search
main
0

Актуальное интервью. Григорий БАЛЫХИН, председатель Комитета ГД РФ по образованию: Мы одержали победу

– Григорий Артемович, завершилась весенняя депутатская сессия, которую даже продлили на две недели из-за того, что законов было много и в установленные сроки уложиться не удалось. Вы довольны тем, что сделано вашим комитетом? – Да. В весеннюю сессию у нас шла работа над 35 законопроектами, за которые комитет был ответственным, и над 11 законопроектами, по которым он был соисполнителем. За это время вступили в силу два закона – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» и «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части предоставления права приема без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования призерам Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских игр по специальностям в области физической культуры и спорта.

– Но были еще два важных закона, за которые радели члены комитета…

– Вы правы. Первый – «О внесении изменений в статьи 52 и 522 Закона Российской Федерации «Об образовании», предусматривающий компенсацию части родительской платы за содержание детей, посещающих негосударственные детские сады, по аналогии с выплатами на детей, посещающих государственные и муниципальные детские сады. Второй – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплаты стипендий и организации образовательного процесса в образовательных учреждениях», предусматривающий установление выплаты стипендий с начала учебного года до сдачи зачетов или экзаменов в рамках первой текущей аттестации всем студентам очной формы обучения, зачисленным на первый курс. Почему эти законы были для нас важны? Во-первых, дети не виноваты, что они попали в негосударственные детские сады – в государственные, как правило, очереди длятся годами. Поэтому закон восстанавливает справедливость. Во-вторых, раньше студенты-первокурсники в течение первого семестра не получали стипендии, и это мне всегда казалось несправедливым. Принят закон, закрепляющий норму, позволяющую первокурсникам получать стипендию с первого сентября, и я это рассматриваю как нашу большую победу.

– А что будет со стипендиями в учреждениях НПО и СПО?

– Моя позиция такова: необходимо увеличить их в два раза, приблизив к размеру базовой стипендии студентов вузов, во всяком случае это будет справедливо. Что касается стипендии студентов вузов, то тут мы принципиально переходим не на увеличение ее размера, а на увеличение стипендиального фонда. Экономическая ситуация непростая, но я приложу максимум усилий, чтобы по возможности решить эти проблемы.

– Не могу не спросить о ЕГЭ, ведь в этом году согласно принятому закону сдача экзамена вошла в штатный режим. Вы довольны итогами?

– Кроме технических вопросов, особых проблем не было. Те прогнозы, которые делали эксперты, в том числе и некоторые члены нашего комитета, не сбылись. Нам говорили, что 200 тысяч детей останутся без аттестатов, пополнят число безработных, но таких результатов мы не имеем. Результаты – по предварительным подсчетам – 2,2 процента выпускников не получили аттестатов, это 20 тысяч выпускников. В советское время было 2 процента. По сравнению с прошлым годом число двоечников снизилось в несколько раз. Никто не спорит – есть проблемы, необходимо дорабатывать контрольно-измерительные материалы. Но самое главное – нужно совершенствовать учебный процесс, повышать качество знаний наших школьников.

– Григорий Артемович, всегда возникает резонный вопрос: в какой мере законодатели учитывают мнение педагогического сообщества, принимая те или иные законы?

– Сразу скажу, что мнение это для нас очень важно. Именно поэтому мы провели во время весенней сессии парламентские слушания «Федеральный государственный образовательный стандарт – стратегический ресурс устойчивого развития многонационального общества: законодательная инициатива субъектов Российской Федерации», «Обеспечение конституционных гарантий получения общего образования в сельской местности», «Законодательное обеспечение национальной образовательной стратегии – инициативы «Наша новая школа». Кстати, хочу поблагодарить «Учительскую газету» за информационную поддержку: всегда по итогам слушаний на ее страницах появлялись интересные аналитические материалы, которые помогали нам вносить коррективы при доработке проектов. Проводили мы и заседания «круглых столов», выбирая актуальную тему, например «Роль негосударственных вузов в условиях новой модели высшего профессионального образования», «Стимулирование инвестиций в образование: законодательные аспекты и правоприменительная практика», «Развитие непрерывного образования: правовые аспекты и проблемы», «О совершенствовании индустрии питания в учреждениях общего образования Российской Федерации», «Интеллектуальная собственность в сфере образования».

– То есть голос народа комитет слышит.

– Конечно. Но, кроме слушаний и дискуссий за «круглыми столами», у нас еще идет, можно сказать, не всегда видимая всем, но очень важная работа экспертных советов. Мы изначально решили, что не будем формировать один-два больших экспертных совета при комитете, а создадим 13 по всем направлениям деятельности системы образования. За полгода состоялось 24 заседания этих советов по совершенствованию законодательного обеспечения системы образования. Во всяком случае два экспертных совета, которые я курирую, – по законотворческой деятельности и экономический – регулярно созываются, и в плановом порядке идет работа над теми законопроектами, которые обсуждаются в нашем комитете.

– А что представляют собой заседания комитета и сколько их было проведено за полгода?

– 13 заседаний стали своеобразным «мозговым штурмом»: мы обсуждали много важных вопросов, например о мерах поддержки системы образования в сложных экономических условиях, когда шла выработка антикризисных мер в отрасли. Часть наших предложений вошла в перечень антикризисных мер Правительства РФ, который обсуждался на одном из пленарных заседаний Госдумы РФ.

– Заканчивается весенняя сессия. Наверное, вы уже планируете работу комитета на осень?

– Во время осенней сессии мы должны будем рассмотреть 15 законопроектов, которые уже поступили в комитет. В частности, законопроект Правительства РФ, который снимет мораторий на приватизацию жилых помещений в сельской местности, в том числе в системе образования, законопроекты по студенческим советам и по студенческим отрядам, а также о статусе МГУ и СПбГУ. Видимо, мы будем рассматривать и проект закона, согласно которому иностранные студенты, обучающиеся в российских вузах, смогут во время учебы работать без регистрации.

– Когда премьер Владимир Путин выступал в Государственной Думе, он поставил задачу увеличения числа студентов со 170 до 190 на десять тысяч населения. Пока ни Правительство РФ, ни Министерство образования и науки такого законопроекта, насколько мне известно, не внесли. Комитет будет делать какие-то шаги в этом направлении?

– На одном из заседаний комитета я сказал о том, что надо активизировать работу и предложить такой законопроект. Вопрос очень важный, тем более что автор идеи этого закона – председатель Правительства РФ.

– Какую проблему в законодательной работе вы бы назвали главной?

– Тревожит то, что почти 85 процентов законопроектов, предлагаемых региональными законодательными органами, отклоняются. Для нас очень важно сотрудничество с законодателями из регионов, работающими в комитетах и комиссиях по образованию. Для этого мы, видимо, проведем в режиме видеоконференции обсуждение темы «Развитие регионального законодательства в области образования как составной части законодательства Российской Федерации в области образования». Мы ведь прекрасно понимаем, сколько проблем с этим возникает непосредственно в субъектах РФ, поэтому будем выяснять, что мешает региональным законодателям работать более плодотворно.

– Григорий Артемович, лично у вас была в этом году ответственная миссия: вы возглавляли в рамках Совета по стандартам одну из трех рабочих групп – по стандартам общего образования. Как оцениваете итоги этой работы?

– Мы рассмотрели три проекта стандартов, отметили, что во всех очень много недостатков, особенно в области патриотического и духовно-нравственного воспитания. Единогласно отправили на доработку стандарт, представленный РАО, а два других – «Эврики» и ВНИКа из Свердловской области – отклонили. Совет по стандартам при Министерстве образования и науки РФ наши предложения принял. Стандарт – рамочный документ. Необходимо разработать еще примерные основные образовательные программы, учебные планы для всех уровней, модули. Работа над стандартом продолжится и летом, а к 15 августа он должен быть принят и утвержден приказом министра образования и науки РФ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте