В нашей школе сложилась самобытная система детских общественных движений и детских организаций, состоящая из трех самостоятельных блоков.
Первый блок – это наибольший сегмент системы, который включает в себя органы ученического самоуправления. Они имеют очень сильные исторические корни, которые сложились эволюционным путем и сформировались в систему трех звеньев.
Первое звено – это представители обучающихся в управляющем совете школы. Именно они занимаются агрегированием и артикуляцией интересов обучающихся. В нашей школе эти представители во многом отвечают за слаженность взаимодействия детских организаций с педагогическим коллективом, а также социальными партнерами в рамках совместной деятельности.
Ко второму блоку относится постоянно действующий ученический совет, куда входят выбранные старшеклассники из 9-11‑х классов. И именно ученический совет регулирует деятельность всей системы самоуправления. Члены совета – это наиболее активные обучающиеся, которые организовывают широкий спектр общешкольных мероприятий, например воспитательные, научные, спортивные, познавательные и проектные. Также ученический совет активно реализует шефскую работу и содействует обучающимся и детским объединениям в реализации их идей и проектов.
Третий блок системы самоуправления – это старостат. В каждом классе школы у нас есть выбранный представитель, который обеспечивает взаимодействие классного коллектива с другими классами и педагогическим коллективом.
Вторым большим сегментом в системе детских общественных движений школы является команда актива «Иоландия». Эта команда создана для участия в разных конкурсах и акциях Российского движения школьников, Российского движения детей и молодежи «Движение первых», ключевыми из которых являются «Лидер будущего», «Вожатый и его команда», фестиваль «На взлет». Активисты «Иоландии» охотно взаимодействуют с младшими школьниками в рамках шефской работы и помогают им в подготовке к этапам фестиваля «Азбука школьных талантов».
Таким образом, «Иоландия» занимается активным представительством школы на внешнем уровне, например в рамках проектов Московского регионального отделения Российского движения детей и молодежи. Именно ребята из команды актива стали инициаторами создания первичного отделения РДШ в нашей школе.
На сегодняшний день ребята активно включились в организационную деятельность Российского движения детей и молодежи «Движение первых» и стали участниками 1‑го Всероссийского съезда. В рамках съезда активисты смогли поделиться опытом с ребятами из многих регионов нашей страны и завязать дружеские отношения с многими активистами. Это позволяет нам не просто обмениваться опытом, но и запускать собственные детские акции с представителями других регионов, что открывает множество интересных возможностей для ребят.
Третий сегмент в системе детских общественных движений школы – это творческие объединения, которые сформировались и действуют в рамках дополнительного образования школы. Деятельность данного сегмента позволила установить творческие контакты с детьми из ряда образовательных организаций нашего межрайона. В рамках творческого сегмента существуют и детская театральная труппа, и танцевальный ансамбль, и академический хор, и даже творческое объединение художников.
В творческом сегменте нет такой строгой организации. Самое важное, что каждое из вышеперечисленных объединений является не только творческой группой, но и самостоятельным сообществом, которое выходит далеко за рамки совместных занятий и проведенных мероприятий.
Прорывом этого года можно считать создание первой школьной радиостанции «Пятнадцать и семьдесят ФМ», которая освещает ключевые события, обеспечивает музыкальное вещание и проводит радиоконкурсы, акции и марафоны.
Все три сегмента детских общественных организаций, несмотря на различные направления, очень тесно объединены в совместной деятельности. Они постоянно взаимодействуют, обмениваются информацией, поддерживают друг друга.
Первое, что хотел посоветовать начинающему педагогу, – какое-то время просто понаблюдать за жизнью школы и обучающимися. Необходимо узнать, какие у них интересы, какие места популярны, кто является лидером мнений. Поверьте, в каждой столичной школе будут свои уникальные результаты наблюдения. Но именно наблюдение помогает нам найти общий язык с обучающимися.
Второй совет: я бы не рекомендовал сразу же начинать деятельность детского объединения с проведения установочных семинаров с рассказами о целях и задачах. Начните свой путь с совместной деятельности в творческой или игровой форме. Личный опыт показывает, что данный алгоритм работы лучше для дальнейшего развития.
Примером успешного начала работы может стать наш социальный проект «Наставник – новичок». Суть проекта в том, что ребята, которые желают присоединиться к той или иной детской организации, получают наставника из более опытных участников. Совместно с наставником они смогут пробовать себя в разных ситуациях в формате деловой игры, которая охватывает разные направления деятельности. Таким образом, и у ребят складывается полное представление о деятельности объединения, и у педагога формируется полноценная картина о сильных сторонах и дефицитах новичка.
Значимым элементом проекта, на мой взгляд, является формирование связи между наставником и новичком, что, несомненно, укрепляет весь коллектив и позволяет новичкам быстрее социализироваться.
Самый главный совет, который я могу дать начинающему педагогу, – создать уникальную, ни на что не похожую атмосферу детского движения, в которой будет комфортно как ему самому, так и всем участникам. Для этой цели подойдут регулярное общение, совместные воспоминания и традиции. И я уверен, что если начать формировать детскую организацию на основе этих советов, то стабильный положительный результат будет достигнут в кротчайшие сроки.
Для меня создание «Движения первых» открывает новый горизонт во всей деятельности детских объединений. Я уверен, что это абсолютно новые возможности в совместной деятельности между регионами и уровнями образования. Сегодня РДДМ активно расширяет свои границы, включаются новые участники, например колледжи и даже представители высших учебных заведений. В результате создается система преемственности и взаимодействия.
В наших планах более активное включение в ряд городских проектов и акций. Кроме того, есть несколько собственных социальных проектов в рамках школы, которые будут запущены в ближайшее время.
Дмитрий ПЛОТНИКОВ, педагог-организатор школы №1570
Комментарий
Анна ЛЕМЕШЕВА, ученица 10‑го класса, президент ученического самоуправления школы №1213:
– Каким будет мое будущее? От кого будет зависеть будущее моей страны? Вопросы, которые мы задаем себе сейчас, цели на которые мы ориентируемся, действия, которые предпринимаем для их достижения, во многом определяют наше будущее и то, какой будет наша страна.
Какой путь должен пройти тот, кто чувствует в себе силы стать лидером? И каким он должен быть, для того чтобы стать первым лицом в своей стране? К должности президента приходит лишь тот, кто видит перед собой сложнодостижимую цель, с упорством и настойчивостью идет к ней, серьезно относится к своему делу. Обо всем этом я знаю не понаслышке, ведь я президент ученического самоуправления школы №1213. А школа – это буквально маленькая страна.
С пятого класса я являюсь лидером своего класса, а уже с девятого – президентом школы. Для меня очень важно быть лидером. Я стараюсь узнать как можно больше, научиться быть полезной для окружающих. Мой девиз по жизни: «Помоги слабому, поддержи сильного и будь опорой для всех, кто в тебе нуждается!»
По моему мнению, важной площадкой для развития лидерских качеств и командного духа является Российское движение детей и молодежи «Движение первых». Это движение действительно готовит нас к полноценной, активной и самостоятельной жизни в обществе, помогает развить в каждом из нас нравственные качества, уважение и любовь к Родине. Здесь взрослые и дети находятся в диалоге друг с другом, говорят о важных, значимых для подрастающего поколения вещах, находят ответ на сложные вопросы, а самое главное – здесь взрослые слышат детей и поддерживают во всех начинаниях. Именно здесь решаются большие задачи будущего, ставятся цели, говорят о серьезном, спорят о важном, находят ответы на сложные вопросы. Здесь встречают интересных людей, находят друзей, учатся быть товарищами.
Также я считаю важным свое участие в жизни управляющего совета. Именно на собраниях совета у меня есть возможность донести значимые для учеников инициативы, многие из которых касаются участия в волонтерских проектах. Вообще волонтерство и благотворительность невероятно важны для создания дружной атмосферы в школе. Я помогаю организовывать школьников на участие в патриотических акциях, таких как «Соберем ребенка в школу», «Письма на фронт». У ребят нашей школы была возможность помочь успешно начать новый учебный год детям из Донецкой и Луганской народных республик, а солдатам учащиеся писали на фронт поздравления с Новым годом и слова поддержки.
Кроме благотворительных проектов также я принимаю участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, разнообразных акциях и проектах, таких как «Лучшая сотня», «Лидер будущего» и многих других. Сегодня я вхожу в состав Детского общественного совета при уполномоченном по правам ребенка в Москве.
По моему мнению, настоящий лидер – это тот, кто может заслужить всеобщее уважение и доверие, кто способен грамотно руководить и управлять. Бесспорно, лидерские качества проявляются с самого детства в поведении с родителями и сверстниками, в отстаивании своих интересов. Развитие этих черт прежде всего зависит от воспитания и условий жизни, умелой организации образовательной среды в школе.
Каждый человек задумывается над тем, что будет завтра. Нужно всегда быть уверенным в себе, иметь цель в жизни, к чему-то стремиться. А значит, фундамент того, что будет происходить с нами через некоторое время, закладывается в настоящем. Именно в этом я вижу возможность повлиять на жизнь каждого из нас в будущем.
Комментарии