«Что вы читали из Тургенева?» – с таким вопросом обращается к своим актерам режиссер спектакля «Тургенев. Сегодня!» Глеб Черепанов. Так начинается спектакль. Но пока не на сцене, а на широком экране. Идет запись. Актеры еще не в образах, они только-только приступили к репетициям. Но все как один под нарастающий хохот зрителей уверенно отвечают: «Муму». Кто-то, один или двое, после долгой заминки вспоминает роман «Отцы и дети».
Конечно, это, скорее всего, режиссерская задумка, в первую очередь обращенная к молодой публике – в век, когда молодежь мало читает, сказать ей: мы, мол, свои, мы такие же. Вряд ли актеры, окончившие театральные вузы и уже работающие в профессии, не читали классику. Но идея в том, чтобы намекнуть: ничего страшного, если вы до сих пор не читали Тургенева, начните теперь. Мы-де начали и так им вдохновились, что захотелось поставить свой спектакль. А это для человека театра все равно что родить ребенка. Правда, актеры так увлеклись этой игрой, что и на встрече с возрастной публикой в библиотеке имени Тургенева, прошедшей за две недели до премьеры, твердили то же самое. С другой стороны, их можно понять: игра – их профессия, их жизнь.Но вернемся к спектаклю. Прежде всего надо сказать, что он создан в рамках федерального проекта «Театральная Россия» (под руководством продюсера Эльмиры Щербаковой) к 200‑летию со дня рождения писателя, которое отмечается в нынешнем году. Предполагается, что спектакль покажут аж в 18 регионах Центрального федерального округа. Также в планах у создателей проекта ближе к дате юбилея Тургенева, 9 ноября, организовать одновременный показ киноверсии спектакля по всей стране.Об этом, в частности, сказал в приветственном слове министр культуры России Владимир Мединский.Итак, о чем спектакль? Разумеется, о великом русском писателе: где рос в детстве, в кого влюблялся в юности, что писал и как прославился.Драматург Мария Виткина написала сценарий на основе писем, документов, воспоминаний современников, друзей и семьи Тургенева. И, конечно же, с использованием текстов произведений писателя: «Первая любовь», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Месяц в деревне» и других. В ходе представления все перемешивается: писатель проникает в сюжеты своих произведений, действие переносится в зал, из зала на сцену выскакивают молодые люди, начитывая рэп-речитатив. Когда актер Анатолий Руденко, который только что представлял нам молодого Тургенева, делает всего лишь шаг и становится героем повести «Ася» или когда в другой сцене он же заходит в гости к старику из рассказа «Хорь и Калиныч», возникает ощущение, что это продолжается история жизни Ивана Сергеевича. В литературе существует понятие «образ автора». А какими средствами его передать на сцене? Возможно, что именно такими.Или другой пример: вдруг врывающиеся на сцену рэперы при разговоре о романе «Отцы и дети». Тут явная аналогия с ассоциациями, могущими возникнуть при чтении текста у современного молодого читателя. Шуточная песня «Нигилисты и ретрограды» только подчеркивает и заостряет эти ассоциации. Нужно дополнительно отметить, что почти все актеры у Глеба Черепанова играют по нескольку ролей.В роли матери Тургенева заняты две актрисы – Наталья Тингаева и заслуженная артистка России Любовь Руденко. В роли Полины Виардо – Анастасия Спектор и Джульетта Геринг. Если эти актрисы поделили между собой одну роль на двоих, то все остальные, наоборот, играют сразу по четыре-пять персонажей.Единственный актер, который занят в одной роли, играя своего героя с детских лет до самой смерти, – это Анатолий Руденко. Как он играет маленького мальчика, спросите вы? А очень просто: он и два других актера, изображающие в этой сцене детей, братьев Тургеневых, держат в руках перед собой вырезанные из картона фигуры мальчиков в полный детский рост. Кстати сказать, картонные изображения используются не только в этом эпизоде. Так, все актеры, исполняющие роли писателей в постановке, скрывают свои собственные черты не за гримом, а за картонными масками со знакомыми нам со школы изображениями лиц этих самых писателей: Гоголь, Некрасов, Достоевский, Толстой. Одним словом, можно сказать, что мы присутствуем на веселой музыкальной обзорной лекции «Жизнь и творчество И.С.Тургенева». Так что я бы рекомендовал эту постановку в первую очередь школьникам, но только с одним условием – предварительно почитать хоть что-нибудь кроме «Муму». И тогда никакой режиссер с экрана или министр со сцены не сможет смутить вас вопросом: «Что вы читали из Тургенева?»
Комментарии