От редакции
Вера ТРЕТЬЯКОВА
Формирование у детей российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей начнется с детсадов, сообщила пресс-служба Минпросвещения, комментируя разработанную Федеральную образовательную программу дошкольного образования. Минпросвещения вынесло на общественное обсуждение проект программы в начале ноября.
«Воспитание детей на основе российских духовно-нравственных ценностей начнется с детсадов. Федеральная образовательная программа дошкольного образования вводит единые требования к объему, содержанию и планируемым результатам деятельности детских садов. Задача программы – ввести акцент на формирование у детей российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей с учетом их возрастных особенностей», – говорится в сообщении.
«Учительская газета» решила обратиться за комментарием по проекту Федеральной образовательной программы дошкольного образования к одному из ведущих экспертов в этой области, академику РАО, руководителю рабочей группы разработчиков федерального государственного образовательного стандарта Александру Григорьевичу Асмолову.
Передо мной текст федеральной программы по дошкольному образованию, который может быть рассмотрен как проект подобного рода программы для всей России. Когда я смотрю на него, то не верю, что авторами этого текста является команда Министерства просвещения РФ. Есть целый ряд причин, который заставляет меня предполагать, что это какая-то абсурдная информационная утечка, которая выдается за федеральную программу развития дошкольного воспитания.
Министерство просвещения РФ и прежде всего Сергей Кравцов неоднократно говорили о важности вписывания программ образования в государственную политику. Предложенная программа федерального дошкольного образования вступает в резкий диссонанс с государственными идеалами, национальной политикой и идеалом безопасности. Предложенные в ней конструкции формирования патриотизма являются декларацией имитации, ибо патриотизм никогда не порождается только из знаний. Патриотизм рождается в тех или иных формах деятельности, общения ребенка со взрослыми, чтения и вхождения в произведения великой культуры, в которых ребенок идентифицируется с ценностями этой культуры.
В программе же проводится наивная мысль, что патриотизм может вырасти исключительно из знаний и когнитивных установок ребенка. Тем самым вместо патриотизма мы получаем издевательство над патриотическими установками начиная с самого младшего возраста – с первого, второго и третьего года жизни.
Методологически программа также безграмотна, поскольку содержит серьезнейшие риски для физического и психологического здоровья ребенка. Базовым условием здоровья ребенка, как показывают многие исследования, является прежде всего доверие ребенка к матери, возникающее в самые первые годы жизни, и его доверие к значимым другим. Пласт общения ребенка как сквозного механизма детского развития полностью остается за рамками этой программы.
Помимо этого данная программа содержит в себе риски поддержки сепаратистских настроений, особенно в регионах, в том числе национальных республиках, поскольку она не учитывает этнокультурную специфику семей в каждом регионе нашей страны.
Мой коллега Сергей Кравцов отлично понимает, что единое пространство образования – это пространство единства разнообразия. Поэтому любая программа, гасящая это разнообразие, содержит риски возникновения возмущения в регионах и раскачки в нашей стране, разрыва ее в разные стороны. Поэтому я считаю, что данная программа является серьезной политической опасностью для России. И я уверен, что эта программа не могла быть выдвинута на рассмотрение широкой общественности как прочтенная экспертами профильного ведомства, прежде всего командой самого министра.
Хочу еще раз повторить: не думаю, что Министерство просвещения РФ поразил подобного рода жуткий кризис непрофессионализма. А эта программа является прямым непрофессиональным выкидышем.
Комментарии