search
main
0

Актуальные вопросы образования и рынка труда обсудили на пресс-конференции о развитии системы квалификаций

В МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция «Развитие Национальной системы квалификаций: итоги года». Участники подвели итоги уходящего года и обсудили актуальные проблемы образования и рынка занятости.

Фото: Дмитрий Новиков / пресс-служба РСПП

Спикерами на мероприятии выступили: Александр Шохин, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, Председатель Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям; Артем Шадрин, Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций; Александр Бугаев, Первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации; Дмитрий Гужеля, директор департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей»; Елена Мухтиярова, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.

Участники пресс-конференции обсудили насущные вопросы, которые накопились в течение года в образовательной сфере, подвели итоги проведенной работы, выявили значимость происходящих процессов, в том числе активной цифровизации.

В ходе пресс-конференции главный редактор сетевого издания «Учительская газета» Никита Чудин адресовал вопрос Александру Бугаеву:

«Профессия учителя – одна из самых важных профессий современности. Педагог дает основные знания, закладывая фундамент будущего своих учеников. От того, каким он будет, в глобальном масштабе зависит благополучие всего человечества. Что нужно сделать уже сейчас, чтобы труд учителя не потерял свою актуальность? И может ли искусственный интеллект заменить педагога?»

Замминистра просвещения убежден, что невозможно заменить учителя полностью искусственным интеллектом или другими формами, связанными с удаленным образованием и сферой ИТ. Цифровые платформы должны быть помощниками учителю.

Фото: Дмитрий Новиков / пресс-служба РСПП

«Мы должны обеспечить равные возможности доступа к знаниям для всех ребят нашей страны, которые учатся в разных местах, в разных школах, в том числе и в отдаленных школах. В этой части использование цифровой образовательной среды такие возможности дает. Это и библиотеки знаний, и доступ к лекциям лучших педагогов. Но никогда, ни при каких обстоятельствах, непосредственного живого общения учителя и ученика друг с другом компьютер не заменит. Это и понятно: ведь образовательный процесс – это не только непосредственный процесс получения знаний. Это еще и процессы, связанные с воспитанием и социализацией. Они не менее, а иногда, может, и более важны. И вот тут никак невозможно заменить живое общение учителя и ученика. Мне кажется, что учительская профессия… всегда была и будет одной из самых уважаемых в нашей стране», – сказал Александр Вячеславович.

Он подчеркнул, что цифровые технологии необходимы в качестве поддержки и опоры учителей в их работе.

Александр Бугаев также рассказал о развитии программы «Профессионалитет», назвав ее одним из наиболее перспективных проектов. Замминистра отметил важность программы в выявлении тех направлений, где будут необходимы коррективы. Проект очень гибкий, и направлен на разработку подходов для дальнейшего развития всей системы СПО. Такой процесс в ближайшие годы будет встраиваться в непосредственном контакте с производителем, бизнесом, крупными корпорациями, организациями. Без работодателей это сделать невозможно. Уже сейчас поступают обращения представителей различных сфер экономики по участию в этом пилотном проекте. Их все рассмотрят по итогу реализации «пилота», который стартует в следующем году.

Александр Шохин, отвечая на вопрос о необходимости независимой оценки квалификаций для компаний малого и среднего бизнеса и мерах господдержки работодателям, чтобы они направляли своих работников проходить оценку квалификаций, подчеркнул универсальность этого инструмента. По его словам, оценка квалификаций нужна не только для крупных компаний, которые обладают своими центрами подготовки и часто решают свои проблемы за счет внутренних ресурсов. Независимая оценка – более широкое понятие. Любой гражданин должен иметь возможность воспользоваться свидетельством о независимой оценке, чтобы обратиться, например, за услугами сантехника, штукатура, маляра и т.д. Малые компании нуждаются в независимой оценке, потому что им есть что предложить рынку. Так что это универсальная платформа, которая востребована в обществе. Нужен общий подход к оценке квалификаций, за независимой оценкой, по мнению Александра Николаевича, – большое будущее как за универсальным инструментом, в котором нуждаются все участники производственных, трудовых и социальных отношений.

О функциях Национального агентства развития квалификаций рассказал его руководитель Артем Шадрин. Он отметил, что агентство поддерживает деятельность советов профессиональных квалификаций (СПК) методически и организационно. В качестве примеров он привел несколько проектов. Первый, который предполагает актуализацию профстандартов и образовательных программ – согласно ему НАРК заключило соглашение с университетом «Иннополис», который является оператором центров компетенций проекта по обновлению профстандартов и разработке обязательных программ, обеспечивает вовлечение СПК в эту деятельность. В результате 15 советов из 40, деятельность которых непосредственно связана с использованием цифровых  технологий, оказались вовлечены в эту работу. Это один из примеров того, как агентство поддержало участие СПК в системной работе. Второй проект с АНО «Россия– страна возможностей» вовлекает СПК в развитие soft-skills. И третий проект «Диалог» предполагает совмещение итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций, взаимодействие с вузами, формирование на их базе квалификационных площадок – СПК также участвуют в этом. Можно сказать, что в деятельности агентства видна функция агрегатора, и она будет развиваться.

В настоящее время на рынке труда происходят значительные перемены, профессии быстрее сменяют друг друга. Появляются новые востребованные компетенции, в том числе soft-skills. При этом образование традиционно более инертно, чем рынок труда. Увеличивается разрыв между стандартами СПО и ВПО. Из колледжей и техникумов выходят специалисты, которые зачастую переучиваются на предприятиях, и программы вузов мало связаны с практической деятельностью. Как следствие – в экономике заметен кадровый дефицит. По словам замминистра труда и социальной защиты Елены Мухтияровой, к 2030 году большинству работников придется пройти переподготовку, около 70% работающих россиян столкнутся с необходимостью обновить свои знания. Особенный спрос на переподготовку ожидается в IT отрасли, строительстве, здравоохранении, социальной сфере, образовании, индустрии гостеприимства.

Кроме того, пандемия спровоцировала уход специалистов на дистанционный режим в одних отраслях и отток рабочей силы из-за отъезда мигрантов в других. Как образовательная система и рынок труда будут отвечать на эти вызовы – эти вопросы обсуждали на встрече представители Национальной системы квалификаций, стейкхолдерами которой являются Минтруд России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, отраслевые министерства, Национальное агентство развития квалификаций и объединения работодателей, а также проект АНО «Россия – страна возможностей». Кроме того, участники рассказали о реализованных и планируемых проектах, а также законодательных инициативах, которые рассмотрены на декабрьском заседании Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

На пресс-конференции представили такие инициативы, как развитие механизмов профессионально-общественной аккредитации, ускорение процедур разработки профстандартов и квалификаций, составление рекомендаций по разработке документов стратегического планирования отраслевого и регионального уровней, наделение субъектов России полномочиями по развитию Национальной системы квалификаций и финансированию механизмов независимой оценки квалификаций, развитие налоговых стимулов к расширению вклада работодателей в человеческий капитал, оценка и развитие надпрофессиональных компетенций (soft skills) в системе образования.

Спикеры также обсудили актуальные программы профильных министерств и ведомств, влияющие на формирование и развитие национальной системы квалификаций – в частности:

  • программы переподготовки граждан, потерявших работу, программы поддержки молодежной занятости, развитие сервисов «Работа в России», цифровизация в сфере трудовых отношений (Минтруд России);
  • модернизация профессиональной подготовки в рамках программы «Приоритет-2030», пилотный проект по совмещению государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций, запускаемый Минобрнауки совместно с Национальным агентством развития квалификаций в передовых инженерных школах страны;
  • проект «Профессионалитет»: создание новых образовательных программ и запуск образовательно-производственных кластеров (Минпросвещения);
  • пилотный проект по оценке и развитию soft-skills, реализуемый АНО «Россия – страна возможностей» совместно с Национальным агентством развития квалификаций в части работы с организациями СПО.

Участники пресс-конференции рассмотрели промежуточные результаты федеральных проектов «Кадры для цифровой экономики» и «Содействие занятости», основные положения инициативы «Профессионалитет» и программы поддержки молодежной занятости до 2030 года, находящиеся в финальной стадии согласования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте