На базе Рязанского областного института развития образования при поддержке Партнерства Сивитас-Россия, Благотворительного Фонда Сивитас, Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», Федеральной Академии повышения квалификации и подготовки работников образования, Программы «Мозаика гражданского образования», Управления по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области состоялся семинар «Активные методы преподавания в гражданском образовании и активная школа». Его участниками стали 50 педагогов области. Занятия проводили тренеры партнерства Сивитас-Россия: Наталия Воскресенская, Андрей Иоффе, Анна Ивонина, Людмила Мостяева, Виктор Бутрин, Юрий Мостяев.
1. Выступление представителя школьной администрации, в котором сообщается об участии школы в общегородском проекте построения открытой образовательной среды г.Рязани..
Обсуждались важнейшие проблемы современного гражданского образования, связанные как с содержанием обучения, так и с методикой проведения занятий.
Изюминкой семинара стала презентация нового учебного пособия «Активная школа». Педагоги отметили, что данное направление в развитии гражданского образования – одно из перспективных.
Многие из них уже давно занимаются гражданским образованием и пришли к осознанию того, что формирование гражданина невозможно осуществить только в рамках проводимых уроков и внеклассных
мероприятий, необходимо участие всего педагогического коллектива, самих учащихся школы, родителей и местного сообщества.
В ходе дискуссий наиболее обсуждаемыми были следующие вопросы:
Как соотносятся понятия «активная школа» и «открытая образовательная среда»?
Где взять часы для гражданского образования? И как согласовать идеи гражданского образования с существующими нормативно-правовыми документами?
Как сочетается интерактивное обучение с подготовкой и проведением ЕГЭ?
Как проводить оценивание уровня подготовки учеников при использовании интерактивных стратегий?
Каковы алгоритмы проведения интерактивных занятий?
Домой учителя возвращались с новыми идеями: по организации занятий по граждановедению в своей школе, проведению педагогических советов по активной школе, участию в проекте «Гражданин», использованию методов и форм обучения граждановедению во внеурочное время, совершенствованию самоуправления в школе, внесению корректив в управление образовательным учреждением.
Предлагаем разработки занятий, подготовленные во время семинара.
Тема «Должна ли молодежь служить в армии?». 10-11-е классы
Авторы: Е.Дрожжина, Г.Жигулина, Е.Селезнева, Л.Волкова, Т.Курышкина.
В результате занятия учащиеся смогут: выражать свое отношение к армии; обменяться мнениями по поводу службы в армии; проанализировать последствия отказа от службы в армии; получить информацию о положении военнослужащего в армии; знать документы по этой теме; познакомиться с координатами государственных структур и общественных организаций, в которые можно обратиться по всем вопросам, касающимся службы в армии; осознать личную ответственность в принятии решения о службе в армии.
Опережающее задание:
1) провести социологический опрос среди сверстников и их родителей, людей старшего поколения;
2) пригласить работника военкомата, офицера в отставке.
Ход занятия
Эвристическая беседа.
Более 100 лет назад, в конце XIX в., Александр III сказал: «У России только два верных союзника: это Российская армия и флот».
О чем говорит данное высказывание? Как оно характеризует отношение к армии в то время? Учащиеся могут отметить, что данное высказывание позволяет судить о высоком престиже армии и армейской службы в царской России, подчеркнуть значение армии для сохранения безопасности страны.
А каково отношение к армии в сегодняшнем российском обществе?
По каким явлениям можно судить о снижении престижа службы в армии?
Школьники могут сказать о неоднозначном отношении к армейской службе. О преобладании в СМИ и среди населения негативных мнений и оценок сегодняшних вооруженных сил. В качестве иллюстрации могут быть названы такие проявления негативного отношения, фильмы, в которых армейская служба показана с неприглядной стороны, репортажи в новостных программах о «дедовщине», побегах из армии, создании таких общественных организаций, как «Союз солдатских матерей» и др., призванных защищать права солдат.
Выступает группа, имевшая опережающее задание и подготовившая анализ результатов опроса.
Постановка проблемы.
Коллективное обсуждение.
Как бы вы определили основное противоречие сегодняшней ситуации с армией?
Учащиеся могут отметить следующее:
Почему так падает престиж армии в России?
Что должно измениться в нашей армии, чтобы солдаты могли спокойно служить, родители не боялись отпускать сыновей в армию, а государство и общество знали, что армия надежна?
В качестве итогового тезиса может быть сформулирован следующий:
С одной стороны, государство не может существовать без армии, а с другой – та армия, которой располагает сегодня наше государство, не вполне соответствует сегодняшнему дню.
Работа в группах.
Весь класс делится на 4 группы. Им дается задание.
На основе документов (правовые источники, статьи из СМИ, интернета), примеров из жизни, интервью гостей (представитель военкомата и офицер в отставке) подберите максимум аргументов в защиту заданной позиции.
Каждая группа получает свою позицию:
1. Сторонники призывной службы в армии.
2. Сторонники альтернативной службы.
3. Сторонники службы по контракту.
4. Противники какой-либо службы в армии.
5. Эксперты.
Группа экспертов получает особое задание: разработать и (до выступления групп) назвать критерии, по которым будут оцениваться выступления групп.
В ходе выполнения задания гости располагаются в разных частях аудитории и проводят консультации для желающих представителей групп. По окончании работы они присоединяются к экспертам.
Выступление групп. Очередность их выступления может быть различной, но первое слово должны получить эксперты, которые сообщают критерии оценивания выступлений.
Помимо того, учитель сообщает о том, что не только эксперты будут проводить оценивание, но и другие группы должны будут назвать лучшую группу из других выступающих, объяснив, почему они так решили. По окончании выступления групп эксперты удаляются на совещание. В это время учитель определяет группу, которая завоевала «приз зрительских симпатий».
Слово предоставляется группе экспертов. Их задача в ходе оценивания отметить все положительные качества, которые присутствовали в выступлении той или иной группы, и определить самое убедительное выступление.
Рефлексия занятия.
Учитель предлагает учащимся занять место в той группе, чью точку зрения он принял в ходе занятия.
Вопросы гостям занятия:
Что вам показалось наиболее интересным на занятии?
Что вас удивило?
Что из обсуждаемого возмутило?
С чем вы не согласились и почему?
Домашнее задание: подготовить выпуск «Боевого листка» на тему: «Армия, которая нам нужна!».
Тема «Конфликт: понятие, виды, причины возникновения и способы разрешения». 11-й класс
Авторы: О.Кулыгина, А.Леваков, М.Тимакова, Л.Омельченко.
В ходе занятия учащиеся смогут: уточнить понятие «конфликт», рассмотреть виды конфликтов, варианты их разрешения; анализировать конфликтные ситуации из жизни; взаимодействовать в группе.
По результатам занятия учащиеся смогут: грамотно оперировать понятием «конфликт»; приводить примеры конфликтов различных видов; высказывать свое мнение о причинах возникновения и способах разрешения конфликтов.
Ученики распределяются на 5 групп.
Мотивация.
Трое учащихся изображают опоздавших учеников, которые, войдя в класс, продолжают ссориться. Учитель просит остальных определить, что происходит на их глазах. Варианты ответов: ссора, спор, конфликт.
Учитель сообщает, что это и станет темой обсуждения на уроке. Совместно с учащимися уточняются цели (они могут быть сформулированы несколько иначе, нежели те, что представлены выше).
Работа над понятием урока.
Учитель просит учащихся сообщить, какие ассоциации вызывает у них слово «конфликт». Ассоциативный ряд записывается на доске.
Задание группам: пользуясь словами ассоциативного ряда, составить определение понятию «конфликт».
По окончании работы группы представляют свои варианты определений. Задание всем учащимся: выделить ключевые слова (или провести сравнение полученных определений с тем, которое дано в словаре или учебнике). Учитель может отметить, что в современной науке нет единого подхода к определению конфликта, поэтому собственное определение имеет право на существование в том случае, если оно выделяет основные (ключевые) признаки данного явления.
Виды конфликтов.
Учитель сообщает, что любая классификация конфликтов условна, но тем не менее ученые предлагают дать название некоторым группам конфликтов.
Задание группам: на основе полученных материалов (учебники с закладками) определить вид конфликта, причины его возникновения, особенности, способы разрешения.
Виды конфликтов: конфессиональные, семейные, политические, групповые, этнические.
Рефлексия.
Учитель просит учащихся вернуться к сценке, представленной в начале урока. Можно ли отнести этот конфликт к одному из названных выше? Предлагается, четырем группам учащихся подумать о том, как этот конфликт мог быть разрешен. И к каким последствиям для его участников мог бы привести тот или иной способ разрешения конфликта.
Одна из групп учащихся получает задание ответить на вопрос: «Может ли конфликт быть позитивным?»
Педсовет «Активная школа»
Авторы: В.Бутрин, В.Куканчиков, Л.Козлова, Л.Разина, Е.Воробьева, Л.Попова.
Ожидаемые результаты: участники педагогического совета смогут познакомиться с документами, характеризующими активную школу; определить, подходит ли наша школа к модели активной школы; выделить факторы, препятствующие переходу активной школы к построению модели активной школы.
Ход педсовета
1. Мотивация. Выступление представителя школьной администрации, в котором сообщается об участии школы в общегородском проекте построения открытой образовательной среды г.Рязани.
Предлагается изучить описанные в литературе модели школы. В качестве основы для работы заявляется методическое пособие «Активная школа».
2. Индивидуальная работа учителей с опросным листом:
Вопросы:
1. Что такое активная школа?
2. Как вы считаете, можно ли назвать нашу школу активной?
3. Что позволяет судить об этом?
3. Работа в малых группах. Деление на малые группы.
Задание группам: познакомиться с документами, характеризующими модель активной школы (пособие «Активная школа»). Определить, есть ли в нашей школе составляющие активной школы. Если нет, то что мешает формированию активной школы?
4. Представление результатов работы групп.
5. Коллективное обсуждение факторов, препятствующих развитию школы по модели активной школы. Факторы в ходе обсуждения выписываются на доску.
6. Работа в малых группах. Задание: предложить пути преодоления данных факторов. Выработка коллективного решения. Принятие решения педсовета.
На большом листе – круг с тремя секторами, в одном – «форма проведения», в другом – «раскрытие темы», в третьем – «удовлетворенность результатами работы».
На столе лежат листочки с липким краем трех цветов: красный – все устраивает; синий – частично устраивает; зеленый – не устраивает.
Классный час на тему «Имеют ли люди право на курение?». 7-й класс
Авторы: Н.Ольгина, Т.Степанчук, И.Баженова, Е.Андреева.
Учащиеся смогут: определить свое отношение к курению; почувствовать личную ответственность за состояние своего здоровья и здоровья окружающих; обсудить влияние курения на состояние здоровья; рассмотреть правовой аспект курения.
Учащиеся разбиваются на группы для проведения социологического исследования на старшеклассников; родителей; прохожих (на улице).
Примерные вопросы анкеты
1) Курите ли вы?
2) Почему?
3) Мешает ли это вашему здоровью?
4) Как вы думаете, легко ли отказаться от курения?
5) Существует ли право на курение?
6) Нужно ли вести борьбу с курением?
Итоги опроса ученики оформляют в виде плаката, таблицы, диаграммы, рисунка.
Ход занятия.
Учащиеся сообщают о результатах проведенного опроса. Затем учитель просит семиклассников сделать общий вывод об отношении к курению.
Учитель сообщает о положении дел с курением в стране, регионе, поселке, школе. Кратко рассказывает о последствиях курения для здоровья. Говорит о принятии в ряде стран нормативных положений о запрете курения в общественных местах (в том числе в России), ограничении поступления на работу курильщиков и т.д. Вместе с учащимися формулирует главный вопрос урока: не нарушает ли это права человека?
Учащиеся получают задание, пользуясь международными и российскими документами в сфере защиты прав человека, подтвердить или опровергнуть утверждение о праве человека на курение. При этом две группы из 4-х выступают адвокатами курильщиков (утверждают, что человек имеет такое право), две другие – отстаивают точку зрения, что такого права человек не имеет.
Группы получают выдержки из следующих документов: «Всеобщая декларация прав человека»; «Конвенция о правах ребенка»; Конституция Российской Федерации; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Представление результатов работы в группах.
Методический комментарий.
Для того чтобы представление результатов работы групп не превратилось в односторонний и незаинтересованный отчет, необходимо объяснить процедуру работы.
Одна из групп, утверждающих, что человек имеет право курить, выступает первой. Ее задача в том, чтобы представить все наработанные группой аргументы (со ссылкой на соответствующие статьи законов). Затем группы, отрицающие это право, получают возможность задать уточняющие вопросы. Отвечать на них будет вторая группа «адвокатов».
Право выступления переходит к двум «отрицающим» группам. Одна из них, как и в первом случае, предлагает все возможные аргументы. Вторая – отвечает на вопросы оппонентов.
Подведение итогов дискуссии.
Учитель предлагает учащимся совместно обсудить способы борьбы с курением и принять правила здорового образа жизни для своего класса.
Учащимся предлагается занять позицию у шкалы мнений по вопросу: Имеют ли люди право на курение? Да, скорее да, не знаю, скорее нет, нет.
Учитель может прокомментировать итог, как своеобразный срез мнений, который существует в классе. Отметить, что для кого-то классный час стал способом определения собственной позиции в отношении курения, кто-то утвердился в своем мнении, но для всех – точкой отсчета в новой жизни классного коллектива.
Классный час «Независимое расследование, посвященное новому государственному празднику Дню национального единства». 9-й класс
Авторы: М.Петренко, Н.Кривобокова, В.Андрианов, А.Беляков.
Эпиграф
Мы должны любить все народности, как свою собственную.
В.Соловьев
После классного часа учащиеся смогут: анализировать исторические источники, материалы СМИ, посвященные новому государственному празднику; проводить социологический опрос; давать историческую справку о событиях, лежащих в основе этого праздника; задуматься о необходимости и важности национального единства; выпустить школьную стенгазету, посвященную данному празднику; организовать с учащимися других классов коллективное творческое дело «День национального единства»; иметь представление о специфике работы историка, социолога, журналиста.
Предварительная подготовка (проводится за 2-3 недели до классного часа).
Класс делится на группы экспертов: историки; краеведы; журналисты; социологи; художники.
1) На основе справочной литературы и исторических документов дать историческую справку о событиях, связанных с введением Дня национального единства.
Учащиеся могут начать свой поиск со следующих изданий:
Большая Советская Энциклопедия;
Энциклопедия «История России» (серия «Я познаю мир»). М., 2002.
2) Выяснить, имеют ли события смутного времени и его прекращения связь с историей Рязанского края.
Рязанская энциклопедия. Т. 1-3.
Зверева Т.И. Православные праздники. Рязань, 2003.
3) На основании публикаций в местных СМИ, собственных наблюдений подготовить статью о проблемах межнациональных отношений в городе, районе, школе, классе.
Учащимся можно рекомендовать следующие издания:
«Вечерняя Рязань»;
«Новая газета» (рязанский выпуск);
«Рязанские ведомости».
4) На основании самостоятельно разработанного опросного листа провести социологическое исследование среди учащихся школы, их родителей и педагогов по выяснению их отношения к новому празднику.
5) Разработать эскиз эмблемы праздника.
Ход классного часа
Учитель сообщает, что классный час будет результатом независимого расследования, которое провели учащиеся по поводу нового государственного праздника Дня национального единства.
Но прежде чем группы исследователей познакомят всех с результатами своей работы необходимо ответить на вопрос, какие праздники мы отмечаем. Назвать их статус: государственный, конфессиональный, семейный, личный и т.д.
Учитель поочередно предоставляет слово экспертам. Учащиеся, составляющие другие группы, получают задание: определить в ходе выступления, какие материалы могли бы войти в школьную стенгазету, посвященную новому празднику.
В классе создается пресс-центр, который возглавляют по 1 представителю от группы. Именно эти учащиеся непосредственно работают с газетой: проводят обсуждение, где и в какой последовательности разместят материалы, как будет выглядеть эскиз газеты. Все остальные выполняют задание пресс-центра: оформляют на заданном объеме листа статьи, дорисовывают эмблему, заготавливают аппликацию и т.д.
Рефлексия проходит в виде коллективного обсуждения способов презентации газеты перед коллективом школы.
Комментарии