search
main
0

Активное движение, общение и уважение: о принципах натуральной школы рассказал один из ее основателей

Российская система образования активно развивается, происходящие перемены имеют как положительные стороны, так и издержки. При этом родители располагают значительным выбором современных образовательных программ и методик. Заходя в глобальную сеть, многие просто теряются в представленных там альтернативных вариантах обучения. 

Фото: из личного архива Алексея Ширшова

Как не попасть впросак и понять, что вместо ожидаемой пользы они не принесут вреда? Об этом журналист сетевого издания «Учительская газета» поговорил с педагогом Алексеем Ширшовым, одним из основателей методики натуральной школы, сертифицированным специалистом службы примирения в общеобразовательных организациях.

– Алексей, вы являетесь специалистом по современным образовательным технологиям. Каким бы Вы хотели видеть обучение своих детей?

– Когда мы задумались над обучением своих детей, существующие на тот момент образовательные проекты нас не удовлетворили по трем критериям: наличие достаточного количества движения, общения и уважения. Если в образовательном проекте или программе такие критерии учтены, то это хороший, современный проект.

Казалось бы, детям в обычной школе достаточно беготни во время перемены. Однако это не совсем так, к тому же, сейчас далеко не во всех школах им позволяют активно двигаться. Кому-то даже запрещают выходить из класса, а если и разрешают, то дозволяется лишь стоять у дверей кабинета и не бегать, не прыгать и уж тем более не играть в подвижные игры.

Наверняка есть школы, где ученики скачут и бегают в перерывы, но их мало. Однако даже в них уроки длятся по 45 минут, а перемены – всего по 10. В моем детстве уроки были по 35, а перемены по 15, т. е. примерное соотношение 2:1. Только и этого мало.

– Чего, на Ваш взгляд, еще не хватает современной школе? И что Вас как педагога и родителя радует в ней?

– Есть хорошие школы – кому-то повезло в них попасть. Там происходит что-то интересное, они отличаются уважительным отношением к детям. Пожалуй, однозначно могу выделить в качестве положительного момента, который существует в современной школе и который рекомендуется Министерством образования России, это организация школьных служб примирения. Их работа – это очень важный момент.

Речь не о психологической службе, а о восстановительной медиации, внесудебном разрешении конфликта. Конфликты между детьми в современной школе чаще всего перерастают в противостояние родителей или школы – и дети остаются уже совсем далеко от ситуации.

Задача школьной службы примирения – восстановить социальную ткань, доверие, это программа максимум. Как минимум – обеспечить переговоры, достичь договоренностей о том, как мирным способом, без привлечения правоохранительных органов разрешить спорную ситуацию.

Конечно, не исключается, коммуникация, например, с инспекцией по делам несовершеннолетних, но служба призвана обеспечить самим участникам ситуации возможность договариваться и разрешать конфликты. В том числе – возмещать ущерб на добровольной основе.

Фото: из личного архива Алексея Ширшова

По поводу того, чего не хватает в современной школе, это, как я уже говорил – дефицит уважения, общения, движения. Даже при наличии интерактивных методов в школе все направлено на то, чтобы качественно подготовиться к тестированию в 9 и 11 классах. Кроме того, сегодня учителю приходится значительную часть урока отводить на то, чтобы организовать ребят. На обучение остается уже недостаточно времени.

И это не потому, что дети недисциплинированные или их плохо воспитывают родители. Это говорит о проблеме в самой системе образования, о том, что в ней что-то не так. Возможно, программа перенасыщена сведениями или слишком высоки требования к объему информации – в ущерб активным способам деятельности и мышлению, коммуникации.

Если задуматься, хорошей школу сделать легко. По итогам анкетирования, проведенного в одном из образовательных учреждений, на вопрос о том, что хотелось бы в ней изменить, подавляющее большинство детей выразили желание, чтобы на них не кричали и не оскорбляли. Причина – опять же системная, она заключается вовсе не в профессиональном уровне учителей.

На мой взгляд, стоит принимать во внимание простую вещь: как записано в Конституции, «ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности». Это значит, что нельзя детей никак называть, кроме как по имени, нельзя применять насилие, оценивать человека, сравнивать с кем-то – это тоже завуалированное называние. Обратная связь, фиксация результатов процесса обучения и учения, скорее, должна быть приватной.

