Двенадцатилетняя школа – структура, содержание, перспективы
Oдин из самых больных вопросов при возможном переходе к 12-летней школе – это вопрос о ее структуре, т.е. о продолжительности отдельных этапов (ступеней) школьного образования.
К середине 1980-х гг. в практику обучения был введен новый тип начальной школы (1- 4) с началом обучения с 6 лет. Концепция этой школы строилась на гуманистических основах и должна была прежде всего обеспечить сохранение физического и психического здоровья младшего школьника, создать оптимальные условия для их развития.
Однако жестко регламентированные требования к организации школьной среды для 6-летнего первоклассника (отдельные помещения для учебных занятий, сна, игр и др.) создали существенные препятствия для их реализации в массовой школе страны. При этом было допущено одновременное существование трехлетней (с 7 лет) и четырехлетней (с 6 лет) школы. В результате абсолютное большинство школ России пошло по более легкому пути, фактически ликвидировав четырехлетнее обучение в начальной школе, но сохранив возможность приема детей 6 лет для трехлетнего обучения. Сегодня более 70% школ продолжает принимать детей с 7 лет в трехлетнюю начальную школу.
Основной линией реформирования начальной школы сегодня является тенденция к изменению приоритетных целей образования младших школьников, где на первый план ставится задача развития их личности. Взяв за основу теорию развивающего обучения, школы начали в рамках старой структуры искать пути достижения этой цели обучения. Однако за 3 года невозможно решить эти задачи без значительной перегрузки школьников, нанесения существенного вреда здоровью детей. Возникают и другие отрицательные моменты: потеря интереса к учению, отрицательное отношение к школе и др. Качественное усвоение достаточно сложной современной программы начальной школы становится затруднительным, что приводит к резкому снижению успеваемости в 5-6-х классах.
Таким образом, прогрессивные идеи развивающего обучения сводятся на нет в результате их неправильной реализации.
Превратно понятые демократические преобразования последних лет усугубили это положение: неоправданное введение в начальных классах новых предметов, увеличение недельной нагрузки, преподавание предметов учителями-предметниками основной и средней школы привели к еще более серьезным нарушениям принципа природосообразности учения.
Чтобы как-то облегчить положение, школа нередко идет на всякие ухищрения, принимая в первый класс детей, фактически уже прошедших его программу в домашних условиях, либо создавая при школе так называемые прогимназии, где обучение начинается с 4-5 лет. Реально срок начального обучения теми или иными способами увеличивается на 1-2 года.
Проведенные исследования, опыт работы школ дают основания полагать, что в ближайшем будущем сроки обучения в начальной школе будут не сокращаться, а при снижении возраста начала обучения, наоборот, увеличиваться, как это имеет место во всех развитых странах (например, во Франции и Италии – 5 лет, США, Бельгии, Канаде, Дании, Швеции и большинстве других развитых стран – 6 лет). Первым шагом в этом направлении должен стать обязательный перевод всей начальной школы с трехлетнего на четырехлетнее обучение с началом обучения с 6, 5 лет. Исследования медиков, физиологов, гигиенистов показали, что при начале обучения с 6, 5 лет не требуются особые условия (спальни для дневного сна, игровые, сокращенные уроки и т.д.), выполнение которых затруднено.
Предполагаемые изменения в сроках начального обучения повлияют на содержание образования на второй ступени школы.
Еще одна серьезная проблема, связанная со структурой 12-летней школы, может быть представлена так: 9+3 или 10+2? Иначе: каким должен быть период обязательного обучения в основной школе – 9-летним или 10-летним?
Один из основных аргументов сохранения основной 9-летней школы: такой вариант значительно дешевле, поскольку не требует изменения учебного плана существующей 9-летней школы, подготовки нового учебно-методического комплекса, переподготовки работающих в основной школе учителей. В этом случае изменения коснутся лишь старшей школы. Но это иллюзия. Переход к 12-летней школе должен сопровождаться изменением содержания образования, которое сегодня во многом потеряло личностный смысл. Таким образом, предполагаются существенные изменения в наполнении учебно-методических комплектов, а это потребует определенных средств.
Аргументы в пользу 10-летней основной школы заключаются в следующем.
1. Такое решение будет означать крупный шаг в движении к более высокому уровню образования всего населения. В отличие от варианта, ориентированного на продление обучения лишь в старшей школе, в которую приходит только часть молодежи (его условно можно назвать “элитарным”), вариант с переходом к основной 10-летней школе выглядит более демократичным.
2. Сохранение основной 9-летней школы в силу инерции не позволит внести существенные изменения, повышающие ее роль в развитии отечественной культуры, консервирует традиционный тип школы.
3. Обязательное обучение с 6 до 16 лет дает возможность учащимся завершить учебу в основной школе более подготовленными к выбору профиля и способа получения дальнейшего образования, создает лучшие условия для социального и профессионального самоопределения.
4. В условиях сокращения числа работников, занятых в народном хозяйстве, основная 10-летняя школа, предусматривая восстановление близких достигнутым в середине 80-х годов масштабов всеобщего обязательного образования, будет служить своего рода амортизатором социальных последствий безработицы.
5. Переход к 10-летнему обязательному обучению позволит устранить ситуации, когда значительная часть 15-летних подростков после окончания 9-летки оказывается на улице, образуя резерв для вовлечения в криминальную деятельность.
6. Переход на обязательную 10-летнюю основную школу позволит снизить общую учебную нагрузку школьников благодаря рациональному использованию значительного прибавления учебного времени как в начальном, так и в основном звене, а также благодаря перераспределению учебного материала между основной и старшей школой.
Итак, общая продолжительность обучения в основной школе должна составить десять лет. На этой ступени выделяются как бы два этапа – первый (до 8-го класса) и второй этап (9-10-е классы). На первом этапе дифференциация образования не затрагивает инвариантного ядра содержания – состав обязательных учебных предметов и их содержание сохраняются едиными для всех школ страны, всех школьников, т.е. этот этап второй ступени еще не является профильно-дифференцированным. На данном этапе осуществляется уровневая дифференциация и индивидуализация обучения. На втором этапе уже возможна и предпрофильная дифференциация по ряду учебных предметов.
Десятилетняя школа должна быть обязательной для всех детей до 16 лет. Это обеспечит более высокий уровень социализации личности, будет соответствовать возрастному рубежу расширения гражданских прав и юридической ответственности молодого человека.
Десятилетняя основная школа должна давать относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения образования в средней общеобразовательной или профессиональной школе и для самообразования.
Старшая ступень школы (полная средняя школа) – 11-12-е классы, оставаясь общедоступной, строится по принципам профильной дифференциации. Ее основная задача – подготовка к продолжению образования в вузе. Старшие классы средней школы, таким образом, соответствуют принятому в международной практике понятию “предуниверсарий”.
В последние годы педагогической наукой и школьной практикой накоплено много нового в плане профильного образования в двух старших классах, что позволяет в дальнейшем обеспечить более эффективную преемственность между средней и высшей школой.
Общество будет заинтересовано в том, чтобы возможно большее число окончивших основную (обязательную) школу продолжали обучение в старших классах полной средней школы (общедоступной, бесплатной). Нынешний показатель – 55-60% выпускников основной школы, поступающих в старшие классы, должен быть отправной точкой для желательного продвижения к более высоким показателям. Стимулом здесь должно стать не только получение аттестата о полном среднем образовании как условия поступления в вузы, но и возрастание, как уже отмечалось, требований к уровню образования работников массовых профессий.
Новая школа, обновляя систему образования, в то же время сохранит преемственность по отношению к накопленному опыту.
Характеризуя этапы среднего образования (начальное образование 1-4-е классы, основное образование 5-10-е классы, среднее образование 10-11-е классы), следует иметь в виду ряд проблем противоречивого свойства. На старшем этапе предстоит решить весьма непростую проблему рационального сочетания универсальности среднего образования и его профессионализации.
При осуществлении программной дифференциации в старших классах может возникнуть проблема отбора из числа желающих учиться в школах, имеющих высокий авторитет у общественности. Возможно, общедоступность образования можно будет гарантировать сохранением части общеобразовательных классов, дающих полноценную базовую, но не профильную подготовку, как это существует и в настоящее время. Такие классы, по-видимому, сохранятся и в сельских (поселковых) школах.
Не менее актуальной является проблема преемственности основной, средней и высшей школы, производства и т.п.
Перейдем к анализу тенденций развития и возможных изменений учебного плана школы.
Прежде всего заметим, что базисный учебный план школы определяет три основных норматива (компонента) учебного процесса: продолжительность обучения (общая и по каждой из ступеней школы); годовая и недельная учебная нагрузка школьников; состав основных компонентов содержания образования (образовательных областей, учебных курсов).
Учебная нагрузка школьников определяется физиолого-гигиеническими нормами, утвержденными Минздравом.
Состав учебных предметов во все предыдущие годы складывался в основном эмпирически, на основе некоторых общих идей, идеологических установок и предшествующего опыта. В последние годы в результате ряда исследований удалось создать определенную теорию учебного плана школы, обосновать основные принципы его построения, имеющие, так сказать, “инструментальный” характер.
Эти принципы нашли отражение в разработке базисного учебного плана 11-летней школы как части Государственного образовательного стандарта. Сейчас нет оснований полагать, что они потеряют свое значение и в будущем, при разработке базисного учебного плана 12-летней школы. Работа школ в последние годы на основе базисного учебного плана показала целесообразность сохранения и в дальнейшем ряда идей. Остановимся на важнейших из них.
Во-первых, в структуре учебного плана школы выделяются две составляющих содержания образования:
а) инвариантной части (ядра), обеспечивающей приобщение к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
б) вариативной части, обеспечивающей индивидуальный характер развития школьников, учитывающей их личностные особенности, интересы и склонности.
Говоря об инвариантной части школьного образования, необходимо прежде всего отметить, что базисный учебный план определяет только минимально необходимый набор учебных предметов для каждой ступени школы. Этот набор может быть расширен за счет часов, выделенных на национально-региональный и школьный компоненты. Функционально полный набор образовательных областей и учебных курсов отражает известную идею о гармонически развитой личности. Заметим при этом, что личность развивается не только в процессе обучения.
Таким образом, мы приходим к тому минимально необходимому набору обязательных для изучения учебных предметов, которые должны быть представлены в базисном учебном плане школы.
При этом принципиально важно, что каждая образовательная область в учебном плане конкретной школы будет представлена набором соответствующих учебных предметов и курсов.
Во-вторых, в учебном плане должно найти отражение деление образования на фундаментальное и технологическое. Фундаментальная составляющая, основой которой является общенаучная и общекультурная подготовка учащихся, проявляет себя с наибольшей полнотой в начальной и основной школе. Особенность технологической (трудовой) подготовки состоит в том, что она реализуется в школе в своей допрофессиональной (общетрудовой) части. На старшей ступени возможна начальная профессиональная подготовка школьников в рамках профильного обучения.
В-третьих, в настоящее время в учебных планах выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и является инвариантной частью содержания общего среднего образования, включает учебные курсы общекультурного и общенационального значения.
Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации и в полном объеме включает такие образовательные области, как “Родной язык и литература”, а также остальные образовательные области, в большинстве которых учебные курсы или разделы отражают региональные особенности, национальное своеобразие культуры.
При переходе к 12-летней средней школе (особенно при профильной дифференциации старшей ступени) можно предположить, что произойдут определенные изменения в соотношении между инвариантной и вариативной частями школьного образования.
Изменения в сроках обучения в основной и полной средней школе потребуют создания новых образовательных стандартов для 10-летней и 12-летней школы.
Следует сохранить и даже усилить к 9-10-му классам вариативную часть содержания образования в основной школе, которая должна быть представлена в программах разнообразных курсов по выбору. Требует безусловного сохранения практика использования вариативных (параллельных) программ и учебников, различных технологий обучения при изучении учебных курсов, включенных в базисную часть (обязательный минимум) образования. Все это позволит обеспечить, учитывая специфику местных условий, педагогически целесообразную дифференциацию образования, направленную на реализацию склонностей, интересов и возможностей школьников.
Профильный характер старшей ступени (11-12-е классы) не исключает возможности определенного инвариантного ядра, обеспечивающего развитие общих интеллектуальных, познавательных умений, способностей, гражданских качеств личности.
Преобладающая в старших классах вариативная часть учебного плана позволит развивать школы различного типа, разнообразных профилей, учитывать индивидуальные запросы учащихся и местные особенности.
Школа 2005-2010 гг. должна готовить к жизни в условиях экономической, политической, мировоззренческой свободы и, следовательно, возрастающей ответственности за самостоятельный выбор и поведение.
Очевидно, что переход на 12-летнее обучение не должен превратиться в механическое прибавление двух лет или одного года к существующим учебным планам начальной, основной и полной средней школы, а требует обновления содержания обучения на всех этапах с учетом возрастных и индивидуально-психологических способностей и интересов школьников, их социальных притязаний, права на выбор образовательных траекторий, формирования способов и средств деятельности, преодоления изолированности образования от других сфер общественной практики.
В процессе перехода российского общества от индустриальной к постиндустриальной цивилизации позитивная роль школы может быть обеспечена при культурообразующем характере содержания образования, в котором целостно представлены ценности духовной и материальной культуры, познавательная культура в области основ наук, ведущие сферы искусства, экономическая культура и культура труда, политическая и правовая культура, коммуникативные и информационные культуры, культура семейных отношений, физическая и экологическая культуры.
В структуре существующего содержания образования достаточно полно представлены филология и математика, всегда занимающие основное место в фундаменте образования. Неоправданно скромное место пока занимают предметы искусства, иностранные языки.
Филологическое образование включает два блока: языковый и литературный.
Доминанта языковых курсов – формирование коммуникативной культуры личности. Стратегическое положение занимает родной язык, от уровня овладения которым зависят успех всего обучения, социальное лицо и общественная активность человека. Структурирование содержания будет осуществляться в условиях реализации интеграционных процессов с ориентацией на понятия “текст”, “смысл”, “семантика”, “функционирование”. Включение россиеведения в преподавание отечественного языка будет способствовать преподаванию родного языка на широком культурно-историческом фоне.
В обучении иностранным языкам должна будет складываться плюралистическая система, характеризующаяся разными моделями: а) базовая – изучение иностранного языка с 5-го до выпускного класса основной школы; б) модель, предусматривающая продолжение обязательного изучения языка в III ступени; в) модель с началом изучения языка в 1-м (2-м) классе и продолжением в основной школе; г) модель с ранним началом изучения иностранного языка и продолжением в основной и старшей школе.
Важнейшей перспективой литературного образования являются координация двух родственных предметов (родная и русская литература) и создание единой, научно обоснованной системы анализа литературно-художественного произведения, учитывающей общие и национально-своеобразные черты.
Принципиально новое содержание историко-обществоведческого образования начало складываться в 1990-х гг. В дальнейшем будут развиваться его основные черты: личностный аспект общественного развития; роль человека, сущности, целей и мотивов его деятельности; изложение разных точек зрения на прошлую и современную картину мира, на общественный процесс, возможностей политических и социально-экономических альтернатив; более глубокое и всестороннее изучение истории многонациональной России, ее традиций и культур населяющих ее народов, современного российского общества и государства, Основного Закона страны.
Не нигилистическое отношение к своему Отечеству должны порождать гуманитарные знания, а чувство сопричастности трагичной, противоречивой, полной страданий и вместе с тем подвижнической и высокой судьбе нашей многонациональной России. У молодежи, да и у всех у нас есть потребность обратиться к российской истории, понять пути и судьбы Родины, основы и первоосновы ее культуры, увидеть их не только в исторической ткани нашей страны, но и в нас самих, в наших душах и сердцах, ибо духовная культура народа не есть музей его лучших свершений, она живет и творится и в нас, его сынах и дочерях, связанных со своей Родиной любовью и творчеством. Молодое поколение должно почувствовать и осознать духовную связь поколений, что послужит им нравственной опорой в жизни, осветит глубоким и благородным смыслом.
Начальная пропедевтика истории осуществляется в школе I ступени. Ее цель: овладение учащимися элементарными представлениями об истории России и родного края, о социальной сфере, формирование исходных навыков социального поведения, воспитание чувств человека-гражданина.
Историческое образование в основной школе представлено хронологически завершенным (вплоть до конца ХХ в.) курсом, где 2/3 учебного времени отводится отечественной истории.
В XI-XII классах обществознание будет представлено инвариантным этико-философским курсом и вариативными курсами с учетом профильной дифференциации; история дана вариативными курсами, учитывающими различия гуманитарного и естественно-научного профиля школ, а также занятиями по выбору.
Применительно к естественно-научному образованию должны быть реализованы следующие принципы:
– предоставление не менее двух часов в неделю предметам, составляющим базовое ядро общего среднего образования;
– ликвидация многопредметности за счет интеграции родственных учебных дисциплин. Этот процесс требует существенной переработки содержания и структуры учебных предметов, усиления в них общих идей и теоретических концепций;
– непрерывность каждой из составляющих естественно-научного образования. Предложения о структуре таковы:
– в начальной школе естественно-научные знания составляют фундаментальную часть курса “Окружающий мир”;
– в первых классах основной школы может преподаваться интегрированный курс “Естествознание”, но и возможно введение пропедевтических курсов биологии, физической географии и физики;
– с 12-летнего возраста начинается изучение фундаментальных предметов – физика и астрономия, химия, биология. Эти курсы должны давать по возможности более или менее полную картину соответствующих наук, при их изучении должен быть реализован принцип уровневой дифференциации;
– максимально следует реализовывать межпредметные связи, что облегчает изучение смежных дисциплин и способствует формированию единой научной картины мира. В старшей школе гуманитарных школ желателен курс “Естествознание и культура” или “Естественно-научная картина мира”. Для школ и классов естественно-научного профиля создаются курсы с углубленным изучением предметов.
Целью непрерывного экономического образования является развитие личности как субъекта экономической деятельности, освоение им экономических знаний, умений, развитие экономически значимых качеств, повышающих настоящую и будущую жизнеспособность учащихся, реализация целей достигается при изучении предметов естественно-математического цикла, а также входящих в образовательные области “Общество” и “Технология”.
В складывающемся постиндустриальном обществе к работнику предъявляются новые функциональные требования, что в свою очередь требует широкой допрофессиональной подготовки, формирования технологической культуры. В школе “технология” – интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания и показывающая их использование в работе промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других областях деятельности человека. Вариативность этой образовательной области достигается введением в ее состав различных блоков-модулей, курсов, факультативов.
Для того чтобы реализовать прогрессивные идеи и принципы в школьном образовании, нужен минимальный стандарт требований к конечному результату работы школы.
Очевидно, что в ближайшей перспективе государство не может обеспечить учебниками и учебными пособиями все возможные варианты дифференциации школьного образования, но оно может и должно обеспечить оптимальные варианты учебными планами, программами, учебниками и методическими пособиями, адресованными массовой школе, не сужая рамок для творческих поисков учителей и авторских коллективов.
Кроме того, необходимо продолжить поиск оптимального соотношения федерального, национально-регионального и школьного компонентов в Базисном плане, чтобы обеспечить единую политику в области образования с максимальным учетом национально-культурных и региональных образовательных потребностей и интересов. Кроме того, при подготовке Базисного плана 12-летней школы следует обратить внимание на реализацию возможностей, обусловленных увеличением сроков школьного образования, для нормализации учебной нагрузки школьников.
Переход к 12-летней школе объективно требует переводить образовательный процесс на технологический уровень. При этом могут и должны быть использованы такие образовательные технологии, как контекстные, имитационно-моделирующие, коллективного и индивидуального самообучения, выбора индивидуальных “маршрутов” обучения и др. Особенно продуктивными среди них являются личностно-ориентированные педагогические технологии.
Содержанием воспитания является ориентация развивающегося ребенка на общечеловеческие, вечные ценности, перевод их в личные ценности каждого воспитанника на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества. К числу этих ценностей относятся: человек, семья, труд, знания, культура, Отечество, малая Родина – родной край, Земля, мир между людьми, народами и государствами.
Переход к 12-летней школе – это процесс существенного обновления образования, задачи которого невозможно решить без активного участия руководителей системы образования всех уровней, и особенно учителей, а также педагогов системы дополнительного образования. Потребуется значительная разъяснительная работа в педагогических коллективах, чтобы смысл предстоящих перемен был осознан каждым учителем. Предстоит освоить обновленные программы и учебники, внедрить современные методы и средства обучения.
Свою активную роль должны сыграть институты повышения квалификации учителей.
Потребуется координация учебных планов и программ педагогических высших учебных заведений.
Подготовка учителей должна быть в полной мере ориентирована на потребности проектируемой школы, на запросы учащихся и их родителей.
Изменение целей, структуры, содержания, методов и средств обучения, форм организации учебного процесса – это не одномоментный акт, а многолетняя, кропотливая работа, требующая взвешенных решений. Данная статья предлагает не готовые решения, а информацию к размышлению, является приглашением к всестороннему обсуждению проблемы.
Александр Киселев,
первый зам. министра общего и профессионального образования;
Владимир Шадриков,
зам. министра общего и профессионального образования;
Валерий Поляков,
вице-президент Российской академии образования;
Юрий Дик,
директор Института общего среднего образования РАО
Комментарии