– Для меня в идеях педагогов-новаторов прежде всего актуальна тема отношений с учениками и родителями. Я воспринимаю ребенка как личность и стараюсь развивать его всесторонне, благо все условия для этого в нашей гимназии есть. И на первом месте, конечно, должно стоять создание благожелательной атмосферы в классе, потому что дети приходят разные: по уровню развития, по уровню воспитания. Без участия родителей этой цели не добиться. Невозможно учить детей, если нет взаимосвязи: учитель – родитель – ребенок. Именно в таком тандеме мы должны работать. Со мной могут не согласиться авторы педагогики сотрудничества, но дети сейчас другие, и в этом главное отличие взглядов учителей-новаторов и современных учителей.
Сегодня акценты сместились в сторону семьи, и без работы с родителями идеи новаторов не будут реализованы. Если семья заинтересована в образовании ребенка, союз сложится, если нет – идеи сотрудничества останутся словами.
Думаю, что производственный труд, коллективизм, устарели. Почему? Теперь нет понятия «коллективизм». Сегодня семья дает ребенку опору и дальнейшее развитие. И, приходя в класс, ребенок в основном действует по принципу: каждый сам за себя. Объясняется это просто: он получает много информации дома и не нуждается в информации извне. Если раньше учитель давал знания, то сегодня он выступает в роли проводника. Ребенок и мыслит иначе, и наша задача заключается в том, чтобы научить его добывать информацию. Из книг, интернета и так далее.
Педагоги-новаторы предлагают нам отказаться от классно-урочной и оценочной систем. Но сегодня школа не готова к этому. Прежде всего из-за ЕГЭ. Да, учение должно быть направлено на успех, и успех этот все же необходимо подтверждать. К примеру, в начальной школе мы оцениваем хотя бы наклейкой, переходящим сувениром. Конечно, можно не оценивать, но ребятам потом переходить в среднюю школу, сдавать ЕГЭ, где выставляются баллы. Если отказаться от классно-урочной системы, то в условиях все больше разобщающегося общества мы вообще придем к полной отчужденности. Конечно, методы работы в парах, рядами включаются в процесс обучения, но полностью изменить на данном этапе систему, наверное, нельзя.
Идея крупных блоков не применима к начальной школе. Мы идем по нарастающей, и для нас важно закрепить материал. Наверное, она более актуальна для старшей школы и вузов.
Главное сегодня, на мой взгляд, – нужно всячески укреплять и поддерживать сотрудничество с родителями. Искать новые формы взаимодействия с ними. Привлекать их к активному соучастию, сотворчеству. Это помогает детям в учебе.
Комментарии