search
main
0

Академия, в которой учат мудрости и помогают обрести единомышленников

Есть ли у родителей высшее образование, нет ли его, все равно им стоит поступить на учебу в удивительное виртуальное учебное заведение – Академию родительства, которую создал коллектив Московского гуманитарного педагогического института в рамках программы «Столичное образование-5». О ней рассказывает заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МГПИ Наталья Микляева.

МГПИ, занимаясь разработкой гуманитарной парадигмы содержания профессионального образования и поиском путей формирования родительского сообщества, пришел к выводу о необходимости создания Академии родительства как формы развития инновационных потенциалов сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Это предопределило постановку цели в рамках научно-исследовательской работы.

Для реализации этой идеи был создан стратегический совет, и в него, в частности, вошли первый проректор МГПИ Татьяна Иванова и проректор Лариса Осечко. Кроме того, были созданы научно-методические объединения преподавателей и педагогов московских образовательных учреждений. В результате их совместной деятельности систематизированы концептуальные основы и создана Академия родительства, сформулированы принципы содержания такой формы сотрудничества семьи и детского сада. Это нашло отражение в идее создания комплекта методических пособий для родителей и педагогов. Кроме того, материалы, посвященные Академии родительства, были опубликованы в «Учительской газете-Москва».

Какие же результаты работы Академии родительства мы считаем наиболее значимыми, дающими возможность применения их на практике? Это создание модели деятельности и плана-программы работы академии, программ практикумов для педагогов ДОУ, циклов конспектов семейных гостиных и детско-родительских клубов. В рамках очных форм работы Академии родительства на базе 20 детских садов Москвы были проведены деловые игры и «круглые столы», семинары-практикумы и тренинги детско-родительских отношений, творческие мастерские. Эта работа нашла также отражение в проведении конкурсов детско-родительских проектов, в частности, городского конкурса «Солнечный зайчик», который даже вошел теперь в программу «Столичное образование-5».

В рамках заочных форм работы Академии родительства было создано веб-кольцо сайтов, обеспечивающее дистанционные формы работы с родителями вне образовательного пространства детского сада, а также как психолого-педагогическую поддержку семей, дети которых не посещают детские сады, так и методическую помощь родителям воспитанников московских детских садов. В рамках работы этих сайтов были продолжены традиции проведения семейных гостиных и педагогических мастерских, конкурсов детско-родительского творчества.

Сегодня действуют заочные формы Академии при поддержке трех сайтов, один из которых сайт Академии родительства (http://rod-akademiya.narod.ru). При переходе на следующий уровень взаимодействия родительской и педагогической общественности и формирования сетевого партнерства мы воспользовались возможностями еще двух сайтов: «Педагогического Интернет-клуба» (http://pik100.ucoz.ru), который был специально создан для этого, и сайта «Одноклассники» (в качестве интерактивной группы «Педагогический Интернет-клуб&Академия родителей»). После этого появились и международные проекты, когда в деятельность Академии родительства включились свыше 35 стран мира и 17 регионов Российской Федерации. В частности, под их заказ было создано несколько проектных групп и одна из них разрабатывала серию программно-методических пособий, которые представлены в Академии родительства, например, «Давайте говорить по-русски».

Благодаря всему этому в Академию родительства оказались вовлеченными свыше 2300 человек – родителей (80%), воспитателей и учителей, коррекционных педагогов, психологов и семейных психотерапевтов, детских врачей (20%). В процессе их взаимодействия в течение года было организовано свыше 220 интернет-форумов и интерактивных консультаций. Для того чтобы сплотить людей, поскольку работа идет в Интернете, мы предложили им серию деловых игр, например, деловую игру «Кладовая радости». Когда люди объединились, оказалось возможным создать электронную энциклопедию родительства. В рамках работы Академии родительства прошли интересные конкурсы, например, конкурс мобильных открыток, в котором принимали участие родители из Москвы и в целом России, Украины, Молдавии, Греции, Италии, США. Среди победителей – команды детских садов компенсирующего вида, команды детских садов Беларуси. Сегодня ежемесячно проводятся конкурсы детско-родительских творческих проектов и тренинг сочинения семейных историй по самопомощи, созданы виртуальная энциклопедия Академии родительства и цикл электронных дайджест-журналов для детей и родителей, методических пособий для педагогов и родителей («Академия родительства: создание развивающей предметной и игровой среды», «Академия родительства: организация семейного досуга и создание детско-родительских проектов» и так далее). Другими словами, мы смогли обобщить проблемные ситуации, которые волновали родителей разных городов России, а не только Москвы, разных стран. Проблемные ситуации, о которых они нам рассказывают, мы обобщали по алфавитно-тематическому принципу, так родилась энциклопедия жизненных ситуаций, когда каждый специалист из той или иной страны демонстрировал свой оригинальный подход, присущий этой стране, учитывающий ее особенности, ее педагогическую и психологическую точку зрения, а также мог предложить свои варианты ответов на эти проблемные ситуации. Мы же знакомились с присланным материалами и потом по обратной связи сообщали, какой вариант для них оказался наиболее удобным.

Кроме того, на сайте Академии родительства были проведены несколько коллективных проектов: «Фотоальбом», «Оч.умелые ручки» – семейная мастерская, «Дети на кухне, или кулинарная академия» (потом на этих материалах была создана кулинарная энциклопедия), «Семейный досуг – вечер фокусов», «Библиотека победных игр для всей семьи», «Дневник родителей или Нечуковский «От двух до пяти». Каждый месяц мы проводим фотоконкурс «Наша дружная семья», который тоже стал международным, в первом победила семья из Молдавии, а в последнем – семья из США.

В результате такого широкого сотрудничества возникло множество интернет-журналов, которые находятся в свободном доступе, и все могут к ним обратиться, используя в качестве методических пособий как для родителей, так и для педагогов.

Когда мы поняли, что сотрудничество налажено, что мы интересны, что московскими разработками стали пользоваться, говоря, что наши варианты тренингов – одни из самых перспективных, поступило предложение из США провести совместный тренинг-сочинение всемирных историй по самопомощи. Наиболее популярными для наших коллег во всем мире оказались истории для молодых мам. Оказывается, молодые мамы из всех стран мира одинаково сильно переживают, что плохо воспитывают ребенка, а мы стараемся, наоборот, показать, что они хорошие мамы, для этого нужно всего лишь поверить в себя и своего ребенка.

Естественно, мы понимаем, что если вступили на такой путь, когда говорим об дистанционных формах сотрудничества семей и о формировании партнерства педагогов из разных стран мира, то нужно готовить к этому специалистов. У нас уже есть опыт подготовки организаторов и специалистов для дошкольного образования. То есть мы действительно создаем основы для выпуска достаточно грамотных заведующих и методистов ДОУ на уровне педагогического профиля. Но мы понимаем, что для выхода на дистанционные технологии, нужны специальные программы, и в этом отношении уже подготовили программу, которая учитывает весь наработанный опыт и позволяет овладеть дистанционными технологиями. Это программа факультатива «Основы гувернерского дела», программа технологии обучения гувернерскому делу, программа раннего изучения иностранного языка и так далее. Студенты не только присутствуют на лекциях и семинарах, они еще участвуют в наших «круглых столах» и творческих мастерских. На базе детских садов №№1641 и 824 мы провели для них конкурсы, тренинги и педагогические мастерские. Например, был проведен конкурс по воспитанию ответственного родительства – студенты проектировали образы своих будущих детей, а потом обсуждали эти образы с родителями и детьми детского сада, которые участвовали в семейной гостиной. Мы уже создали специально цикл видеомастерских.

На определенном уровне взаимодействия к нашему факультету дошкольного образования подключается факультет английской филологии, при его участии разработаны аналогичные факультативы Академии родительства и мультимедийные журналы по раннему обучению иностранным языкам. У нас уже есть заказ из-за рубежа на разработку таких журналов для семей, проживающих вне России и имеющих детей с проблемами языковой и социальной адаптации как по отношению к чужому, так и к своему родному языку.

У нас есть несколько программ повышения квалификации, в частности, программа по курсу «Организационно-педагогические и психологические проблемы взаимодействия с семьями детей, усыновленных зарубежными гражданами, по обучению русскому языку и приобщению к родной культуре». Уже издано пособие «Социализация детей-сирот в условиях семьи и детского сада», где есть рекомендации для семей и детских садов общеразвивающего и компенсирующего вида, которые берут к себе в рамках экспериментальной работы детей из детских домов и занимаются их интеграцией в среду сверстников.

Каков же итог нашей работы? Самое главное, что мы сделали, – это разработка содержания и технологии организации дистанционных форм сотрудничества семей и образовательного учреждения. Нынче в Академию родительства входят более 200500 человек, каждый месяц прибывают примерно еще по 300 человек, и это в основном родители, в том числе те, чьи дети не посещают детские сады и относятся к категории «тяжелых» детей. Мы разработали технологию сетевого родительского партнерства в России и за рубежом. Это говорит о том, что мы многое можем вместе и обязательно это сделаем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте