Директором в Сасыкольской средней школе я работаю с 1981 года. Общий трудовой стаж 38 лет. Школа у нас большая: 736 детей и 73 учителя. С педагогическими кадрами проблемы нет, мы заботимся об этом, посылаем людей учиться в педагогические вузы. В этом направлении Министерство образования и науки Астраханской области и госуниверситет работают хорошо. Но есть проблемы с жилплощадью. Начала действовать программа социального развития села, однако стали меньше средств выделять на покупку готового жилья, а больше на строительство, что не всем подходит.
Наша школа считается большой еще и потому, что насчитывает 11 корпусов (по три-пять учебных комнат), достаточно далеко расположенных друг от друга, а один корпус – на расстоянии аж семь километров. Корпусам 158, 134, 42, 40, 34 и так далее лет. Основной, на восемь классных комнат, построили в 1958 году. Имеется документация на строительство новой школы, составленная в 1991 году, но отсутствие денег в бюджете не позволяет начать строительство. Пробежки от корпуса к корпусу на уроки не улучшают качество обучения, а зимой еще и способствуют заболеваемости. По телевидению дети видят, в каких красивых зданиях, удобных, оборудованных занимаются другие, а у нас всего четыре компьютера (один из них учительский), полученных по программе «Компьютеризация сельских школ» в 2001 году.
В нашем селе все организации (колхоз, МЖК, плодосовхоз, ПМК, лесхоз, сельхозхимия, сельхозтехника, ДСУ) на волне перестройки развалились, и сейчас работают только больница, школа и 55 крестьянских хозяйств. Работа сезонная. Возможности сбыта выращенной продукции почти нет. А раз так, то не все крестьянские хозяйства могут хорошо финансировать своих работников и соответственно не все в полной мере могут обеспечить детей учебными принадлежностями, цена которых растет не по дням, а по часам.
Далее. Статья 50 п.6 122 Закона РФ передала полномочия по выделению денег на питание детей начальных классов и подвоз в школу из пунктов, расположенных на расстоянии более трех километров, местным властям. И получилось следующее. Горячими завтраками кормят только первые классы и только на сумму три рубля в день. А результат вот каков: в 2005 году из 736 школьников – 297 детей имеют разные заболевания и освобождения от занятий физкультуры.
Третье. Подвоз детей, проживающих на расстоянии семь километров (поселок Бугор) по 122 закону приходится осуществлять за счет родителей (поскольку в районном бюджете нет денег), что выходит 15 рублей в день, то есть 390 рублей в месяц. А если в семье не один ребенок?
Ну и сколько можно демонстрировать по телевидению «радости» бандитизма и проституции, порожденные безработицей? Ничего путного для воспитания это не дает. Раньше наши дети равнялись на артистов и ученых, на их порядочное поведение, модную одежду и так далее. А сейчас на кого смотреть и с кого пример брать? А пропаганда исподволь: «Чем меньше работаешь, тем больше имеешь!» Тут и говорить нечего, она сама за себя говорит.
Теперь. Что творится с лицензированием школ! Открытые государством и состоящие в государственной структуре, они вдруг попали в муниципальное ведомство. Введено лицензирование. Ни одна школа района не отвечает его требованиям, но если не выдавать лицензии, то где обучать 5000 детей района и конкретно 736 нашей школы?!
Вот и выходит, чтобы получить лицензию, нам нужно провести сигнализацию во всех корпусах (и затратить на это 220 000 рублей), заменить всю электропроводку, чтобы все соединения были не скручены, а запаяны (это еще плюс 80-90 тысяч). Ежегодные затраты по технике безопасности составляют 37-40 тысяч рублей. Таким образом, чтобы получить лицензию, нужно 300-400 тысяч. Где их взять?!
Раиса ОСИПОВА, директор средней общеобразовательной школы, с. Сасыколи, Харабалинский район, Астраханская область
Комментарии