search
main
0

Акции “УГ”

Всероссийская олимпиада по граждановедческим дисциплинам-98

Вновь, как и в прошлом году, “Учительская газета” и Ассоциация “За гражданское образование” объявляют о начале новой, теперь уже второй Всероссийской олимпиады по граждановедческим дисциплинам. Приглашаем ваших учеников стать ее участниками и продемонстрировать свои знания, которые они получили на уроках граждановедения, истории, политологии или почерпнули из других источников, а возможно, и из самой жизни. Олимпиада будет состоять из двух туров: первый – заочный, завершится 15 марта (ответы должны быть отосланы в редакцию не позднее этой даты) и второй – очный – в мае, когда 45 школьников (по 15 человек в каждой возрастной группе) приедут на финал в Москву. Жюри будет оценивать глубину и аргументированность, cамостоятельность и оригинальность суждений, их обоснованность и доказательность, владение основными понятиями и терминами. Ответы должны быть краткими и лаконичными и, что очень важно, не более страницы машинописного текста. Всем желающим нужно ответить на 25 вопросов – по пять в каждой теме.

Победители приедут на второй тур в Москву 14 мая 1998 года. Вместе с участниками мы пригласим на финал и педагогов, для которых будет организован специальный семинар по активным методам обучения, новым технологиям.

Победителей, а их будет в каждой возрастной группе по три, ожидает отдых летом 1998 года в молодежном лагере “Артек”. Если среди них окажутся одиннадцатиклассники, они получат рекомендательные письма от Министерства общего и профессионального образования РФ и “Учительской газеты” для поступления в высшие учебные заведения по специальностям, связанным с обществознанием и граждановедением.

Желаем вам успехов!

P.S. Ваши ответы мы ждем до 15 марта по адресу: 103012, г.Москва, ГСП-2, Ветошный переулок, дом 13-15. Редакция “Учительской газеты”. С пометкой “Олимпиада”.

Не забудьте, пожалуйста, указать полностью свои имя и фамилию, точный домашний адрес, номер и адрес школы, класс, телефон. Обязательно сообщите также фамилию, имя и отчество вашего учителя по соответствующим учебным предметам.

6-7-е классы

Основные принципы демократии

1. Как вы думаете, что такое демократия?

2. Как переводятся с латыни и греческого и что первоначально означали термины: демократия, республика, аристократия?

3. Могут ли существовать в демократическом государстве привилегии у кого-либо? Поясните свой ответ.

4. Почему нужно платить налоги?

5. Может ли одно государство напасть на другое для того, чтобы защитить права проживающих там граждан?

Избирательное право

1. Какими правами обладают избиратели?

2. Почему так важно, голосуют граждане или нет?

3. Как кандидаты могут завоевать доверие избирателей?

4. Зачем нужно заранее составлять списки избирателей, участвующих в выборах?

5. Во Всеобщей декларации прав человека записано, что выборы “…должны проводиться путем тайного голосования”. Почему голосование должно быть тайным?

Конституция

1. Почему Конституцию называют Основным Законом?

2. Как называются органы законодательной, исполнительной и судебной власти в нашей стране? Как эти же органы называются в некоторых других странах?

3. Почему наше государство называется федеративным?

4. Зачем в государстве нужен суд? Что вы знаете о суде в нашем государстве?

5. Что такое суверенное государство?

Права человека

1. Что для человека важнее: права или обязанности? Почему?

2. Некоторые права человека ученые называют “неотъемлемыми”. Какие это права и почему их так называют?

3. Можно ли считать, что в средние века феодалы боролись за права человека? Ответ обоснуйте.

4. Имеют ли дети особые права? Ответ обоснуйте.

5. Что означает право человека на личную неприкосновенность?

Из истории развития демократии

1. Что общего и в чем различия между афинской демократией и демократией в Новгородской республике?

2. Какие из преобразований Солона Аристотель назвал как наиболее демократические? Как он обосновал это утверждение? Согласны ли вы с ним?

3. Кто из русских царей был избран? Когда это произошло? Каким образом произошло избрание?

4. Что общего и в чем различия между земским собором, английским парламентом и генеральными штатами во Франции?

5. Как осуществлялось управление вольными городами Западной Европы?

8-9-е классы

Основные принципы демократии

1. Возможно ли соблюдение демократических принципов при монархии? Аргументируйте свой ответ.

2. Что такое легитимность власти? Может ли быть легитимной тирания, монархия, демократия?

3. Является ли для существования демократии необходимым и достаточным разделение власти на три ветви?

4. В чем проявляется в жизни государства суверенитет народа?

5. Имеет ли право гражданин демократического государства не подчиняться властям, не соблюдать законы, которые считает неконституционными?

Избирательное право

1. Что вы понимаете под открытостью и гласностью выборов в ходе избирательной кампании?

2. Каковы правила выдвижения и регистрации кандидата в депутаты?

3. Что представляет собой система избирательных комиссий в Российской Федерации? Каковы их функции?

4. Какое значение имеет предвыборная кампания? Как предвыборная кампания влияет на результаты выборов?

5. Можно ли утверждать, что если в государстве проводятся выборы, то оно является демократическим? Почему?

Конституция

1. Какова роль Конституции в государстве?

2. Что вы знаете о конституциях в истории нашей страны? (Сколько их было? Когда была принята первая? С чем было связано принятие новых конституций?)

3. Можно ли задержать, арестовать или подвергнуть обыску Президента РФ или депутатов Государственной Думы?

4. К какой ветви государственной власти относится должность Президента РФ?

5. Почему судьи несменяемы и неприкосновенны?

Права человека

1. Есть международные и есть наши внутренние российские законы о правах человека. Какие законы, касающиеся прав человека, российские или международные, более важны для гражданина России? Почему?

2. Существует мнение: люди от природы обладают разными задатками и способностями, и поэтому у них должны быть разные права. Как вы к этому относитесь? Ответ аргументируйте.

3. Кому, по российскому законодательству, за совершение тяжкого преступления не может быть вынесен смертный приговор?

4. В каких случаях разлучение с родителями не нарушает прав ребенка?

5. Что может сделать человек, чтобы защитить свои права?

Из истории развития демократии

1. Идеи кого из философов эпохи Просвещения легли в основу Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции?

2. В чем разница между системой управления в вольных городах Германии и Франции?

3. Когда в Англии был принят “Билль о правах”? Что послужило причиной его принятия? Какие права он защищает?

4. Почему Великий Новгород называли республикой? Согласны ли вы с этим?

5. В чем разница между правами личности и правами сословий?

10-11-е классы

Основные принципы демократии

1. Возможно ли прямое заимствование опыта построения демократии другими государствами? Поясните свой ответ.

2. Как сочетается законопослушание и критическое отношение граждан к правительству в демократическом государстве?

3. Должна ли частная жизнь политиков высшего ранга быть открытой для граждан демократического государства?

4. Почему в демократических государствах возникают проблемы сепаратизма? Приведите примеры.

5. Что означает понятие “толерантность”? В каких областях общественной жизни она играет существенную роль?

Избирательное право

1. Какие избирательные системы вы знаете?

2. Каковы место и роль выборов в демократическом процессе?

3. Законодательство Российской Федерации обеспечивает независимость избирательных комиссий от государственных органов местного самоуправления. Какое это имеет значение?

4. В соответствии с федеральными законами о выборах сопоставьте полномочия Центральной избирательной комиссии и участковой избирательной комиссии. Что общего и каковы различия в их деятельности? Чем это обусловлено?

5. Что включает в себя система выборов в Российской Федерации?

Конституция

1. В чем главное отличие современной Российской Конституции от предыдущих? Каковы ее основные особенности?

2. Из скольких палат состоит парламент РФ? Чем это вызвано, на ваш взгляд?

3. Чем демократические конституции отличаются от недемократических?

4. Почему необходим Конституционный суд?

5. Как возникают и как должны разрешаться на основании Конституции РФ конфликты между Президентом РФ и Государственной Думой?

Права человека

1. Докажите, что гражданское общество и правовое государство создают условия для реального соблюдения прав человека.

2. В 1948 г. ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Что нужно сделать в государстве, чтобы эти права могли реализовать граждане?

3. Как соотнести право человека на жизнь с глобальными проблемами человечества: экономическими, экологическими, проблемой разоружения, установлением контроля над оружием массового поражения и т.д.?

4. В 1977 году в СССР была принята новая Советская Конституция, по которой советским гражданам предоставлялись широкие права. Как это обстоятельство повлияло на жизнь людей? Ответ аргументируйте.

5. Как оценить такой приговор суда в отношении приговоренного к смертной казни: “Приговор окончательный и обжалованию не подлежит”?

Из истории развития демократии

1. В чем суть законодательства о выборах (1864 г.) в земские учреждения России?

2. Когда и кем была установлена в России паспортная система? Как эта система влияет на права личности? Можно ли в современной России отменить паспортную систему?

3. Где и когда был впервые введен суд присяжных? Расскажите о его устройстве.

4. Чем знаменит Чезаре Беккариа?

5. Сколько было международных трибуналов по военным преступлениям, когда они проходили?

Имею право!

Начинается Всероссийский конкурс сочинений и рисунков-плакатов школьников

Всеобщая декларация прав человека, два пакта и протокол к ним, которые предоставляют гражданам в случае нарушения правительством их прав право обращаться в Комитет по правам человека, в совокупности известны как Международный билль о правах человека.

В последние годы изучение этих документов, постижение их глубинного смысла становятся все более востребованными в разных странах. Особенно актуальным это стало для российской системы образования, для страны в целом, поскольку знания в этой области и умение применять их на практике являются залогом, основой построения действительно правового, демократического общества. Эта тема остается по-прежнему ключевой и для стран с развитой демократией, ибо сама демократия – не однажды достигнутый результат, а задача, которая должна решаться снова и снова. Права человека, которые являются неотъемлемой частью самой демократии, а также взаимозависимы и взаимно укрепляют друг друга, должны не только соблюдаться государством, но и быть хорошо понятыми и осознанными самими гражданами в любой стране.

Роль школы во всем этом неоценима. Именно в период становления и взросления молодые люди должны знать о том, как классифицируются права человека (гражданские, политические, социальные, экономические и культурные), что стоит за каждым из этих прав, имеют ли одни права большее значение в сравнении с другими, носят ли права человека всемирный характер, законна ли озабоченность международного сообщества нарушениями прав человека в той или иной стране, существует ли взаимосвязь между правами человека и демократией, может ли демократическое правительство на законных основаниях ограничить права граждан, имеют ли меньшинства какие-либо особые права при демократии, как на практике защищать права человека и т.д.

Все эти вопросы лягут в основу содержания Всероссийского конкурса на лучшее сочинение и рисунок-плакат “Имею право!”, объявленного “Учительской газетой” при поддержке посольства Великобритании в Москве и фонда “Ноу-Хау”.

Конкурс пройдет для 2 возрастных групп: 5-9-й классы и 9-11-й классы.

Конкурс проводится с 1.02 по 1.12.98 г. в два этапа. Первый этап – школьный (с 1.02 по 1.05.98). Каждая школа проводит свой конкурс сочинений и плакатов, определяет по одному победителю в каждой номинации и направляет их работы до 1.05.98 (по штемпелям) в Москву по адресу:

103012, Москва, ГСП-2, Ветошный переулок, 13-15, “Учительская газета”. На конверте сделайте пометку “Конкурс “Имею право!”.

Второй этап – всероссийский (с 1.05 по 1.09.98). Итоги конкурса будут подведены 1 сентября.

Объем сочинений не должен превышать трех страниц машинописного текста. Размер плаката – 297 х 420 мм.

К работе обязательно прилагается следующая информация: фамилия, имя, отчество, дата рождения, домашний адрес и телефон, название и адрес школы, телефон, фамилия директора, класс, а также небольшая справка об участнике: чем увлекается, какие предметы предпочитает, кем собирается быть, какие книги любит читать.

В каждой возрастной группе определяются по одному суперпобедителю и 4 победителя по каждой номинации (плакат, сочинение). Приз для суперпобедителей – недельная туристическая поездка в Москву и Санкт-Петербург. Все победители получают также памятные призы. Работы всех победителей войдут в книгу, которая будет издана по итогам конкурса. Школы, в которых учатся победители, также получают награды: компьютерное, лингафонное оборудование, научно-методическую литературу.

В жюри конкурса войдут ведущие специалисты в области прав человека, известные политики, ученые, преподаватели.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте