Информационные технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Их постоянное развитие трудно предугадать. Вместе с тем можно выделить цель этого развития – сделать более простой человеческую жизнь, дав людям возможность на раскрытие собственного потенциала и решения более сложных задач. Так, больше нет необходимости производить расчеты с помощью калькуляторов, затрачивая на это много времени: ПК и современные программы сделают это за вас, не требуется искать телефонную будку на улице, чтобы сделать звонок, достаточно использовать мобильный телефон. У человека появилось больше возможностей для усвоения новых знаний (на поиск которых на сегодняшний день затрачиваются секунды), собственное развитие и самореализацию.
Перед современной школой стоит непростая задача воспитания специалистов, компетентных в нескольких областях сразу и готовых ко всем изменениям в жизни. Ученики должны разбираться не в одном предмете, а в нескольких с целью улучшить свой кругозор, подчерпнуть новые темы и знания, чтобы в дальнейшем выбрать свое направление и начать в нем развиваться, реализовывая свой потенциал. Именно поэтому школа должна учитывать интересы и возможности всех детей, обеспечивая развитие их способностей, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию.Но как же реализовать такую масштабную цель при осознании того, что ресурсы школы на использование инноваций и реализацию творческого потенциала своих учеников ограниченны, а интересы учеников зачастую нет? Возможным решением может стать увеличение объемов использования современных технологий в обучении.Современные технологии, в частности мобильные устройства, представляют собой крайне удобную для обучения идею, которую необходимо принимать и развивать. Благодаря мобильным устройствам появляется возможность быстро найти любую информацию. Этот факт предоставляет учащимся возможность реально улучшить свои знания в той или иной области, узнать гораздо больше, чем то, что учитель по причине временных рамок или иной причине может дать на уроке. Именно по этой причине происходит трансформация роли педагога в классе. Если раньше учителя представляли собой авторитетные источники знаний, то теперь ученики могут сами найти эти знания. Роль педагога все больше трансформируется в роль исследователя, помощника, консультанта. В мире нет больше необходимости помнить много информации. Именно поэтому, чтобы стать хорошим специалистом, учащимся нужно научиться эту информацию находить и применять.Очевидно, должна меняться и форма организации образовательной деятельности. Все большее значение приобретает активная и групповая форма работы и все менее применимой становится стандартная пассивно-фронтальная форма обучения.В результате происходит своеобразное изменение функций управления учебной работой между учителями и учащимися. Информационные инновации в данном случае выступают своеобразным катализатором положительных изменений. Их наличие помогает достижению необходимых образовательных результатов. Еще одной целью педагогов должно стать создание дружественной и адаптивной школьной среды – школьных классов и пространства за пределами школы. К инструментам, создающим правильную среду для обучения, можно отнести реальные и виртуальные средства учебного назначения, позволяющие улучшать учебный процесс посредством заинтересованности, возможность выбора места и времени обучения в зависимости от необходимости, а также выбор учебных предметов, их содержания и наиболее ценных и интересных аспектов каждого из предметов.Таким образом, при грамотном введении инноваций в учебный процесс произойдет существенный скачок качества образования. Учащиеся получат возможность реализовать свой собственный потенциал, заложенный в них от рождения, а помощниками им в этом будут различные нововведения, в том числе информационного характера. И как следствие ученики при должном уровне самоорганизации будут представлять собой высококлассных специалистов, умеющих противостоять всем трудностям современного мира.Павел ПУШКИН, директор школы №1552
Комментарии