Было бы очень просто переложить всю ответственность на Минфин, дескать, только он плохой. Но разве дело только в Минфине? Разве про ситуацию с учебниками не знали два министра – образования и печати, разве прошлый год их ничему не научил? Наконец, разве не помнили, что так произошло однажды, разве не понимали, что может произойти опять, премьер-министр, его первый заместитель, заместитель, курирующий сферу образования в правительстве? Скажете, много забот, много проблем? Скажете, некогда? Да, все так, но тогда давайте сделаем так, чтобы было известно, почему другие дела, может быть, и очень важные, заслонили не менее важную задачу – снабжение школьников учебниками. Лично я за премьер-министра как руководителя нового политического блока голосовать не буду – у меня нет никакой уверенности, что он понимает роль образования для будущей России.
Политики – новые и старые – желают радикальных перемен в обществе. Но их не будет без принципиального изменения системы образования. И не в смысле каких-то организационных перестроек, а в смысле перестройки качественной. Добиться ее можно только одним путем – качественным изменением содержания учебной литературы. Но мы наблюдаем прямо противоположное: и по количеству названий, и по тиражам учебной и учебно-методической литературы идет явное уменьшение, спрос на эту литературу растет, но удовлетворить его никто не может. Отчасти потому, что у государственных издательств уже нет былых возможностей, отчасти потому, что у новых многочисленных издательств этих возможностей пока нет, отчасти потому, что система распространения учебников и учебной литературы практически разрушена.
Мне кажется, действовать надо в двух направлениях. Одно из них – это срочное выделение денег, обещанных правительством, – 140 млрд.рублей, распределение заказов по регионам, привлечение средств регионов и частных инвесторов. Это оперативные меры. А существует еще ряд долгосрочных мероприятий, и это прежде всего реализация широкой программы действий, исходя из того, что проблемы образования – проблемы национального масштаба, что в государстве есть четыре источника ресурсов: федеральные средства, региональные, муниципальные, средства от продажи учебников частным потребителям и инвестиции отечественных и зарубежных спонсоров.
Казалось бы, зная источники поступления средств, можно начать действовать. Но уже хорошо известно, что без соответствующих политических решений ничего не получится. Что же это за политические решения?
Прежде всего четкое разделение финансовой ответственности между федеральным правительством и регионами – и в Законе “Об образовании”, и в Законе “О местном самоуправлении” должны быть предусмотрены соответствующие санкции за невыполнение обязательств властных структур. А кроме того:
– оперативное введение налогового благоприятствования всем образовательным проектам, производителям и инвесторам (как отечественным, так и зарубежным);
– межрегиональное соглашение о принципах организации учебного книгоиздания (развитие региональных центров печати, становление экономичной системы распространения и т.д.);
– переориентация средств массовой информации на рассмотрение проблем образования и культуры как приоритетных;
– необходимы также экономические и организационные меры как становление экономичной и оперативной системы производства и распространения внутри системы образования; необходимо гарантировать умеренность цены и доставку любой книги в любую точку России;
– первоочередное и гарантированное обеспечение школьных, районных, городских библиотек обязательными экземплярами и информацией о выходящих в России книгах;
– становление профессиональных сообществ, ответственных за экспертизу (в настоящее время она имеет чисто ведомственный характер);
– поддержка перспективных авторов и издательств, отбираемых на конкурсной основе;
– подготовка к переходу на систему частично оплачиваемых родителями учебников.
Комментарии