования в реальный “всеобуч”, в особую культуру массовой коммуникации. Сейчас возникает ситуация: кто не успел, тот опоздал. Кто не успел, тот опоздает разработать идеологию образования как массовой коммуникации и навсегда останется в прошлом. И наконец, кто не успел, тот опоздает сделать главное – создать в России крупномасштабную программу обучения учителей новой жизни – жизни в мире интернета. Именно в этом направлении идут поиски Федерации Интернет Образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте