search
main
0

Акция “УГ”

Всероссийская олимпиада по граждановедческим дисциплинам-99

Вновь, как и в предыдущие годы, “Учительская газета” и Ассоциация “За гражданское образование” объявляют о начале новой, теперь уже третьей Всероссийской олимпиады по граждановедческим дисциплинам. Приглашаем ваших учеников стать ее участниками. Олимпиада состоит из двух туров: первый – заочный, завершится 15 марта (ответы должны быть отосланы в редакцию не позднее этой даты) и второй – очный – в мае, когда 45 школьников (по 15 человек в каждой возрастной группе) приедут на финал в Москву. Жюри будет оценивать глубину и аргументированность, самостоятельность и оригинальность суждений, их обоснованность и доказательность, владение основными понятиями и терминами. Ответы должны быть краткими – не более страницы машинописного текста на каждый вопрос.

Победители в трех возрастных группах получат годовые стипендии: за первое место – 500 у.е., за второе – 400 у.е., за третье – 300 у.е., а учителя, подготовившие их, – денежные премии и учебную литературу.

Все они приедут на второй тур в Москву 16 мая 1999 года. Для педагогов будет организован специальный семинар.

Если среди школьников-победителей окажутся одиннадцатиклассники, они получат рекомендательные письма от Министерства общего и профессионального образования РФ и “Учительской газеты” для поступления в высшие учебные заведения по специальностям, связанным с обществознанием и граждановедением.

Желаем вам успехов!

P.S. Ваши ответы мы ждем до 15 марта по адресу: 103012, г. Москва, ГСП-2, Ветошный переулок, дом 13-15. Редакция “Учительской газеты”. С пометкой “Олимпиада”.

Не забудьте, пожалуйста, указать полностью свои имя и фамилию, точный домашний адрес, номер и адрес школы, класс, телефон. Обязательно сообщите также фамилию, имя и отчество вашего учителя по соответствующим учебным предметам.

6-7-е классы

История социальной и духовной жизни общества

1. Какая существовала разница между отношением человека к власти в Древнем Египте и в Древней Греции?

2. Можно ли средневековых еретиков назвать вольнодумцами? Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.

3. Назовите древнегреческих богов, которые следили за правильностью миропорядка. Почему такие боги появились на Олимпе? О чем говорит их появление на Олимпе?

4. Согласны ли с утверждением: “Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом”. Как, по-вашему, в каких статьях “Всеобщей декларации прав человека” звучит та же мысль?

5. Как вы понимаете следующее высказывание: “Человек стал человеком, когда научился договариваться”? Согласны ли вы с ним?

Конституция

1. Какую роль играет конституция в жизни отдельного человека и всего общества? Что думают об этом твои одноклассники?

2. Нужно ли включать в конституцию статьи о правах человека, если в реальной жизни они часто нарушаются и не защищены?

3. Должна ли каждая школа иметь свою конституцию? Обоснуйте свое мнение. Проведите небольшой опрос по этой теме среди своих сверстников, учителей и других взрослых.

4. Нужны ли каждой стране государственные символы? Что они отражают?

5. Какую роль глава государства играет в жизни общества?

Выборы

1. Как по-вашему, что такое демократические выборы?

2. Как вы думаете, почему граждане получают право избирать и быть избранными в органы власти только по достижении определенного возраста?

3. Почему выборы являются важнейшим политическим событием в жизни каждого демократического государства?

4. Кто и почему может присутствовать при подсчете голосов во время выборов на избирательном участке?

5. Как вы считаете, кому сложнее достичь своей цели: кандидату в депутаты Государственной Думы или кандидату на должность Президента Российской Федерации? Аргументируйте, пожалуйста, свой ответ.

Права человека

1. Уже в средние века люди боролись за свои права и свободы. За какие права и свободы боролись еретики? Как, по-вашему, борясь за свои права, нарушали ли они права других людей?

2. Нужны ли человеку знания, чтобы отстаивать свои права? Подтвердите свою мысль примерами.

3. Как по-вашему, способствовало ли появление органов представительной власти расширению прав человека?

4. Почему в недемократических государствах власти боятся предоставлять людям права и свободы?

5. Какие международные организации, защищающие права человека, вы знаете? Какова их роль?

Демократия

1. Назовите несколько главных, на ваш взгляд, признаков демократического государства. Почему вы выбрали именно их?

2. Расскажите, как действовала прямая демократия в Афинах. Можете ли вы привести пример прямой демократии в наше время?

3. Всегда ли право большинство? Приведите примеры из школьной жизни.

4. Могут ли существовать привилегии при демократии?

5. Какую опасность таит гражданская пассивность в демократическом обществе?

8-9-е классы

История социальной и духовной жизни общества

1. Назовите, пожалуйста, самые ранние документы, которые были направлены на утверждение веротерпимости. Когда, в каких странах они были изданы, что явилось причиной их принятия?

2. В чем сущность спора между Иваном Грозным и Андреем Курбским? Чья позиция вам ближе? Почему?

3. Что такое экуменизм? Назовите, пожалуйста, православных священников, выступающих с этих позиций. Согласны ли вы с позицией экуменизма? Аргументируйте свое мнение.

4. Как вы понимаете выражение “культура – вторая природа”? Как это выражение связано с понятием “человек”?

5. Можно ли назвать жителей России веротерпимыми?

Конституция

1. Стоит ли вводить демократическое правление, если общество не готово к его восприятию?

2. Должна ли демократическая конституция включать в себя право отзыва депутатов в случае невыполнения ими своих обещаний избирателям?

3. Как вы считаете, к какому типу республики можно отнести Российскую Федерацию? Что говорит об этом Конституция РФ?

4. В чем преимущества и недостатки федеративного государственного устройства?

5. Какие причины могут вызвать изменения государственных символов?

Выборы

1. Кого в России называли гласными? В какой период русской истории они существовали?

2. Какие цензы существуют в избирательных системах разных стран? Что вы знаете об избирательных цензах в современной России?

3. Одним из важнейших признаков демократии являются свободные и честные выборы. Как, по-вашему, этого можно добиться? Являются ли они таковыми в России?

4. Чем вы можете объяснить тенденцию увеличения числа желающих баллотироваться в органы власти?

5. Вы знаете, что в разных странах используются различные избирательные системы. Какими преимуществами и недостатками обладают эти системы?

Права человека

1. Как вы полагаете, что общего между диссидентами и вольнодумцами и есть ли между ними разница? Аргументируйте свой ответ.

2. Какие механизмы можно использовать для защиты прав и свобод человека? Обоснуйте свой ответ.

3. Как вы считаете, нужны ли человеку политические права? Если да, то для чего? Дайте аргументированный ответ.

4. Как вы считаете, не является ли наличие в государстве закона о запрете фашистских и других экстремистских организаций ограничением прав человека на свободу слова и мысли, а также на создание и участие в деятельности общественных организаций?

5. С какими трудностями сталкивается российский гражданин при реализации права на труд, отдых, образование? В чем причина этих трудностей? Ответ аргументируйте.

Демократия

1. Обязано ли демократическое государство гарантировать гражданам одинаковые условия жизни?

2. Приведите пример, когда большинство принимало решения, ущемляющие права меньшинства?

3. Приведите примеры, когда решение было принято в пользу меньшинства в ущерб правам большинства.

4. Возможна ли демократия без существования политических партий и общественных организаций?

5. Как можно сочетать при демократии удовлетворение личных интересов и общественного блага?

10-11-е классы

История социальной и духовной жизни общества

1. Как вы считаете, нужна ли России общенациональная идея? Если да, то какая? Если нет, то почему? Обоснуйте свою позицию.

2. Поясните высказывание: “У цивилизации, которая не слышит и не понимает молчащих, нет будущего”. Согласны ли вы с ним?

3. С каким мнением вы согласны: а) “Мораль присуща человеку от рождения”; б) “Мораль вырабатывается человеком постепенно под влиянием общества”; в) “Человек имеет определенные склонности, заданные ему генетически, но социальная среда может их скорректировать: развить те черты характера, которые в большей степени соответствуют интересам данной социальной группы”. Поясните свою точку зрения. Как изменяется взгляд на человека в зависимости от того, какой позиции по данному вопросу придерживается человек?

4. Связаны ли между собой понятия “свобода” и “самоограничение”? Дайте аргументированный ответ.

5. Статья Андрея Дмитриевича Сахарова “Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе” была опубликована в 1990 году.

Прошло девять лет. Актуальны ли, на ваш взгляд, мысли выдающегося ученого и правозащитника сегодня? Дайте обоснованный ответ.

Конституция

1. Почему в нашей стране до сих пор не принят закон о государственных символах?

2. Как вы понимаете термин “конституционализм”?

3. Какие российские и иностранные документы оказали наибольшее влияние на современные конституционные принципы?

4. Какова ваша позиция в споре о современной Конституции РФ: следует принять новую Конституцию, необходимы существенные поправки, Конституция не должна меняться?

5. Какие основные достоинства и недостатки Конституции РФ вы могли бы назвать?

Выборы

1. На выборах в Государственную Думу в 1995 году наличие 5-процентного барьера привело к тому, что лишь 4 из 43 объединений и блоков, участвовавших в выборах, получили места в Думе. Как вы считаете, справедливо ли наличие 5-процентного барьера?

2. Система выборов предоставляет гражданам не только определенные права, но и возлагает на участников избирательного процесса конкретные обязанности. О каких обязанностях идет речь?

3. Что такое “джерримандеризм”? Можно использовать джерримандеризм в политических целях?

4. Избирательное право – важнейшее из политических прав граждан в демократическом государстве. Как по-вашему, несут ли граждане ответственность за свой выбор? Если да, то в чем она состоит?

5. Какова роль средств массовой информации в проведении предвыборной кампании в нашей стране?

Права человека

1. Допустимы ли, с вашей точки зрения, ограничения прав человека? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?

2. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу мысли, слова и информации. Между тем в последнее время некоторые депутаты Государственной Думы утверждают, что средства массовой информации наносят вред обществу, и предлагают установить за ними общественный контроль. Как вы к этому относитесь? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Как по-вашему, зависит ли степень реализации прав человека от уровня социально-экономического и культурного развития общества? Аргументируйте свой ответ.

4. Известный русский философ Владимир Соловьев писал: “Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага”. Как вы понимаете мысль В. Соловьева?

5. Что вы понимаете под понятием “правовая культура личности” и нужна ли она?

Демократия

1. В чем достоинства и недостатки демократической и авторитарной форм правления?

2. Какая связь существует между демократическим режимом и развитием экономики?

3. Какой опыт других стран в решении проблемы взаимоотношения большинства и меньшинства в государстве можно использовать в России?

4. Как народ может контролировать президента, правительство?

5. Какую роль в демократическом обществе играют политические партии и общественные организации? Чем они отличаются друг от друга?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте