search
main
0

Актуальное интервью

Валерий БОРЩЕВ:

“Из религии нельзя делать шоу”

Oтношение к религии – это вопрос культуры, независимо, верующий человек или нет. А если сказать шире – это отношение к культуре и просвещению. Невозможно понять очень многие классические литературные произведения, не зная хотя бы элементарных сведений из Библии. Мысль эта не нова, но все же: даже великий Пушкин непонятен до конца, если читаешь его стихотворение и не знаешь, кто такой Шестикрылый Серафим. Хотя и запомнилось это стихотворение еще со школьной скамьи на всю жизнь. Более того, такие учения, как марксизм или, скажем, ницшеанство, нельзя понять, не изучив христианство. Кстати сказать, ведь социализм как учение разрабатывали монахи в стенах монастырей. Вспомните хотя бы средневекового итальянца Томмазо Кампанеллу, создавшего в своей утопической книге “Город солнца” прообраз коммунизма, где общиной руководили жрецы, где не было частной собственности и семьи. Социалистическая идея – это вульгаризированный вариант общинной жизни апостольского периода, когда было общее имущество, единение и братство. И вот в прошлом веке люди решили, что эту модель можно перенести на современное общество. Но они не учли главного: в апостольском обществе все зиждилось на высоком религиозном сознании. Поэтому как только этот компонент потерялся, модель рассыпалась… Я пошел в школу в 50-м году, в учебниках истории того времени было написано, что слово “христиане” происходит от слова “крестьяне”. Религиозное невежество – это даже не атеизм. Потому что атеизм – это тоже форма религии. Есть Бог или нет Бога – это предмет веры, а не предмет знания. Одни верят, что Бог есть, а другие верят, что Бога нет, поэтому можно сказать, что атеизм тоже вера.

– Сегодня огромное количество россиян ходит в церкви. Одна пожилая учительница сказала мне с опаской в голосе: “Неужели религия заменит идеологию?”

– Нет, религия в принципе не может заменить идеологию. Даже в Русской православной церкви соединены различные группы людей, которые стоят совсем на разных идеологических позициях. Я, например, придерживаюсь демократических взглядов, в 70-е годы с Андреем Дмитриевичем Сахаровым занимался правозащитной деятельностью. Так вот, прихожу я, к примеру, в храм, и рядом со мной может оказаться кто-то из баркашовцев, людей, которым близки фашистские идеалы. Я и они – идеологические противники. В религии мы объединены только теологическими постулатами: создание мира, бытие Бога и т.д.

– Когда речь заходит о религии в России, в прессе часто мелькает понятие “духовная безопасность общества”. Что это такое?

– К сожалению, этот термин стал популярным. Я против него. Им очень активно пользуются депутаты Думы от фракции ЛДПР, полковник милиции Кравецкая. Этот термин обозначает идеологизированный подход к религии. Что такое духовная безопасность, никто толком объяснить не может…

Духовные искания для личности всегда полезны. Они были, есть и будут. Вспомните хотя бы горьковского Клима Самгина. В периоды кризиса часто возникают увлечения необычными религиозными течениями. Мне недавно рассказали, что на Урале возникло религиозное течение бажовцев: они поклоняются Хозяйке Медной горы. Опасно это или нет? Думаю, не опасно… Духовное развитие, независимо, к какой конфессии принадлежат верующие – к православию, мусульманству, иудаизму или буддизму, – зиждется на общих нравственных постулатах. Поэтому верующие всегда найдут общий язык по главным вопросам.

– Вы член Президентского совета по связям с религиозными организациями?

– Да. В Совете представлены все конфессии на территории России. Несмотря на различные споры, которые иногда возникают в Совете, по главным вопросам мы всегда договариваемся. Развитие духовной жизни создает стабильность в обществе.

– В недавней командировке я услышал такой разговор: “Давайте соединим религию с государством, чтобы чиновники боялись не людей, а Бога”.

