search
main
0

Актуальный разговор

Пока не обрушился потолок…

В Красноярском крае разработана уникальная программа развития образования

Сегодня общество нуждается в мощном таране для социально-экономического прорыва в будущее. Этим тараном и должно стать образование. Вот почему губернатором Красноярского края Александром Лебедем с самых первых шагов в должности было принято решение о разработке программы стабилизации и развития образования Красноярского края на 1999-2003 годы. По его распоряжению была создана рабочая группа из ученых, специалистов, руководителей всех уровней образования от дошкольного до послевузовского. Руководителем назначен председатель Сибирского отделения Российской академии образования, начальник управления начального профессионального образования администрации края, членкор РАО, доктор экономических наук, профессор Анатолий Иванович Таюрский.

Работа над программой завершена. Этот документ станет законом после рассмотрения в Законодательном собрании края в самом ближайшем будущем. О программе мы попросили рассказать Анатолия ТАЮРСКОГО.

– Анатолий Иванович, экономическое положение в стране остается сложным, правительство недавно снова предостерегало население от чрезмерных социальных ожиданий. Поэтому появление глобальной краевой программы вызывает у родительской, да и образовательной общественности неоднозначное отношение. С одной стороны, все понимают ее неоспоримую пользу. С другой – сомневаются, можно ли заниматься систематизацией столь глобальной проблемы, когда учителям даже долги по зарплате еще не полностью выплачены.

– Дело в том, что образование напрямую связано с социально-экономической ситуацией в регионе, с ее развитием. Оно повлияет на выбор дальнейшего пути. Ведь очевидно, что в ближайшее время экономика Красноярского края будет развиваться в двух направлениях, но рано или поздно одно из них станет главным.

Первое – сырьевая ориентация, специализация на добыче ресурсов и их переработке. Это со временем неизбежно превратит край в сырьевой придаток других стран в мировом разделении труда. И тогда он будет нуждаться не в образованных высококвалифицированных специалистах, а в узкоспециализированных рабочих, обслуживающих это направление.

Во втором направлении программа предполагает структурную перестройку экономики, что связано со значительным инвестированием. Результат этого направления – вхождение в мировое экономическое пространство в качестве равноправного партнера. Образование в этом случае – долговременный инвестиционный проект. И от того, насколько полно он будет реализован, зависит не только будущность реформ, но и сама возможность вхождения в мировое экономическое сообщество.

– И на какое направление ориентирована ваша программа?

– Сегодня мы разработали вариант программы стабилизации и развития, включающий оба направления, но предпочитающий то, что связано со структурной перестройкой производства. Программа не потребует значительных финансовых ресурсов, хотя без некоторых денежных вливаний не обойтись. Главное то, что программа предполагает усиление социальной и финансовой защиты педагогических кадров, обеспечение регулярной выплаты зарплаты, она предусматривает меры и пути преодоления кризисных явлений в области образования. А это дает возможность более эффективно тратить имеющиеся средства.

– Действительно, как их не распылить? На каких направлениях сконцентрировать в первую очередь?

– Судите сами, в школах края не хватает около двух тысяч учителей (самый худший показатель в России), а среди тех, кто работает, процент преподавателей пенсионного возраста увеличился с 9,5 в 1996 году до 11,7 в 1998-м. Почти треть площадей учебных учреждений из-за физического износа подлежит выводу из эксплуатации. Почти 30 тысяч детей занимаются в аварийных школах, а капитального ремонта требуют 27,6 процента образовательных учреждений. Основные фонды сельских ПТУ изношены на 80-90 процентов, оборудование при оптимальном показателе семь-восемь лет используется в среднем двадцать. Сеть образовательных учреждений с каждым годом сокращается, только ведомственных детских садов за последнее время закрыто 87, а число школ уменьшилось на 31. Особенно тревожит, что закрываются сельские школы.

– А что нового предлагается для развития образовательного процесса?

– Одна из главных целей программы – создание нормативно-правовых, организационных и содержательных основ для формирования государственной политики в этой сфере. Это будет свод прав, возможностей и гарантий государства, в частности исполнительной и законодательной ветвей власти края. Учитываются координация деятельности органов государственной власти и органов управления образованием федерального, регионального и муниципального уровней, разграничение между ними компетенции. При разработке программы мы исходили из основополагающих стратегических приоритетов образования, представленных в докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО для ХХI века: в первую очередь научиться жить вместе, научиться приобретать знания и работать.

– Но как сделать программу выполнимой?

– По этому поводу постоянно и разгораются жаркие споры. Одни говорят, что образование должно давать быстрый и осязаемый эффект. Другие требуют получать доходы хотя бы за счет включения выпускников учебных заведений в реальную трудовую деятельность. И все по-своему правы. Мы предусмотрели два этапа реализации программы.

Первый – 1999-2000 гг. – период перехода к сбалансированному развитию образования в новых политических и социально-экономических условиях. Это время решения краткосрочных задач. Их цель, как я уже отмечал, – преодоление кризиса в сфере образования, создание нормативно-правовой базы, новых механизмов реформирования. Предполагается, что в это время будут разрешены наиболее болезненные сегодняшние проблемы. Одновременно начнется разработка мероприятий и целевых проектов, рассчитанных на создание предпосылок модернизации сферы образования.

Второй этап – 2001-2003 гг. – этап углубления реформ в условиях стабилизации общества, экономики, государства. В это время должно произойти становление системы образования, отвечающей уже интересам личности и общества нового века. Предполагается перенести центр тяжести в управлении с федерального на региональный и муниципальный уровни, развить системы семейного и непрерывного образования. Рассчитываем перейти на новые экономические механизмы ресурсного обеспечения, создать рынок образовательных услуг, усилить между ними конкуренцию. Новые организационно-экономические механизмы развития отрасли обеспечат подлинную автономию образовательным учреждениям. А их экономическая самостоятельность будет гарантировать академическую свободу, стимулировать конкуренцию и создавать реальную базу для модернизации.

– Анатолий Иванович, вы, конечно, будете защищать свое детище перед депутатами, аргументировать необходимость придания документу силы закона. С какими доводами вы обратитесь к представителям власти?

– Во-первых, я буду доказывать, что программа нужна, нужна именно сейчас. В крае должны знать задачи образования, его проблемы и его роль. Интересы этой отрасли должны стать интересами каждого жителя края.

Во-вторых, изложу все те аргументы, которые только что привел в нашей беседе. Надеюсь, что сумею сделать администрацию края и депутатов своими единомышленниками, тем более что программу нужно принимать безотлагательно. Нельзя под видом ее улучшения продолжать топтаться на месте. Необходимо, чтобы депутаты также успели обсудить программу со своими избирателями. Тогда есть шанс утвердить документ краевым законом в самое ближайшее время и учесть при формировании бюджета 2000 года. Сами понимаете, как это важно. А замечания можно учесть в окончательной редакции при разработке ежегодных планов мероприятий.

Зоя КАСАТКИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте