search
main
0

Aкция “УГ”

Современник всегда меньшинство?

Вопрос в лоб. На встрече с министром общего и профессионального образования Александром ТИХОНОВЫМ

Так сложилось, что словосочетание “предметные олимпиады” мало в ком вызывает положительные эмоции. Для учителей – это очередная головная боль, для детей – новая нагрузка, для администрации – вечная проблема, как стать первыми. А если ребенок победил и его надо отправлять на региональный или федеральный уровень, это еще и непредвиденные расходы. И все-таки олимпийское движение не умирает, а, наоборот, набирает все большую мощь. Отчасти благодаря неиссякаемой энергии учителей, отчасти – поддержке некоторых зарубежных фондов и, конечно же, огромному количеству талантливых детей. Наверное, это какой-то странный закон нашей жизни: чем она труднее и безрадостнее, тем больше выявляется талантов.

Второй год подряд “Учительская газета” и Ассоциация “За гражданское образование” проводят школьную олимпиаду по граждановедческим дисциплинам. Более двух тысяч ребят из 68 регионов приняли в ней участие. И вот 45 финалистов из 40 регионов, отобранных компетентным жюри по результатам первого, заочного, тура, вместе со своими учителями приехали в Москву для участия в очном туре. Приехали совершенно бесплатно (чего нет ни на одной другой всероссийской олимпиаде!) да еще получили набор удовольствий: Большой театр и автобусную экскурсию по Москве, творческие встречи с “учителями года России” и презентацию нового учебного пособия, семинар и свидетельство о прохождении краткосрочных курсов повышения квалификации… А сколько учебников и пособий было им подарено! Это помимо тех, что удалось купить на распродаже, устроенной издательством “Дрофа”.

Итак, все по порядку.

Глава первая, заочная

В начале года “Учительская газета” опубликовала вопросы заочного тура. Все желающие могли прислать в редакцию свои работы. Что они и сделали. Работам были тотчас присвоены индивидуальные коды, таким образом, ни один член жюри не знал, чью работу он проверяет. Надо сказать, что и ребята, и учителя подошли к этим заданиям не просто творчески. Они постарались проявить и свои способности, и свою гражданскую позицию, и свою индивидуальность. Так, в одной работе к каждому заданию были подобраны эпиграфы из литературных произведений.

По словам члена жюри Галины Смирновой, заочный тур оказался достаточно сложным, был жесткий отбор. У олимпийцев, собравшихся в Москве, было много достойных соперников. Поэтому все приехавшие на очный тур – уже победители.

Глава вторая, сиквейная

Вам знакомо слово “сиквейн”? Убеждена, что нет. Я тоже впервые услышала его на игре-знакомстве, проводимой для ребят в первый день олимпиады. Итак, сиквейн – это пятистишие, в котором первая строка – 1 слово – существительное, которое является темой сиквейна, вторая – два прилагательных, определяющих это существительное, третья – три глагола, четвертая – смысловое предложение, относящееся к этой теме, а пятое – некое эмоциональное отношение. Сиквейн пришел к нам из Америки, где он активно используется на уроках, потому что помогает учителю быстро определить уровень знаний учащихся и позволяет создать некий эмоциональный настрой. Плюс к этому он дает возможность ребятам поверить в свои силы: создать стихотворение за какие-нибудь 10 минут, согласитесь, может не каждый. Ребятам было предложено несколько тем. И вот что у них получилось:

Демократия,

Справедливая, счастливая.

Развивается, совершенствуется, укрепляется

И бывает объективной

Иногда.

Закон,

Обязательный, невыполняемый.

Предложили, утвердили, забыли.

Кто виноват? Что делать? Кто поможет?

Граждановедение.

Гражданин,

Свободный, независимый.

Мыслит, выбирает, надеется.

Он мечтает жить в правовом государстве.

Дерзай!

Выборы,

Тайные, всенародные.

Проходят, выбирают, назначают…

Скорей бы результат.

Ельцин.

Конституция!

Новая, длинная.

Защищает, совмещает, развращает.

“Мы, многонациональный народ РФ”…

Ты Борис – ты и борись…

Конечно, говорить о совершенстве рано. Но первая попытка удалась. Вообще проводить игру с детьми, увидевшими друг друга каких-нибудь два часа назад, очень сложно. Как их заставить общаться, как сблизить, помочь подружиться? Только через совместную деятельность начиная с формирования команд, сочинения маленького капустника-самопрезентации, заканчивая большим кругом, в котором из рук в руки передается свеча, а вместе с ней – пожелания: победы тебе, пусть тебя выберет твоя профессия…

Глава третья,

презентационная

В рамках семинара прошла презентация нового учебного пособия “Гражданское образование: содержание и активные методы обучения” под редакцией С.Шехтера и Н.Воскресенской при участии А.Иоффе и Ч.Уайта. Выпустила его Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”, созданная по инициативе “УГ” три года назад. Одно из главных достоинств этого пособия – знакомство учителей с формами и методами обучения граждановедению как в школе, так и за ее пределами. Особое внимание уделяется методам работы, которые можно использовать, чтобы научить детей критически мыслить, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Каждую часть пособия предвосхищают краткие комментарии. К тому же некоторые разделы снабжены уроками, составленными российскими и американскими педагогами.

На презентации пособия выступили президент Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование” Петр Положевец, министр-советник по вопросам образования и культуры Американского посольства в Москве Роберт Госсенде, сотрудник Международного департамента Американской федерации учителей Римма Перельмутер, а также сами авторы.

Глава четвертая,

литературно-музыкальная

Программы детей и учителей шли параллельно. Дети проходят письменные или устные испытания, взрослые работают на семинаре “Активные формы и методы обучения в гражданском образовании”. Дети едут на экскурсию, учителя работают на семинаре “Школа – правовое пространство”. Дети слушают песни “учителя года России – 92” Артура Зарубы, учителя знакомятся с новым учебным пособием. Дети пляшут на дискотеке, учителя наслаждаются поэзией “учителя года России – 93” Олега Парамонова.

Вот на этих двух творческих встречах и остановимся подробнее.

Как известно, все учителя – собратья. Только вот знают они друг о друге до обидного мало. Одни готовят детей к олимпиадам, другие – к конкурсам бальных танцев. Одни разрабатывают новые программы, другие выпускают учебные пособия. Одни участвуют во всероссийских конкурсах, другие критикуют их за это. И все варятся в собственном соку собственных проблем. Возможно, именно поэтому так важно увидеть своего коллегу в каком-то необычном свете, не у доски с мелом в руках, а, к примеру, на сцене с микрофоном.

Таким открытием и стали встречи с “учителями года России”: поэтом Олегом Парамоновым и композитором Артуром Зарубой. Один заставил вслушаться в красоту и точность слова, сопереживать лирическому герою, вспомнить какие-то свои, очень личные переживания и даже всплакнуть. Другой погрузил в мир звуков и созвучий, подарив хорошее настроение и зарядив энергией джаза и блюза.

Интересно, что после встречи Артура Зарубы с детьми, когда он спел им не только свои “детские”, но и “взрослые” песни, одна девочка задала ему вопрос: “Скажите, а со своими учениками вы так же свободно общаетесь, как и с нами?” Вот вам и характеристика школы и учителей этой маленькой граждановедки.

Глава пятая,

официальная

Участникам олимпиады несказанно повезло: им, одним из немногих российских учителей, удалось один на один пообщаться с новым министром общего и профессионального образования Александром Тихоновым и начальником Управления общего среднего образования Маргаритой Леонтьевой. Речь министра, в которой все снова услышали об отсутствии бюджетных денег на финансирование образования, об их необходимости и о том, как министерство собирается жить в таких условиях, сменилась очень жесткими высказываниями и вопросами, которыми учителя просто забросали Александра Николаевича.

– Мы устали выбивать себе зарплату путем забастовок!..

– Задумайтесь о возврате к линейной системе преподавания истории в школе, потому что концентрическая ведет к падению качества знаний…

– Когда будет учитываться стаж работы вожатыми?

– Как решить проблему с учебниками для провинции, куда пришел только один учебник по новейшей истории, в котором, кстати, 20 фактических ошибок?

– Как правительство намерено решать проблему с реализацией права на отдых детей Севера?

– Как в министерстве смотрят на то, что с введением нового базисного плана у учителей снизилась нагрузка, а значит, и так небольшая зарплата?

Министр пытался быть максимально честным, пустых обещаний давать не захотел и cказал, что задумается над многими проблемами.

А в последний день нападению участников олимпиады подверглась М.Р.Леонтьева, поведавшая о проблеме с учебниками по граждановедческим и историческим дисциплинам, связанной, в частности, с тем, что сегодня нет серьезной научной базы под курс истории и права, существующие учебники очень сложные, а юристы отказываются писать новые, пока в России нет нормальной действующей законодательной базы. И снова вопросы, вопросы, вопросы… Изменятся ли правила аттестации медалистов и как выводить им итоговые отметки, будут ли приняты новые СанПиНы, когда будут приняты стандарты, что происходит с реформой школы, когда будет осуществлен переход на 12-летнее образование, когда будут состыкованы требования школы и вузов к знаниям выпускников и так далее, и так далее?

Глава шестая,

кулуарная

Конечно, олимпиада олимпиадой, семинар семинаром, но, возможно, самое ценное на такого рода мероприятиях – общение. В перерывах то здесь, то там можно было слышать обсуждения только что услышанного и увиденного, разговоры о своих проблемах и обмен собственным опытом, да и просто рассуждения о нашей жизни. Причем дети ни в чем не уступали учителям.

Сергей ВОРОБЬЕВ, 8-й класс, г.Ульяновск: “Степень сознания людей определяется их знанием своих прав, свобод и обязанностей. Для этого средства массовой информации, Министерство образования, правительство должны вести пропаганду, а еще необходимо ввести курс “Граждановедения” с первого класса. Должны быть такие группы народовольцев, которые бы просвещали народ…

Средний класс, по-моему, не характерен для России. Должны быть бедные и богатые, а вот нищих быть не должно. Многие люди не хотят работать, зачем же им платить? Пусть будут бедными. А те, кто работает, – богатыми…

На мой взгляд, учителя не имеют морального права на забастовку. Но они должны вести уроки так, чтобы исподволь создавать оппозицию нынешнему режиму”.

Григорий ПОВАРОВ, 9-й класс, г.Новоуральск, победитель прошлогодней олимпиады: “Задания в этом году стали немного труднее, а значит, еще интереснее. А вот отношения между ребятами, по-моему, тогда были лучше. Я рад, что сюда приехал. Было очень интересно и легко общаться с членом жюри А.Никитиным, мы оба пускались в рассуждения, и, что особенно приятно, нередко наши точки зрения совпадали. В нашей группе, по-моему, были ровные ответы. А стану я победителем или нет, не знаю. Победа на прошлой олимпиаде достаточно сильно повлияла на мою жизнь. Я стал большее значение придавать граждановедческим дисциплинам. Сейчас, когда ребята провожали меня, говорили, что ждут с победой”.

Эльвира МИНИГАРЕЕВА, 7-й класс, г.Менделеевск: “Задания были достаточно сложные, особенно те, что связаны с анализом высказываний и выражением своего мнения. Было много сомнений, но я старалась не бояться его высказывать. А вообще мне здесь нравится, мы не скучаем, очень хорошее, доброе отношение к нам и со стороны организаторов, и между ребятами”.

Естественно, что разговор не мог обойти проблему учебников. На одном семинаре вспыхнул спор вокруг очень распространенных сегодня учебников Я.Соколова. Одни оказались его ярыми сторонниками, другие – противниками. Вот мнение Сергея СИРОТКИНА, проводившего это занятие: “Не берусь говорить о методической стороне, поскольку я не учитель, а юрист. Но я еще и родитель, моя дочь заканчивает 5-й класс и учится по учебникам Соколова. Во-первых, с правовой точки зрения материал книги построен абсолютно неверно. Сам ее дух является антиправовым по своей сути. В нем часто приводятся примеры, когда в качестве юридической проблематики выдаются вещи, опирающиеся на извилистость, сложность, трудность исторического сознания в России, не имеющие никакого отношения к тем ценностям, которые школьники должны усвоить. Второе и не менее важное – учебники совершенно не адаптированы к детям, я бы сказал, они не адресованы им. Посмотрите темы сочинений, которые предлагаются пятиклассникам. Ребят пытаются вовлечь в сферу, которая ни внутренне, ни по представлениям и накопленным знаниям, ни по жизненному опыту не может быть понятна и интересна детям. Многие вещи носят просто провокационный характер. Это все напоминает необходимость решать вопрос: “У вас есть одно сердце для пересадки. А претендуют на него четверо: один человек бедный, другой – богатый, третья – монашка, четвертый – маленький ребенок. Решайте, кому вы будете пересаживать сердце”. И детей загоняют в ситуацию морально не очень корректную.

Если говорить вообще об учебниках, то я не могу назвать какой-то один, который бы сегодня был абсолютно подходящим. Но мне кажется, что для 9 – 10-х классов появились неплохие учебники “Демократия: государство и общество” Н.Воскресенской и Н.Давлетшиной, учебник А.Никитина. Есть очень хорошая хрестоматия по истории права. Но ситуация такова, что одного учебника, который бы мы признали как идеальный, нет. Хотя совокупность литературы получается. В Донецке, например, вышел замечательный учебник “Права человека”, который нельзя принимать как готовые материалы для урока, но, используя его, учитель может построить вполне грамотный урок. Самое опасное сейчас – попытка навязать какой-то один учебник в качестве обязательного. В обществе всегда есть два пути: мы можем рассчитывать, что человек будет хорошим, а можем, что материал или механизм будет хорошим. Не надо уповать на то, что все учителя будут творческими, умными, грамотными. Среднему учителю нужен материал, с помощью которого он сможет дать хороший, качественный урок. Искать творцов – это замечательно. Но, к сожалению, не делают творцы погоду.

Я глубоко убежден, что сейчас Министерство образования важнее, чем Министерство обороны. Я уверен, что если в стране и может быть что-то изменено, то только через школу. В США изучение американской конституции является обязательным предметом. Хотя демократия у них впитывается с раннего детства из окружающей среды и роль предмета “Граждановедение” для них и не столь велика, как для нас. Поэтому, я думаю, мы не можем брать за образцы ни американцев, ни англичан. У нас просто другие задачи. Но их опыт можно использовать”.

А.КАЛЯЗИН, г.Киров: “Когда я был в США, задал своим коллегам один вопрос: “Почему вы даете меньше часов на математику и другие точные науки, но уделяете огромное внимание граждановедческим дисциплинам?” А они мне и отвечают: “Вы не хотите, чтобы история инженера Гриффитца повторилась еще раз, когда гениальный инженер совершил преступление против всего общества?” Нет, такого я не хочу. Сейчас мы подошли к тому этапу, когда начали осознавать, что инженеры гриффитцы нам не нужны. Нам нужны хорошо подготовленные граждане, которые могут, с одной стороны, критически воспринимать все, что делает государство, а с другой – уметь подчиняться его требованиям именно в правовой форме. Если мы действительно строим правовое общество, то такие умы, как у этих детишек, в будущем окажутся просто бесценными, потому что они будут проверять правильность действий правительства”.

Глава седьмая,

испытательная

В течение двух дней ребята прошли через устные и письменные испытания. Тесты и творческие, проблемные задания – в первый, ответы на вопросы и собеседование с членами жюри – во второй. Ребята рассуждали о том, почему существуют терроризм и вандализм, почему люди нарушают закон, хотя знают, что это плохо. Высказывали свое мнение по поводу того, что политику принято считать “грязным делом”, и отношение к введению в число обязательных предметов в среднюю общеобразовательную школу закона Божьего. Сопоставляли роль Государственной Думы в царской и современной России, решали проблемные ситуации. А на устных испытаниях они скорее не отвечали на вопросы, а делились с членами жюри своим мнением, пытались вместе найти ответы на самые насущные вопросы современности: что такое свобода слова и есть ли у нее предел, какова роль средств массовой информации в формировании сознания граждан, каковы проблемы создания в России правового государства и среднего класса… На эти вопросы, пожалуй, не всякий взрослый сегодня сможет ответить. Ребята же размышляли и доказывали свою точку зрения, были убедительны, приводили множество примеров, сопоставляли факты из нашей и зарубежной истории. Вот несколько высказываний олимпийцев старшей возрастной группы:

Оксана СКЛЯРОВА: “Владимир Жириновский – мой любимый политик, мне близка программа его партии. Он очень умный человек, хотя ведет себя, конечно, некорректно. Депутаты – лицо нашей страны, и они должны вести себя соответственно. Я регулярно слежу за заседаниями Думы, и мне бывает стыдно за них”.

Дарья ЖИГАДЛО: “Последнее искушение Христа” – высокопрофессиональный фильм . Он не покушался на святое, не собирался оскорблять верующих. И если говорить о том, что чьи-то права были нарушены, то скорее нарушали их сами верующие и те, кто посмотрел этот фильм и хотел запретить это всем остальным. Этим они, наоборот, подогревали интерес и создали ему рекламу. Сам же фильм оказался слабее той шумихи, которую вокруг него развели. Я ждала большего”.

Они не щеголяли знанием терминов и определений, а пытались порассуждать и высказать свою позицию. В этом, кстати, им не уступали и сами члены жюри. Так, например, А.Никитин отвечал на вопросы ребят столько же, сколько они отвечали на его вопросы.

На закрытии олимпиады члены всех жюри поделились своими впечатлениями.

Галина СМИРНОВА (младшая возрастная группа): “По итогам состязаний, и устных, и письменных, я не могу выделить типичных ошибок, потому что их просто не было. Нам понравились рассуждения ребят, то, что они умеют отстаивать свою точку зрения. Конечно, многие волновались и подчас даже очень сильно. Но ребята этой возрастной группы еще не привыкли к такого рода состязаниям, и им трудно психологически настраиваться. Но несмотря на это, с заданиями все справились на “хорошо” и “отлично”. Это победа. Я думаю, что ребята не только участвовали в соревнованиях, не только получали какие-то знания, но они еще учились общению, терпению, учились быть благожелательными друг к другу”.

Ирина АХМЕТОВА (средняя возрастная группа): “Нам очень понравились ответы ребят, было трудно выделить, кто же самый сильный. Ни одного провального или слабого ответа не было. Да и ответами это сложно назвать. Это были рассуждения, размышления, высказывания гражданской позиции. Нас до глубины души тронула просьба одного уже ответившего мальчика послушать его друга из другого города. Это важно, что за четыре дня ребята нашли здесь друзей”.

Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ (старшая возрастная группа): “Мы оценивали правильность, полноту, четкое выстраивание ответа, примеры, которые бы подтверждали высказывание и выражение своего мнения. С письменными работами в основном все справились хорошо, но можно выделить и ряд типичных ошибок: не всегда ответы были четко выстроены, ребята подчас не очень внимательно вчитывались в вопрос, а значит, понимали его неправильно”.

Глава восьмая,

наградная

Да, соревнование есть соревнование. Но организаторам хотелось наградить всех, поэтому каждый ребенок получил самый настоящий диплом (в рамочке, под стеклом) и сувениры. Учителя тоже не были забыты.

Интересно, что из пяти ребят, приехавших на олимпиаду уже во второй раз, четверо вошли в число призеров: Алексей Туманцев, Григорий Поваров, во второй раз занявший первое место, Евгений Вагин, Светлана Аликина.

Итак, вот они, имена победителей.

6-7-е классы:

3-е место – Андрей Осокин, 33-я школа, г.Озерск Челябинской области;

2-е место – Алексей Туманцев, лицей-школа #8, г.Йошкар-Ола, Республика Марий Эл;

1-е место – Андрей Волыхов, 444-я московская школа.

8-9-е классы:

3-е место – Андрей Лихачев, 12-я школа, г.Североморск Мурманской области;

2-е место – Андрей Малый, Северодвинская городская гимназия Архангельской области;

1-е место – Григорий Поваров, 47-я гимназия, г.Новоуральск Свердловской области.

10-11-е классы:

3-е место – Светлана Аликина, гимназия #2, г.Раменское;

2-е место – Евгений Вагин, 1-й лицей, г.Астрахань;

1-е место – Алексей Полинов, 13-я школа, г.Троицк Челябинской области.

Победители получили путевки на 24 дня в международный лагерь “Артек”, два одиннадцатиклассника – рекомендации в вузы, девять олимпийцев – подписку на журнал “Основы государства и права” из рук его главного редактора Т.Шабалиной, а руководитель проекта молодежных программ НК ЮКОС А.Ермолин пригласил еще 9 ребят в образовательный бизнес-круиз по Волге.

Глава последняя,

благодарственная

Закончилась олимпиада, пришло время прощаться. Юные олимпийцы обменивались адресами и телефонами, договаривались о новых встречах, взрослые делились последними впечатлениями и пожеланиями друг другу и ребятам.

Андрей ИОФФЕ, член жюри: “Я желаю вам неуемного стремления вперед. Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Потому что, как только вы остановитесь, вас сразу сможет обогнать кто-то другой”.

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор “УГ”, президент Ассоциации “За гражданское образование”: “Всегда оставайтесь самими собой, в любой ситуации говорите то, что вы думаете, и делайте то, что считаете нужным. Никогда ни при каких обстоятельствах не отказывайтесь от своего собственного взгляда на жизнь”.

Д.КОКОРИН, Архангельская область: “Большое спасибо детям за то, что они такие умные. Вот иногда кажется, что на нас никто не обращает внимания: зарплату не платят, да и просто не замечают. А приглашение на эту олимпиаду – буквально луч света в этой беспросветной темноте. Огромное вам всем спасибо”.

А.КАЛЯЗИН, г.Киров: “Я счастлив, что мы оказались здесь. И не только потому, что ребята и педагоги смогли проверить свои силы и знания, приобрести уверенность в правильности того, что делают. Но и потому, что нам здесь очень многое дали. Семинар необходим, особенно для преподавателей из регионов, с периферии. У меня такое ощущение, что мы оказались в каком-то калейдоскопе событий. Причем были не объектами воздействия, а главными действующими лицами. Очень понравился неформальный подход ко всем мероприятиям, трудно выделить какое-то одно, они все равнозначны. Бесподобны были творческие вечера с “учителями года”. После встречи с Олегом Парамоновым мы вышли окрыленными, было такое чувство, что мы попробовали свежей воды. Променяв же Большой театр на встречу с Артуром Зарубой, мы ничуть не потеряли, а, наоборот, приобрели такие удивительные эмоции!”

О.АБРАМОВА, Амурская область: “Мы очень всем довольны. Но на будущий год хотелось бы, чтобы на семинаре наряду с лекциями, которые нам читали в этом году, было больше обмена опытом, больше встреч с учителями-практиками”.

Г.ДОВГАЛЬ, г.Кемерово: “И ребята, и мы в восторге от нашей матушки Москвы, от организации олимпиады и семинара. Мы очень довольны и сервисом, и отношением к нам. Спасибо преподавательскому составу. Единственное пожелание – хотелось бы больше увидеть форм и методов работы с детьми, а философия, лекция на общие темы не столь актуальны сегодня. И еще у меня есть просьба к нашему министерству сделать так, чтобы предмет “Граждановедение” не стоял в плане как факультатив. Он должен быть сегодня ведущим предметом, потому что реальная жизнь, условия рыночной экономики требуют, чтобы мы воспитали ребенка той личностью, которая будет нужна в XXI веке. И одного часа в неделю, конечно, недостаточно. Даже маленькие дети говорят об этом, осознавая нужность и важность этой дисциплины. А еще мне бы очень хотелось видеть поддержку со стороны органов управления нашего кемеровского образования”.

М.ШКРОБОВА, г.Ульяновск: “Учительская газета” стала островком того добра, той актуальности, которая помогает всем нам шагать в ногу с временем. Как говорила Марина Цветаева: “Быть современником – это творить свое время, а не отражать его”. Правда, продолжение этой строчки – современник – всегда меньшинство. Я хочу, чтобы “Учительская газета” помогала тому, чтобы в стране было большинство современников”.

Ирина ГРИГОРЬЕВА

Фото Михаила КУЗМИНСКОГО и Бориса МУСКЕВИЧА

Подробнее об олимпиаде по граждановедческим дисциплинам читайте в приложении к “УГ” “Граждановедение”

Галина ДОВГАЛЬ из Кемерова, Ольга АБРАМОВА из Амурской области и Айман ХАМИДУЛЛИНА из Оренбургской области познакомились летом в Геленджике на семинаре граждановедов и совсем неожиданно встретились здесь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте