Победит каждый третий
Провести всероссийский конкурс в наше время дело ох какое непростое. А провести его широко и достойно, наградить не одного и даже не десяток, а сотни победителей практически невозможно, если… за дело не берутся организации, с одной стороны, обладающие финансами, а с другой – богатым опытом, организационными и информационными возможностями. А дело в том, что не успел закончиться конкурс “Учитель года России – 96”, как “Учительская газета” совместно с Посольством США, Министерством общего и профессионального образования, АКСЕЛС (Американским советом по сотрудничеству в области образования и изучения языков) приступили к новому проекту – конкурсу на лучшего преподавателя английского языка и страноведения США. Примечательно, что такой конкурс проводится в России впервые.
О серьезности намерения сторон говорит тот факт, что на презентацию конкурса в “Учительскую газету” прибыли самые высокопоставленные сотрудники организаций-учредителей: Чрезвычайный и Полномочный Посол США в России Томас Пикеринг, первый заместитель министра общего и профессионального образования Владимир Шадриков, главный редактор “УГ” Петр Положевец, министр-советник по вопросам прессы и культуры Посольства США Р. Госенде, атташе по вопросам культуры Посольства США Розмари А. Ди Карло, региональный директор в странах СНГ Американского совета по сотрудничеству в области образования и изучения языка Дэвид П. Паттон.
На начальном этапе конкурса будет отобрано 600 учителей, 225 из которых получат призы в виде оборудования и материалов на сумму 200 долларов, а школы, где они работают, – до 2000 долларов на эти же цели. 30 финалистов примут участие в шестинедельном семинаре по повышению профессионального мастерства в США летом 1997 года. Среди американских учителей русского языка пройдет параллельный конкурс, победители которого приедут в Россию.
Положение о российско-А╝е╡иканско╝ конку╡се п╡еподавателей английского языка и ст╡ановедения США
1. Цели и задачи конкурса.
– развитие инновационных методов преподавания языков и страноведения;
– установление прямых связей между образовательными институтами России и США;
– повышение престижа профессии учителя;
– поддержка и поощрение талантливых преподавателей английского языка и страноведения.
2. Организационный комитет.
Организационный комитет состоит из российских и американских специалистов, которые определяют модель проведения конкурса и процедуру подведения его итогов. Оргкомитет для координации работы по проведению конкурса на всех уровнях создает специальную рабочую группу.
3. Отбор участников.
В конкурсе могут принимать участие:
– учителя английского языка и страноведения США из средних школ, лицеев, гимназий и колледжей;
– преподаватели вузов, совмещающие свою работу с работой в средней школе.
Участники конкурса должны иметь не менее пяти лет преподавательского стажа.
В конкурсе не могут принимать участия учителя, ранее участвовавшие в программах международного обмена с США.
4. Организация и проведение конкурса.
Устанавливаются следующие этапы конкурса:
Первый тур (ноябрь 96-го – январь 97-го).
Региональные органы управления образованием создают местные отборочные комиссии, куда должны обращаться желающие принять участие в конкурсе. Кандидаты на участие в конкурсе также могут быть представлены любым лицом, группой лиц или организацией, которые знакомы с педагогическими достижениями данного претендента. Полное описание процедуры подачи заявления, включая образец анкеты, дается в приложении “Правила номинации”. Отборочные комиссии для участия во втором туре отбирают не менее пяти кандидатов от региона и направляют все необходимые документы в АКСЕЛС.
Второй тур (январь 97-го – март 97-го).
Российско-американское жюри отбирает 225 финалистов.
Третий тур (март 97-го – май 97-го).
Все финалисты пройдут собеседование на английском языке в одном из зональных центров России. Собеседование будет посвящено выявлению знания кандидатом американской культуры и истории, а также современных методов преподавания. Учитель должен будет представить жюри планы уроков и провести один показательный урок. Результаты собеседования будут рассмотрены российско-американским жюри в Москве, которое и назовет тридцать российских суперфиналистов.
5. Критерии отбора.
Данный конкурс является профессиональным состязанием учителей английского языка и страноведения США, в котором они будут оцениваться по следующим критериям:
– При определении умения кандидата преподавать английский язык оцениваться будут его знания об Америке и культурных ценностях этой страны, навыки использования аутентичных материалов – печатных пособий, аудио- и видеокассет и других материалов о США, а также собственные методические разработки.
– Оценка новаторства преподавателя. Эта категория включает показатели использования творческого мастерства на уроках, умение преодолевать трудности при введении новых и оригинальных методов преподавания, внедрение новых идей/материалов в учебный процесс, осознание того, что урок ориентирован прежде всего на ученика, который является центром, на который направлена педагогическая деятельность учителя. Также будет оцениваться участие преподавателя в разработке и осуществлении экспериментальных и инновационных программ.
– Учет индивидуальных особенностей и способностей учащихся, то есть умение обучать учеников, имеющих разную подготовку, способности и интересы, уважать их права, видеть многоликость/разнообразие учащихся, уметь поставить и решить проблему на уроке, а не просто добиваться “правильного ответа” на свой вопрос.
– Профессионализм – это высокое качество и уровень преподавания, постоянное повышение своей квалификации, умение ставить перед собой цели и добиваться их достижения, а также умение передавать свой опыт и знания коллегам.
– Умение быть лидером. Полное описание критериев отбора, необходимых материалов и задач каждого этапа конкурса даны в приложении “Критерии отбора”.
6. Жюри.
На втором и третьем этапах конкурса создается российско-американское жюри, которое будет состоять из специалистов по преподаванию английского языка и страноведения США. На первом этапе конкурса функции жюри выполняют отборочные комиссии, также состоящие из преподавателей английского языка и страноведения США и специалистов в области образования.
7. Призы.
Все участники конкурса, вышедшие в финал первого тура, получат дипломы и свидетельства. Победители второго тура получат призы на сумму до 200 американских долларов. Школы, в которых работают финалисты, также получат призы в виде оборудования и услуг на сумму до 2000 долларов. 30 победителей третьего тура примут участие в шестинедельном семинаре по повышению профессионального мастерства в США летом 1997 года.
За дополнительной информацией обращайтесь в представительства АКСЕЛС по следующим телефонам:
Москва – (095) 237-91-16
Санкт-Петербург (812) 311-45-93
Волгоград – (8442) 33-56-19
Самара – (8462) 37-09-01
Екатеринбург – (3432) 61-60-34
Новосибирск – (3832) 35-79-13;
35-78-25
Владивосток – (4232) 22-37-98
Нижний Новгород – (8312) 44-20-54
Информацию можно также получить в образовательных центрах, расположенных на территории Российской Федерации.
Екатеринбург
Консультационный центр
адрес: 620055, Екатеринбург,
ул. Мамина-Сибиряка, 193
тел. (3432) 61-53-38
факс (3432) 51-02-48
E-mail: reac@glas.apc.org
Казань
Казанский государственный
университет
Международный отдел
адрес: 420008, Казань,
Татарстан
тел/факс (8432) 38-73-90
E-mail: univex@glas.apc.org
E-mail: kazaneac@open.ksu.ru
Краснодар
Консультационный центр
адрес: 350012, Краснодар-12,
p.O. box 4705
тел. (8612) 50-84-61
тел. (8612) 50-76-98
E-mail: office@cnfa.kccc.kuban.su
Москва
Консультационный центр
Библиотека иностранной
литературы
адрес: 109189, Москва,
ул. Николо-Ямская, 1,
3-й этаж
тел. (095) 956-30-22
факс (095) 956-32-62
E-mail: irexeac@glas.apc.org
Нижний Новгород
Американский центр
Лингвистический университет
адрес: 603155, Нижний Новгород,
ул. Минина, 31а
тел. (8312) 36-22-21
факс (8312) 36-02-19
E-mail: eac@amcen.sci-nnov.ru
Новосибирск
Консультационный центр
Институт экономики
адрес: 630090, Новосибирск,
проспект Ак.Лаврентьева, 17,
Институт экономики, новый корпус,
ком. 252
тел. (3832) 35-79-13
факс (3832) 35-78-25
E-mail: irina@soi.nsk.su
Обнинск
Российско-Французский
институт управления бизнесом
адрес: 249020, Обнинск,
ул. Гурьянова, 19
тел. (08439) 7-30-41
факс (095) 255-22-25
E-mail: fridas@storm.iasnet.com
Ростов-на-Дону
Американский центр
Донская публичная библиотека
адрес: 344037, Ростов-на-Дону,
ул. Пушкинская, 175а
тел/факс (8632) 64-52-75
E-mail: usis@donlib.rnd.su
Санкт-Петербург
Библиотека им. Маяковского
адрес: 191025, Санкт-Петербург,
ул. Фонтанка, 46
тел.: (812) 311-45-93/7655
факс (812) 311-09-34
E-mail: sac.stpete@sovcust.sprint.com
Саратов
Консультационный центр
Муниципальная библиотека
адрес: 410071, Саратов,
ул. Зарубина, 158/162
тел.: (8452) 99-00-33/0148
факс (8452) 24-40-49
E-mail: center@racc.saratov.su
Саратов
Консультационный центр
Саратовский государственный
университет
Региональная научная библиотека
адрес: 410601, Саратов,
ул. Университетская, 42
тел. (8452) 51-81-22
факс (8452) 24-04-46
E-mail: kachaeva@scnit.saratov.su
Тольятти
Консультационный центр
Дворец культуры “Юбилей”
адрес: 445009, Тольятти,
ул.Победы, 42
тел. (8469) 22-36-36
Томск
Американский центр
Библиотека, Томский университет
адрес: 634050, Томск,
проспект Ленина, 34а
тел/факс (3822) 22-50-94
E-mail: lyubov@eac.tsu.tomsk.su
Тверь
Центральный телеграф
адрес: 170000, Тверь,
П.Я. 0565
тел.: (0822) 42-54-19/32-54-39
факс (0822) 57-17-65
E-mail: info@ic.redline.ru
Уфа
Консультационный центр
Башкирский государственный
комитет по науке, высшему
и среднему образованию
адрес: 450077, Уфа
Башкортостан
тел. (3472) 53-48-54
факс (3472) 53-49-75
E-mail: ufa@online.ru
Владивосток
Консультационный центр
адрес: 690001, Владивосток,
П.Я. 1-11,
ул.Дальзаводская, 27а, ком.24
тел/факс 4232-26-9860
E-mail: irexeast@glas.apc.org
Волгоград
Консультационный центр
Библиотека им.Горького, ком. 402
адрес: 40066, Волгоград,
ул.Мира, 15
тел. (8442) 93-64-57
E-mail: svetlana@raic.tsaritsyn.su
Комментарии