Традиционное общее собрание Российской академии образования прошло без обычных скандалов и безудержной критики.
Очень интересным было то, что накануне открытия общего собрания РАО информации о нем не было нигде. Создавалось впечатление, что академики боятся то ли журналистов, то ли критиков, которые обычно высказывают недовольство работой академии. Но опасения были напрасными, в этом году, пожалуй, собрание прошло серьезно, по-деловому, как и подобает форуму ученых. Общее собрание РАО совпало с общим собранием РАН, но было приятно, что академики двух академий – Виктор Матросов, Алексей Семенов и другие – сделали выбор в пользу отраслевой и присутствовали на пленарном заседании.Сугубо деловым было вступительное слово президента РАО Николая Никандрова, который уделил внимание прежде всего качеству образования как в высшей, так и в средней школе. Отметив, что критерии оценки эффективности вузов вызывают определенные сомнения, неоднозначную, а порой и резко отрицательную оценку педагогического и научного сообщества, Николай Дмитриевич выразил уверенность, что критики было бы меньше, если бы предложенные критерии были более тщательно обсуждены в вузах и научных учреждениях до их использования. Однако президент РАО признал, что стремление сделать образование и науку более эффективными вполне оправданно. В связи с этим в планах академии повышение качества научных исследований, оценка эффективности деятельности научных учреждений, тем более что распоряжением Правительства РФ утверждены те показатели, на которых будет основана оценка этой работы. В своем небольшом вступительном докладе Николай Никандров в положительном плане отметил деятельность институтов РАО, в частности Психологического института, отметившего в 2012 году свое столетие. В последнее время в РАО поступают предложения не только от отдельных учебных заведений, но и субъектов Федерации об открытии экспериментальных площадок и выделении финансирования тем школам, лицеям, колледжам, которые находятся на этих территориях, что говорит о возрастающем авторитете институтов академии. Удачно складывается сотрудничество РАО с другими госакадемиями, например, совместно с Российской академией наук под сопредседательством вице-президента РАН и президента РАО создан координационный совет по научно-методическому обеспечению введения в практику стандартов общеобразовательной школы. В соответствии с договором о совместной деятельности с Общественной малой академией наук «Интеллект будущего» РАО осуществляет теоретико-методологическое сопровождение национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». С основательным докладом «Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века» выступил вице-президент РАО Давид Фельдштейн. Давид Иосифович сразу процитировал слова знаменитого педагога Фридриха Фребеля о том, что «существует время, когда образование становится в центр общественного интереса». Сегодня, по мнению Фельдштейна, настало именно такое время, когда нужно говорить об особой роли образования, решать проблему образования человека в новом пространстве и времени его существования, не забывать о том, что для этого архинужна и архиважна работа социологов, психологов, историков, педагогов.Одно из самых важных дел на общем собрании академии – избрание членов-корреспондентов и действительных членов. Среди избранных много довольно известных своими делами педагогов и общественных деятелей. По отделению философии и теоретической педагогики (специальность «Этнопедагогика») академиком стал президент Республики Адыгея Аслан Тхакушинов. Приятно, что Аслан Китович многие годы выступал на страницах «Учительской газеты» сначала как директор ПТУ, затем как директор колледжа, депутат парламента Адыгеи, наконец, как ректор созданного им Майкопского технологического университета, недавно признанного эффективным по результатам мониторинга Минобрнауки РФ. По отделению психологии и возрастной педагогики в академики избраны сразу два ученых, хорошо известных своей работой широкой педагогической общественности, – заместитель директора Психологического института РАО Сергей Малых (специальность «Психогенетика») и ректор МИФИ Михаил Стриханов (специальность «Инженерная психология»). По отделению профессионального образования членом-корреспондентом избран давний друг «Учительской газеты», депутат ГД РФ Григорий Балыхин (специальность «Управление профессиональным образованием»). В самом деле, кому, как не Григорию Артемовичу, можно доверить научные разработки в сфере, которая хорошо ему известна по работе в РУДН, Министерстве образования и науки РФ, Рособразовании, Комитете ГД РФ?! По этому же отделению, но по специальности «Экономика высшего профессионального образования» избрана в академики первый проректор Московского городского педагогического университета Елена Геворкян – большой профессионал в сфере высшего профессионального образования, которая многие годы занималась в Министерстве образования и науки РФ, а затем в Рособрнадзоре лицензированием и аккредитацией российских вузов. А вот в отделении образования и культуры академиком избран еще один известный человек – ректор ВГИКа Владимир Малышев (специальность «Экономика культуры»). Честно говоря, редко бывает так, что на общем собрании избраны сплошь те, кто действительно этого заслуживает многими годами серьезной и плодотворной работы в сфере образования и науки. На этот раз это произошло.В октябре 2013 года РАО отметит свое семидесятилетие, в связи с этим все еще поступают предложения переименовать ее в Российскую академию педагогических наук, Российскую академию педагогических и психологических наук или Российскую академию образования и педагогических наук. В этом случае нужно будет внести в Правительство РФ предложение о внесении изменения в устав.Но как бы ни называли академию, есть надежда на то, что ее исследования в новых условиях, при новых требованиях, предъявляемых к образованию и педагогической науке, будут наконец не только вызывать уважение педагогического сообщества, но и обогащать педагогическую практику новыми продуктивными инновационными идеями.
Комментарии