Предпрофессиональные пробы – тренд современной профильной школы. Они сводят воедино школьные и академические интересы, ориентируя ученика в той или иной области деятельности. Благодаря практико-ориентированному формату проб школьник получает первичный опыт проб и ошибок, объединения образа мечты и реальных действий. Для одних такой подход становится ломкой стереотипов, для других – новым этапом осознания профессионального выбора. Игорь СТАРОДУБ, кандидат политических наук, и. о. заведующего кафедрой государственного управления и национальной безопасности ИПиНБ РАНХиГС, рассказывает, как это работает при подготовке кадетских классов ГМУ.
– Игорь Валерьевич, предпрофессиональные пробы в области данной специализации – что это?
– Предпрофессиональные пробы в рамках государственного и муниципального управления в сфере национальной безопасности – это подведение школьников к умению решать проблемные ситуации в масштабе государственных задач по обеспечению различных видов национальной безопасности с учетом знаний исторических реалий того или иного исторического периода. Использование умения сориентироваться в предложенной обстановке с опорой на исторические эпизоды принятия сложных управленческих решений, разработать несколько альтернативных вариантов решения, выбрать наиболее эффективное. Доказать и обосновать двумя-тремя аргументами свое решение: если да, то почему; если нет, то почему. В ходе реализации проб кадетам предлагается не только решение проблемных ситуаций в виде кейсов, но также проводятся пробные решения тестов по вопросам из курсов «История государственного управления», «Обществознание», «Военная история» и «Национальная безопасность». Успешное решение тестовых заданий на московском конкурсе межпредметных навыков и знаний «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал» (предпрофессиональном экзамене) позволяет получить дополнительные баллы к ЕГЭ и дает конкурентные преимущества нашим будущим абитуриентам.
– Мы зачастую не обращаем внимания на способности и качества личности ребенка при выборе профессии. Важны ли они?
– Мы скорее ориентируемся в желаемых качествах, поскольку старшеклассник самостоятельно может развивать в себе то или иное качество или способность. Опыт работы в кадетских классах московских школ позволяет акцентировать внимание кадет на их внутренней самодисциплине, ответственном отношении к принятию решений и последствиям собственных поступков, способность поставить общественное выше личного, готовность к служению и связанным с ним лишениям и ограничениям в правах. Терпение и усердие – это качества, которые можно стимулировать через преодоление трудностей, внедрение системной трудоемкой познавательной деятельности. Выбор кадетами направления государственного и муниципального управления в сфере национальной безопасности должен быть осознанным и внутренне мотивированным. В рамках совместной подготовки мы связываем то или иное качество с профессиональной необходимостью. Так, например, должность в государственной службе является конкурсной, требующей наличия ряда конкурентных преимуществ и склонностей к профессиональной деятельности госслужащего, поэтому часть этих важных качеств необходимо развивать уже в семье и школе.
Участие преподавателей академии в дополнительных образовательных программах кадетских классов московских школ дает возможность сконцентрировать внимание и силы кадет на обретении и развитии необходимых для наших будущих студентов качеств. Очень важной составляющей предпрофессиональной подготовки кадет является развитие коммуникативных компетенций. Среди них выделяются умение выступать перед аудиторией, способность аргументированно отстаивать свою точку зрения, выстраивать диалог или полемику. Мы часто предлагаем обучаемым темы для индивидуальных и групповых сообщений. В соответствии с заданием кадеты учатся готовить речи по истории государственного управления, учатся опыту принятия сложных государственных управленческих решений, умению разрабатывать презентационный материал, придерживаться структуры докладов, четкому выполнению регламента и соответствию временных ограничений. Выступающие получают практику давать аргументированные ответы на сложные вопросы своих одноклассников и преподавателей.
– В чем заключаются техники самоопределения?
– В рамках практикумов и предпрофессиональных проб кадет закрепляются интерес и мотивация к профессии государственного и муниципального служащего, к возможности своего постоянного саморазвития и карьерного роста. Например, в кадетском классе школы №1569 «Созвездие» преподавателями академии и учителями школы в формате интеллектуального турнира была организована и успешно проведена «Предвыборная кампания императриц. За и против». Кадеты 10‑го класса были разделены на два предвыборных избирательных штаба Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Мотивированные желанием обеспечить победу своих штабов, анненцы и елисаветинцы глубоко окунулись в историческую эпоху государственного управления России XVIII в. Детально изучив роли и значение государственного деятеля своего штаба и претендента оппонентов, выявили сильные и слабые стороны, сформировали свои консолидированные позиции и подкрепили их аргументами. В ходе предвыборных дебатов, процессе голосования кадеты получили опыт участия в избирательном процессе, первичную практику построения стратегии и тактики продвижения и защиты своего кандидата в высшие органы государственной власти, приобрели опыт формирования перечня актуальных вопросов к оппонентам, умение отвечать на трудные вопросы, парировать, ну и, самое главное, работать в команде.
– Как найти «носителя профессии»?
– Носитель профессионального опыта как носитель образа профессии для многих школьников очень важен. Его ищут, перед ним преклоняются, ему подражают. В ряде героических профессий, таких как врач, учитель, военный, спасатель, полицейский, это сделать легко, потому что их деятельность на виду. Сложнее там, где носителем являются представители органов государственной власти и муниципального управления. Для представления такого носителя профессии нашим будущим студентам необходима системная работа по ознакомлению с работой органов власти федерального и регионального уровней, а также муниципалитетов. В рамках решения этой задачи мы побывали в Совете Федерации, пообщались с сенаторами, встречались с депутатами Московской городской Думы. В период проведения праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне, в кабинете-музее Маршала Советского Союза Г.К.Жукова кадетам была предоставлена возможность изучения опыта организации государственного и военного управления в особый период Великой Отечественной войны 1941‑1945 гг.
– В чем успех подготовки формата «школа – вуз»?
– Важны четкость и конкретность поставленных целей и задач по подготовке кадет по программе «Государственное и муниципальное управление. Национальная безопасность»; организация и планирование мероприятий должны соответствовать в логике и последовательности занятий дополнительных учебных академических программ; систематическое и тесное взаимодействие с руководством школ, офицерами – воспитателями и кураторами кадетских классов, коллегами, ответственными за кадетский проект в целом. Для организации и проведения занятий необходимо привлекать выпускников факультета национальной безопасности ИПиНБ РАНХиГС, представителей органов государственной власти федерального и регионального уровней. Также значимы личный опыт военной службы, преподавательский стаж и опыт воспитания подрастающего поколения.
В итоге преподаватель академии фактически становится для школьников тем самым носителем профессиональных академических ориентиров, необходимых для государственного служащего. В процессе подготовки и профильного взаимодействия осуществляется погружение в проблематику задач, требований к будущей профессии. Кадеты в период подготовки приобретают первичный практический опыт субъектного участия в профессии. Происходит объединение интересов, знаний, умений и, конечно же, склонностей и личностных качеств учащихся кадетского класса с новой профессиональной сферой – государственной службой.
Елена УЛУНЯН, ведущий сотрудник ЦКОО РАНХиГС
Комментарии