– Интересная постановка вопроса. Но замечу сразу: я, как человек верующий, всецело разделяю конституционные позиции отделения Церкви от государства. В истории России синодальный период, когда Церковь была соединена с государством, – худший период для Церкви. Это период ее разложения и упадка… Когда было гонение на Церковь в нашем государстве, в 1927 году 12 епископов, которые сидели в сталинских лагерях на Соловках, написали послание правительству. В нем они писали, что христианство и коммунизм несовместимы. Они сделали такое заключение: Церковь может существовать при любом режиме – и при социализме, и при фашизме, если она будет отделена от государства…

К сожалению, сегодня раздаются голоса за соединение Церкви с государством. Такое мнение бытует в среде общественно-религиозных деятелей. Но эту идею не поддерживают нынешние церковные иерархи. Слава Богу, и Конституция ограждает нас от этой ошибки.

– Мы часто видим, как наши политики лобызаются с иерархами. Получают их благословение. Иерархи что-то шепчут им на ухо, что шепчут, никто не знает… Использует ли Церковь в своих целях такое благосклонное отношение политиков?

– Насколько использует, сказать трудно. Иногда, возможно, и использует. Я думаю, что Лужков выбрал политику возвращения Церкви и ее храмов не из-за какого-то особого дружелюбия к иерархам. Просто он как мэр и политик понял, что, скажем, Москве с точки зрения архитектурного облика столицы полезно было бы воссоздать Храм Христа Спасителя. Это историческое лицо города… Проблема в другом – в самих политиках, которые используют Церковь для создания своего имиджа. Я, каюсь, тоже ходил по праздникам в Елоховскую церковь, стоял рядом с президентом со свечой в руках. Но однажды моя дочка – она верующая – сказала мне: “Папа, я думаю, делать этого не надо. Это же не вера, это же политика. Это грех”. Когда такое услышишь от родного дитя, невольно призадумаешься. С тех пор на Пасху хожу в тот же самый храм, в который ходил до этого ровно 38 лет. Хочу добавить. Религия – дело интимное, не для показа себя по телевидению. Утверждение христианских принципов в обществе не должно быть агрессивным. Я особенно против того, когда религию используют как рекламу для продажи своих идей или товаров. Другой раз увидишь в церкви какого-то бизнесмена, у которого не выпросишь и рубля на благотворительность, а он изображает из себя благочестивого христианина… Из религии нельзя делать шоу!

– Кстати, Жириновский верующий?

– Это его личное дело. Но судя по тому, как он неправильно крестится, думаю, верующим назвать его нельзя. Скорее, наоборот, это как раз пример того, как известный политик нарабатывает свой политический багаж, публично демонстрируя свою причастность к Церкви… К сожалению, такие примеры не единичны.

– Сейчас общество взбудоражено предстоящими похоронами последнего русского царя и его семьи. Почему нужно так строго придерживаться всех церковных канонов в этом, в общем-то, государственном деле? Или это дело сугубо церковное?

– Здесь проблема несколько в другом. В конце 80-х годов Русская православная церковь за рубежом канонизировала царскую семью. И тогда перед Московской патриархией встала эта же проблема. Но она никак не может ее решить, и я полагаю, по политическим соображениям. По всем канонам православия люди, погибшие мученической смертью, причисляются к лику святых. Таких примеров в православии множество. Но патриархия затянула этот вопрос и попала в сложную ситуацию. Русская зарубежная церковь утверждает, что в одном из храмов Брюсселя хранятся некие останки расстрелянной царской семьи. Я был в этом храме, Останки хранятся в закрытом ларце. Юровский в своей записке на имя Советского правительства описывал, что трупы убитых расчленялись, и тогда какие-то части скелетов, вполне возможно, могли попасть за рубеж. Это все надо изучать.

Наша Церковь, несмотря на всякие сомнения, канонизирует царскую семью. Я думаю, собор это решит… Если вернуться к вашему вопросу, нашей Церкви надо было бы заранее связаться с Русской церковью за рубежом и обговорить все нерешенные проблемы в этом деле, чтобы снять все сомнения. Потому что, если у Церкви останутся сомнения в подлинности мощей, это затруднит процесс канонизации. Результат этих сомнений в том, что к исследованиям останков ни наша Церковь, ни Русская зарубежная большого интереса не проявляли.

– Так все же ритуал захоронения будет сугубо религиозным?

– Конечно, будет панихида по всем православным обычаям – ведь хоронят-то русского царя и к тому же святого… Я думаю, что захоронение в Соборе Петропавловской крепости – единственно правильное решение.

– А не может это покаянное действо превратиться в шоу политиков?

– Думаю, что нет. Надеюсь, за гробом не будет следовать демонстрация из политических деятелей. Это было бы не по-христиански. Тем более если вспомнить всю нашу историю.

Игорь АФАНАСЬЕВ

Валерий Васильевич БОРЩЕВ – заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы РФ. Восемь лет работал журналистом в “Комсомольской правде”, был депутатом Московской городской думы. Правозащитник, в настоящее время занимает пост председателя Палаты по правам человека при Президенте РФ, входит в Совет директоров Международной ассоциации религиозной свободы.

За и против

Я думаю, правительство мудро решило – захоронить царя по всем православным канонам. Единственно, о чем можно сожалеть, что на это уйдут огромные деньги. Но что поделаешь… И о Храме Христа Спасителя спорили много, хотя большая часть денег на его воссоздание была собрана. Думаю, если разделить все бюджетные средства, истраченные на Храм, пришлось бы не больше пяти рублей на душу… Пусть стоит Храм – это наше общее покаяние за все, что сотворили мы плохого на нашей земле…

Если есть какие-то политики, которые хотят соединить Церковь с государством, думаю, делают они это не из-за религиозных побуждений, а ради голосов верующих. Ведь многие не понимают, какой это будет вред и для страны, и для Церкви. Вера – дело духовное, а над духовностью не может быть власти.

Анатолий ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Москва,

школа N 115

Никак не возьму в толк, как это наши бывшие члены ЦК КПСС посмели переступить порог церкви и стоять у алтаря со свечками в руках, да еще и лобызаться с митрополитом! Когда они богохульничали? Когда писали в партийных анкетах, что в Бога не верят? Или сейчас обманывают, прикидываясь верующими?.. Стыдно мне за них!

Я атеист. В церковь не хожу. Думаю, попустительствовать Церкви нельзя, тем более нельзя подпускать ее к школе. А то ведь уже на 1 сентября стали приглашать в школу священников, чтобы они благословляли учителя на хороший труд. Глупость какая-то!

Где и как хоронить царя – мне безразлично. И властям это же советую. Лучше бы деньги, что на похороны уйдут, прибавили к нашей нищенской учительской зарплате.

Валерий П., учитель математики

Воронеж

Наши теологи говорят, что Россия у Бога – любимая земля. Если Бог есть и он видит, что творится с нами, почему же не поможет… Я, как закоренелый атеист, утверждаю: Бога нет. Человек – венец природы, и худо ли бедно ли, только он распоряжается своей судьбой и надеяться должен только на свои силы…

Слишком уж много шума делают политики из предстоящего захоронения останков последнего русского царя. Он ведь отрекся от трона, значит, и хоронить его надо, как обычного гражданина. Но я уверен, политики все же сделают из похорон шоу, шуму будет много.

Виктор ЛАЗУТКИН,

директор учебно-педагогического комплекса

Зарайск

Ни в коем случае не советовала бы нашим политикам сделать из похорон царя шоу. Политики живут какой-то отдельной жизнью от простых людей. У нас совсем другие заботы, а шоу еще больше уронит в глазах избирателей нашу власть. Захоронить царя нужно интеллигентно и спокойно. Я думаю, что Ленина тоже надо предать земле и не делать из этого политическую акцию. Хотя, я понимаю, задача это очень трудная.

Церковь должна быть отделена от государства, но ни в коем случае, никогда больше не должна быть гонима. Она – часть нашей духовной культуры.

Надежда БУШКИНА

Москва,

школа-лицей N 1130

Российский царь – царь православный. Поэтому, мне кажется, и хоронить его должны православные христиане. Никаких колонн политиков за гробом идти не должно. Это кощунство.

Быть в школе религии или нет – это вопрос спорный на долгие годы вперед. Хорошо, что во многих школах стали преподавать историю религии. Это пусть маленький, но все-таки шаг вперед к пониманию христианских основ, христианских заповедей.

Я не учитель, но работаю в школе, у меня двое детей, и мне небезразлично, чему их будут учить. Думаю, школе, как и институту, не хватает сегодня души и веры в детей.

Юлия ЕЛИСЕЕВА

Москва,

школа N 1015

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте