В конце октября в Российской академии образования состоялось общее собрание, посвященное выборам нового президента РАО. Президентом академии большинством голосов была избрана президент Санкт-Петербургского госуниверситета Людмила Вербицкая.
В состав нового президиума РАО вошли москвичи: министр образования Москвы Исаак Калина, академик РАО Любовь Кезина, проректор МГПУ Елена Геворкян, директор ФИРО Александр Асмолов, ректор РУДН Владимир Филиппов, ректор МИФИ Михаил Стриханов, ректор МГППУ Виталий Рубцов. Свой доклад на общем собрании Людмила Вербицкая посвятила насущным проблемам работы академии.- Полагаю, что у нас есть все основания с достаточной уверенностью смотреть в будущее. Академия была создана для того, чтобы выстроить прочный научный фундамент поступательного развития российской системы образования, в основе которого культура и достижения прошлого, успехи настоящего, четкое предвидение будущего. Убеждена, что работа академии в условиях, стимулирующих ее прочную связь с Правительством Российской Федерации, с Министерством образования и науки РФ, со всеми ключевыми институтами образования в стране будет способствовать упрочению ее авторитета, стимулировать обновление, ускорять темпы внедрения научных разработок в жизнь российской школы, гарантировать стабильное и нарастающее ресурсное обеспечение научных проектов академии. Представляется значимым, что уже вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. №253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Каждый, кто внимательно прочитал закон, пришел к выводу, что российская наука была, есть и будет приоритетной силой развития нашего общества. Российская академия образования, как и Российская академия наук, в соответствии с этим законом будет осуществлять свою деятельность для обеспечения преемственности и координации фундаментальных и поисковых научных исследований по важнейшим направлениям развития образования, экспертного научного обеспечения деятельности органов государственной власти, научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных и образовательных организаций. Мой опыт управленческой работы дает основания для важного утверждения: никакие институты, никакие правовые нормы, даже обеспеченные гигантскими ресурсами, не работают сами по себе – в движение их приводят люди. Потенциал любой социальной системы – это совокупный личностный потенциал людей, создающих ее основу. У академии он есть, и весьма значительный. Мы проанализировали научные отчеты академии за последние пять лет. Важно отметить, что направления исследований академии были ориентированы на актуальные задачи развития страны, поскольку были сформулированы исходя из необходимости обеспечения устойчивого развития российского образования в быстро меняющемся постиндустриальном обществе, обеспечения опережающего характера внедрения инноваций на основе осмысления и анализа достижений и традиций российского образования. Я испытывала и гордость, и печаль одновременно. Как много значительных достижений, какие уникальные прорывные проекты для образования созданы, насколько увереннее бы развивалась система, если бы наши разработки внедрялись быстрее, скольких ошибок удалось бы избежать, если бы предостережения были услышаны. Полученные в последние годы в исследованиях образования результаты позволили понять неизбежность изменений, выявить их социально-педагогические эффекты, научиться не только преодолевать, но и предвидеть возможные риски введения инноваций. Проведенный анализ основных направлений приоритетных фундаментальных научных исследований Российской академии образования на 2013-2017 годы позволил увидеть современность и своевременность, целостность и масштабность исследовательской программы академии, реализация которой позволит кардинально сориентировать систему образования России в будущее, определить спектр поисковых прогнозов и сценариев его развития. Как отмечал Сергей Гессен, задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Российское образование и наука традиционно были открыты к восприятию прогрессивного зарубежного опыта. В современном мире важно не только обогащать собственный опыт, но и найти пути интеграции достижений отечественных ученых в области образования в мировое научно-образовательное пространство и раскрыть их влияние на развитие науки об образовании в мире. Развитие науки в постиндустриальном обществе предполагает разработку исследовательских программ нового поколения, обладающих такими характеристиками, как фундаментальность, междисциплинарность, комплексность, аналитичность, прогностичность. Поэтому особую актуальность приобретает проблема разработки методологии исследований развития образования, закономерностей становления личности в современных социокультурных условиях. Решение этой проблемы требует координации усилий многих исследователей из разных областей научного знания. Академия должна развиваться с опорой на принцип максимального сохранения человеческого капитала, накопленного академией и ее научными институтами. Сегодня есть проблемы, которые я считаю актуальными для себя как ученого, для системы образования как основного заказчика нашей научной продукции. Обоснование системы социализации и воспитания растущих людей как стратегического ресурса развития российского общества, что предполагает проектирование моделей и технологий воспитания детей в условиях семьи, образовательных учреждений, детско-подростковых объединений, определение возможностей путей социализации детей-инофонов; особенно важны разработка прогнозных сценариев развития ценностных ориентаций новых поколений и формирование социальной ответственности растущих людей. Разработка теоретических основ и практических моделей поиска, выявления и развития одаренности для максимального раскрытия возможностей интеллектуального, творческого, личностного потенциала растущего человека, помощи детям с особыми потребностями, находящимся в сложных жизненных ситуациях. Проектирование современных образовательных стандартов, программ, технологий и механизмов модернизации непрерывного образования, что требует анализа существующих моделей и развивающего потенциала образовательных информационных сред, выявления факторов, обеспечивающих их устойчивое развитие. Разработка научных основ государственно-общественного управления системой образования и формирования национальной системы определения ее качества. Продвижение и пропаганда результатов научных исследований в образовательной практике для обеспечения интеграции науки и образования, теории и практики. Мне бы очень хотелось увлечь наше научное сообщество и дальнейшим развитием проблем языка науки. Всем отлично знакомо действие закона, который гласит: «Нет в языке, нет в культуре». Мы сегодня живем в новую эру, когда быть понятым ученому не менее важно, чем понять, а значит, придется каждый раз возвращаться в реалии современного общественного бытия, пытаясь понять, как именно живет, убеждает, вдохновляет, увлекает себя мир, говорящий на русском языке об образовании, науке, политике, экономике. Речь идет не только о программах развития русского языка, но и об исследованиях в области проблем образовательной семиотики. Реализация намеченных направлений исследований академии позволит получить новое знание и создать новый опыт развития духовно-нравственной культуры личности в условиях современного общества, превратить систему непрерывного образования в действенный ресурс инновационного развития России. Поэтому одной из стратегических задач развития академии становится задача совершенствования научной и инновационной деятельности, повышения социальной значимости и востребованности результатов проводимых фундаментальных и прикладных исследований, достижение лидерства в области построения высокоэффективных систем образования. Стоит подчеркнуть, что исследования академии должны быть направлены не только на решение актуальных проблем сегодняшнего дня, но и на поиск ответов на глобальные вызовы дня завтрашнего, которые заключаются: – в разрушении социальной функции образования, называемой социальным лифтом, что выражается в закреплении уже на уровне школы социальной дифференциации, в утрате школой монополии на образование и социализацию детей; – в значительном отставании наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных, в увеличении доли школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности; – недостаточной готовности выпускников вузов к практической работе в выбранной области профессиональной деятельности; – в разрушении корпуса всеобщих культурных образцов, фиксирующих фрагментацию культуры, отказ от признания «великих образцов» и ориентацию на множественность культурных эталонов; – в становлении нового технологического уклада, адекватного высокотехнологической экономике, требующей от образования повышения ценности креативности, индивидуальности, применения знаний, преодоления подходов, ориентированных на подражание, копирование и послушание. Особую роль в поиске решения этих проблем приобретает опытно-экспериментальная работа и инновационная деятельность коллективов образовательных организаций. Сегодня, как показывает анализ развивающейся практики, возрастают риски имитации инновационной деятельности на разных уровнях системы образования, что требует активизации участия институтов и отделений академии в сопровождении творческого поиска практиков. Сегодня все формы образования от дошкольного до высшего обеспечены легитимной версией новых образовательных стандартов. Можно до бесконечности продолжать дебаты о качестве принятых стандартов, о признании или непризнании академических разработок для стандартов нового поколения. Но такой разговор мне кажется непродуктивным. Логика демократического развития общества диктует настоятельную задачу помощи современным образовательным институтам в реализации принятых стандартов. Страна большая, и процесс этот долгосрочный, рассчитанный до 2020 года. Сложность процесса в том, что осуществляется он педагогами, выросшими в иной образовательной парадигме, для которой еще не были характерны метапрограммы, предметная интеграция, проектные технологии и кейс-методы. Сложность и в том, что новые задачи системно-деятельностного подхода к развитию образования не могут быть решены с помощью устаревших, медленно обновляющихся учебников. Образно говоря, работать надо с 3D-пособиями, настроенными на развитие учебной самостоятельности и активности ученика, а мы только-только приступаем к постановке задачи их проектирования. Область новых стандартов – это та сфера, в которой нужно работать очень ритмично и быстро. То, что не удается за 3-5 лет, бессмысленно делать, оно устареет до начала внедрения. Социализация и воспитание. Характерное для традиционной российской школы единство процессов воспитания и обучения проявляется в особой форме: более всего общество чувствительно к воспитательным результатам образовательного процесса. Нам мало видеть выпускника российской школы образованным, мы хотим быть убеждены в его нравственности. Полагаю, что нам надо искать пути к возрождению воспитательной функции российской семьи, к преодолению общественного перекоса – восприятия задач образования и воспитания исключительно как задач современной школы. Воспитывают прежде всего семья, близкое и далекое общественное окружение, средства массовой информации. Школа – это лишь активный посредник, который помогает семье, обществу и самому молодому человеку утвердиться в нравственных идеалах, прийти к пониманию себя и своего места в мире. Убеждена, что мы должны помочь обществу осознать всю губительность сформированного в последние годы тренда восприятия школы как субъекта, «ответственного за все»: от таблицы умножения до обучения искусству заботы о бабушках и дедушках, от навыков элементарной гигиены до борьбы с коррупцией. Полагаю, что развитые государство и общество порождают иные социальные институции, которые вместе со школой могут с успехом решать актуальные проблемы социализации молодежи. Впрочем, и здесь, видимо, будет нарастать роль РАО как исследователя и проектировщика этих социальных воспитывающих институтов. Исследования в области непрерывного педагогического образования, формирования педагогического и преподавательского корпуса. Как помочь педагогам, рожденным в докомпьютерную эпоху и получившим образование в традиционной российской школе? Как, в каких формах организовать процесс подготовки педагогических кадров, способных к быстрому освоению нового, открытых общению с детьми, готовых к обогащению себя за счет потенциала детской культуры, любящих свой предмет и легко осваивающих смежные области? Что должно доминировать в такой подготовке: может быть, воспитание профессионала в рамках научной, творческой или педагогической мастерской? В каких формах должно проходить повышение квалификации? Мы точно знаем, в каких НЕ должно, но тогда нужно уточнить, почему устаревшие форматы организации образовательного процесса для педагогов воспроизводятся с упорством, достойным лучшего применения. Это вопросы, на которые мы пока еще не нашли ответа. Дело, как выяснилось, не в финансовой обеспеченности или необеспеченности педагогов, сегодня это стало окончательно ясно. Тогда что мешает и что помогает педагогу: выполнение несвойственных функций, бюрократизация, формализм требований, пресловутая коррупция или неразвитость потребности и способности к самообразованию, к творческой реализации в профессии, к корпоративной творческой деятельности? Вот вопросы, на которые предстоит дать ответ. Управление образованием и управление наукой. И здесь, начиная выделять приоритеты, я рискую ступить на почву, в которой каждый шаг болезнен, поскольку затрагивает противоречивые интересы миллионов. Опасаясь вызвать очень активную критику, хочу тем не менее обратить внимание на то, что поиск методологии эффективного управления современными образовательными организациями только частично может опираться на технологии, разработанные для бизнеса и сферы услуг. Образование, культура, здравоохранение – это прежде всего сфера духовного воспроизводства нации. В управлении ими институциональный подход проявляет себя не только в акцентах на измеряемость, финансовую эффективность и правовую обеспеченность. Наша сфера создается деятельностью людей, а люди работают высококачественно тогда и только тогда, когда имеют воодушевляющий пример лидеров, четкие критерии качества, гарантии и технологии поддержки профессиональных инициатив. Можно только разделить убежденность академии, выраженную в ее перспективных планах, в том, что принципиально важно создать новые модели профессионального развития руководителей образовательных учреждений, обеспечить создание системы образовательного консалтинга и экспертизы нового поколения, разработать методологические основы управления качеством образования на основе процедур оценки образовательных достижений учащихся. На всех нас произвел впечатление рейтинг 500 лучших школ России. Это впечатляющий управленческий инструмент, но ученый не может не сомневаться. Достаточно ли нам только двух измерений – ЕГЭ и Всероссийской олимпиады, чтобы измерить качество такой разнообразной российской школы? Как оценивать коррекционную школу или школу, которая собирает самых трудных учеников микрорайона и помогает им найти дальнейшую дорогу в мир, или школу, ученики которой лидируют в социальном или научном творчестве, пока не вписывающемся в форматы предметных ЕГЭ и предметных олимпиад? Видимо, следует активным научным поиском поддержать инициативы министерства в отношении развития различных форматов общественно-государственной аттестации и оценки качества образовательных учреждений. Не менее важно поддержать регионы в их стремлении к проектированию развивающихся образовательных систем с опорой на технологии социокультурного анализа, ориентированные на развитие культурно-образовательного потенциала конкретных территорий. При этом наша цель не только поступательное развитие, не только сохранение и приумножение человеческого потенциала, но и гармонизация общественных отношений, формирование гражданской идентичности, развитие доверия и миролюбия, уважение к традициям, сохранение фактора многообразия как ресурса развития, опора на внутренние силы и инициативы любого субъекта развития. Конечно, мы должны научиться отслеживать реальные изменения в детской и молодежной культуре, созданные в логике нашей социокультурной модернизации. Думаю, что силы академии и ее институтов могли бы существенно возрасти, если бы нам удалось привлечь к постоянной академической работе ведущие региональные университеты страны за счет вовлечения их научных лидеров в состав академии. Известно, что одним из условий, обеспечивающих успешность реформ, является участие в реформах тех, на кого они оказывают непосредственное влияние. Мотивированное участие всех заинтересованных в развитии образования лиц очень важно и тогда, когда реформы планируются, и тогда, когда они находятся в стадии осуществления. Наконец, важнейший ресурс, повышающий значимость и открывающий новые возможности деятельности академии, взаимодействие с Министерством образования и науки Российской Федерации. Российская академия образования, работая под эгидой министерства, не только не лишается своей значимости, но и обретает новые возможности, в числе которых безотлагательная разработка программы более активного привлечения к работе академии молодых ученых. При всем уважении к своему опыту, опыту и мудрости многих моих коллег признаюсь честно, что эффективно работать в составе научной школы можно только тогда, когда зрелых и состоявшихся педагогов активно подпирает и подгоняет талантливая научная молодежь. Это означает, что к проектированию и реализации программы развития исследований академии должны быть в большей степени привлечены молодые исследователи, руководители образования разного уровня, профессорско-преподавательский состав вузов, а также профессиональные ассоциации и сообщества. Я многократно высказывала свою позицию, связанную с работой вместе с Министерством образования и науки РФ. Я далека от мысли, что этот диалог науки и государства будет простым, но я точно знаю, что у нас одни цели, общая ресурсная база и общее мерило качества – образованная Россия, а этого уже достаточно для успеха.
Комментарии