Дело в соблюдении основных принципов – в частности, о неприкосновенности личности, о неприкосновенности тела и имени. Обеспечив защиту чести, достоинства и личных границ, можно убрать львиную долю негатива, который есть в современной школе.

Фото: из личного архива Алексея Ширшова

– Что можно посоветовать родителям, которых не устраивает система обучения в современной школе? Стоит ли отдавать предпочтение альтернативным вариантам – семейному обучению, например?

– Поскольку существующую школьную систему практически невозможно изменить, то современным родителям, неудовлетворенным ей, приходится создавать что-то свое или обращаться к тем образовательным проектам, которые уже представлены на рынке, кооперироваться. Когда мой старший сын учился, я пытался войти в родительский комитет школы, сделать так, чтобы дети в перерывы могли выходить хотя бы на школьный двор для прогулок на свежем воздухе. Не получилось.

Сегодня много информации в интернете по тематике альтернативного образования. Родителям можно искать там что-то, что подходит именно их детям. Весьма полезными могут оказаться сведения, полученные в родительских сообществах. Стоит также ориентироваться на территориальный принцип. Существуют специалисты, которые позиционируют себя как эксперты по альтернативному, семейному образованию, по выбору школ. Так что в настоящее время – множество возможностей для выбора. Просто выбор предполагает труд.

– Расскажите, пожалуйста, о принципах натуральной школы. В чем ее особенность? Как основные ее постулаты – в частности, свободы движения и собственности на тело – могут гарантировать безопасность ребенка? Вдруг он без подготовки захочет испытать себя в чем-то экстремальном и опасном для жизни?

– На деле принципы натуральной школы о свободе движения, общения и уважении реализовываются довольно просто. Если детям обеспечить свободу, защиту и поддержку – они ведут себя аккуратно и безопасно. Они забираются на дерево для себя – потому что им интересно, а не чтобы утвердиться в глазах других из-за подзуживания. В этом случае они весьма осторожны и внимательны. Хотя травмы не исключены ни в какой школе. Когда в коллективе не формально, а на деле работает правило называния по имени, соблюдение личных границ и запрет на обзывания – они оказываются фактором безопасности.

Кроме того, для безопасности детей очень важно обучение поведению в опасных ситуациях, вернее, действованию. На уроках ОБЖ необходимо учить безопасно лазить по деревьям, прыгать с высоты, обращаться с огнем, оказывать первую помощь и т.д. Не учебники запоминать, в которых подчас дана неверная информация – например, о том, как выбраться провалившемуся под лед. Нужно тренировать определенным приемам на практике. Безопасность формируется не заборами, а способами деятельности и взаимодействия.

Когда мы обучали детей в пансионе, основанном на принципах натуральной школы, то примерное соотношение времени пассивной в физическом плане учебы и активного времяпрепровождения было два к одному. Дети занимались на уроке математики или русского языка, на английском по 40 минут, после чего по 1,5 часа бегали на улице – в любое время года. Такая учеба занимает гораздо больше времени в день. Поэтому форма организации была выбрана именно в виде пансиона.

Фото: из личного архива Алексея Ширшова

Свобода движения, уважение, общение – то, что необходимо детям для развития. На этих принципах построена методика натуральной школы. Отмечу еще раз: важно, чтобы ребенка называли так, как он хочет, по имени, и не трогали. В процессе взаимодействия с окружающими можно договориться о границах личного общения, межличностной дистанции с тем или иным человеком: с кем-то мы можем взяться за руки и допустить, например, «обнимашки», а с кем-то нет. Дети могут играть добровольно в догонялки, где один должен дотронуться до другого, могут бороться по обоюдному согласию. Но без разрешения невозможно нарушение неприкосновенности и личных границ. Недопустимо никого дергать или толкать – это базовые договоренности для общения в коллективе. Учитель тоже не может отодвинуть ученика как мебель, поправить его одежду или шапку, погладить по голове – это все нарушение дистанции и самости, субъектности ребенка.

Конфликты можно разрешать через медиацию. В этом помогают рекомендации министерства образования об организации школьных служб примирения. Здесь эффективным оказывается восстановительный подход. Зачинщики конфликта быстро начинают понимать, что это непростая процедура, что лучше не провоцировать конфликт и не нападать. Восстановительная медиация – это процесс, в котором посредник (медиатор) создает условия, чтобы восстановить способности участников конфликта понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.

Могу отметить, что когда в школе действуют принципы, на которых основана натуральная школа, конфликтов практически не случается. Ведь они возникают всего по трем причинам, как правило: кто-то кого-то обозвал; кто-то кого-то дернул, толкнул; кто-то взял чью-то вещь. И если мы вспомним документальный фильм Александра Мурашева о школьной травле «Я встретил тех, кто меня травил», снятый в рамках проекта «Нормальные люди», то увидим, что все конфликты сводятся к тому, что зачинщики дергают, обзывают и берут личные вещи.

Сами принципы, предполагающие запрет на это, просты. Начать им следовать непросто. Но если это делать, будет обеспечен комфорт в коллективе. Их соблюдение дает опору всем его членам. Они работают без поддержки со стороны, без наказаний, являясь платформой для выстраивания отношений всех участников образовательного процесса.

– Вы организовывали прогулки по Москве с детьми и родителями. Расскажите о том, как возникла идея и достигнута ли цель?

– Идея прогулок появилась из-за нехватки движения и общения. Прогулки мы организовывали как с родителями, так и без них. Если взрослые тоже участвовали, то детей мы старались немного отделять – так они могли играть в свои игры, а не в те, которые для них проводили взрослые. Гуляли принципиально там, где можно что-то построить, что-то создать – в парке, в лесу, за городом. Детские площадки исключены: там все прикручено, расчищено – ни веток, ни листьев, нет простора для фантазии.

Цель всегда достигалась – родители приходили с прогулок удивленные тем, что детей занимали без анимации, что можно создать среду, в которой ребята сами играют друг с другом, что-то создают, а не выясняют отношения и не скучают. При этом мы не исключали из маршрутов достопримечательности. Использовали для прогулок заброшенные усадьбы, например. Там никакого экскурсовода со скучным диалогом не требовалось. Дети сами начинали спрашивать, что это за постройка перед ними, кто и зачем ее создал, какова ее история, ведь дети любопытны от природы. Они в таких местах могут вести себя свободно, а не ходить строем за экскурсоводом, боясь задеть какой-нибудь экспонат.

натуральная школа

– Должно ли как-то отличаться обучение одаренных детей? Как вы смотрите на ситуацию с обучением Алисы Тепляковой? Интересно, существует ли вообще, по вашему мнению, такая категория, как «одаренные» дети?

– Мы все-таки живем в XXI веке и знаем, что каждый ребенок в чем-то одаренный, и, если идти по индивидуальной образовательной программе – она позволяет ему узнавать свои сильные стороны, развивать их. Если мы кого-то называем одаренными, тем самым мы утверждаем, что остальные – неодаренные, и это в мягком варианте. Так что это довольно опасное определение.

Современные технологии позволяют каждому идти в своем темпе, каждый имеет право именно на него. По поводу ситуации, подобной той, что происходит с Алисой Тепляковой, могу сказать, что стоит помнить о чисто технических моментах: например, многие учебники по психологии имеют возрастное ограничение – 18+. Я не представляю, как может изучать сексологию или читать Фрейда ребенок в 9 лет.

Дать почитать какой-нибудь вузовский курс с ограничением 18+ ребенку в нашей стране просто противозаконно. На мой взгляд, есть вещи, которые не имеют прямого отношения к образованию или индивидуальному подходу, они находятся вообще в другой плоскости. Есть элементарные возрастные ограничения на литературу.

Справочно

Алексей Ширшов окончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и аспирантуру. Работал репетитором, вожатым, преподавателем философии, проводил тренинги и деловые игры для молодежи, в 2006-2007 гг. преподавал на кафедре открытых образовательных технологий МИОО (бывший Институт повышения квалификации педагогических работников). Является сертифицированным специалистом службы примирения в общеобразовательных организациях. Воспитывает троих детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте