Тоска по стабильности
Уважаемые читатели! “УГ” благодарит тех, кто принял участие в рейтинге школьных учебников. Мы получили 114 писем из 12 регионов России. Написала нам и семья учителей истории – Иван Николаевич и Софья Анатольевна Федоровы из г. Дмитрова Московской области. За 10 лет работы в школе у них сложилось определенное мнение о качестве учебников истории, и они с удовольствием поделились своими наблюдениями с читателями “УГ”.
Итак, рейтинг. Отметим интересную закономерность. Практически в каждом классе лучший учебник лидирует и в графе худших. Это, скорее всего, можно объяснить популярностью книги и ее доступностью – видимо, у школы нет средств на приобретение новых учебников. На безрыбье, как говорится, и рак рыба.
5-й класс. История древнего мира. Лучшим учебником названа книга А.А. Вигасина и др. Однако высказываются мнения, что учебник устарел и не адаптирован для пятиклассников. Но поскольку это единственный учебник для 5-го класса, упоминающийся в рейтинге, то, видимо, учителям выбирать не приходится.
6-й класс. История средних веков. Лучший учебник авторов Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. Худший – он же. Его недостатки: устарел, не соответствует новой программе, в нем не выделен понятийный аппарат, периодизация не соответствует современной, сложный язык, объемные параграфы.
6-7-й класс. История Отечества. Лучший учебник А.А.Преображенского и Б.А.Рыбакова. Учебник Л.А.Кацвы и А.Л.Юрганова для 6-го класса набрал на четыре голоса меньше. Однако в списке плохих учебников последний набрал на два голоса больше. Недостатки: мало иллюстрирован, в учебнике не выделен понятийный аппарат, он больше подходит для работы в сильных классах (а для “средних” и “слабых” идеален учебник Преображенского).
7-8-й класс. Новая история: А.Я.Юдовская и др. Учебники Юдовской в соавторстве с другими историками и хвалят, и ругают. Мнения таковы: не совпадает с программой (7-й кл.), не подходит для возраста (8-й кл.), слабое методическое сопровождение – вопросы, задания (А.Я.Юдовская, В.О.Пунский).
8-й класс. История России: учебник Л.Н.Зырянова – лучший, и он же худший. Среди замечаний такие: много фактических ошибок и слишком перегружен сведениями.
9-й класс. История России: А.А.Данилов, Л.Н.Косулина – снова лидеры в обеих столбцах. Достоинства учебника: удачные методические комментарии. Недостатки: неадаптирован для 9-го класса, неинтересен, перегружен (необходимо сократить объем), нет иллюстративного материала, плохие карты.
9-й класс. Новейшая история: А.А.Кредер. Абсолютное большинство опрошенных преподают по учебнику самого скандального автора последних лет. Однако все они видят явные его недостатки: примитивен, его уровень ненаучен, жуткий шрифт, идеологически неоднозначен.
10-й класс. История России: 1 т. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов; 2 т. В.И.Буганов, П.Н.Зырянов. Это и лучшие, и худшие пособия по истории. Их недостатки: перегружены фактами, нет цивилизационного подхода.
10-й класс. Россия в XXI веке: И.И.Долуцкий. Среди худших – лидера нет.
10-11-й класс. История мира: О.С.Сороко-Цюпа и др. Его недостаток: нет цивилизационного подхода. По мнению одного из читателей, “этот курс и вовсе не нужен, он конъюнктурен”.
11-й класс. История России, Россия в XXI веке: В.П.Островский, А.И.Уткин. Недостатки: очень краткое изложение материала, сложен, нет карт и иллюстраций.
К каким же выводам можно прийти на основе представленного рейтинга? Во-первых, “вариативность” в преподавании истории весьма условна – учителя тяготеют к стабильным “постоянным” учебникам.
Во-вторых, видимо, в такой ситуации нет смысла увеличивать количество учебников по истории, надо совершенствовать уже существующие.
И, в-третьих, указанные недостатки учебников вполне прогнозируемы и очевидны. Остается только удивляться, что они до сих пор не устранены.
Уважаемые читатели, все ваши письма участвовали в лотерее на приз издательства “Владос”. Три наших читателя получают в подарок от издательства два справочных пособия А.Данилова и Л.Косулиной по истории России IX-XIX и XX веков. Подарки от “Владоса” получат по почте:
1) Светлана Иосифовна Баймукомбетова, с.Калинино Володарского р-на Астраханской обл.;
2) учителя истории Талашкинской средней школы, п. Талашкино Смоленской обл.;
3) Юрий Анатольевич Иванов, п.Бардово Бежаницкого р-на Псковской обл.
Объявляем очередной рейтинг – учебников математики. Напоминаем, что в графы приведенной ниже таблицы необходимо вписать автора лучшего и худшего учебника, по которому вам приходилось или приходится преподавать. Укажите фамилию автора и название издательства, выпустившего учебник. В графе “Федеральный комплект” подчеркните учебники, с которыми вы хорошо знакомы. Напоминаем, что читатели, приславшие анкеты, будут участвовать в лотерее и получат призы. Отправьте свое письмо в течение двух недель со дня выхода номера. Удачи!
Рейтинг “УГ” рассылается ведущим издательствам учебной литературы.
Ольга БИГИЛЬДИНСКАЯ
Комментарии