Трудный и противоречивый процесс построения в России гражданского общества неразрывно связан с качественными изменениями в сознании российских граждан. Важная роль в этом принадлежит гражданскому образованию населения страны. Оно должно способствовать формированию политической и правовой культуры личности, гуманистических, нравственных ориентиров и демократической гражданственности. На значение образования для становления гражданских свойств человека и развития гражданского общества постоянно обращается внимание в международных документах.
Так, Генеральной Ассамблеей ООН принята Всемирная программа образования в области прав человека. В документах пятьдесят девятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН раскрывается содержание понятия «образование в области прав человека»: «…образование в области прав человека может быть определено как усилия по образованию, обучению и информированию, которые предпринимаются для создания всеобщей культуры прав человека путем обмена знаниями, привития навыков и формирования позиций, которые направлены на:
а) укрепление уважения прав человека и основных свобод;
b) всестороннее развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства;
с) содействие взаимопониманию, терпимости, равенству мужчин и женщин и дружбе между нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;
d) обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного и демократического общества, в котором господствует право;
е) строительство и поддержание мира;
f) обеспечение устойчивого развития в интересах общества и социальной справедливости.
4. Образование в области прав человека охватывает:
а) знание и навыки – изучение прав человека и механизмов обеспечения их защиты, а также приобретение навыков применять их в повседневной жизни;
b) ценности, мировоззренческие подходы и поведенческие модели – развитие ценностей и укрепление мировоззренческих подходов и поведенческих моделей, отстаивающих права человека;
с) действия – принятие мер по защите и поощрению прав человека».
2005 год был объявлен Советом Европы Европейским годом гражданственности через образование. В документе Совета Европы подчеркивалось:
«Цель Года – познакомить людей с фактом, что гражданственность – всеобъемлющее, а не только юридическое и политическое понятие. С одной стороны, гражданственность подразумевает, что все граждане должны в полной мере пользоваться правами человека и чувствовать свою защищенность со стороны демократического общества. С другой стороны, гражданственность также подразумевает, что каждый должен участвовать в жизни общества, быть активным и ответственным гражданином, уважающим права других.
Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности (EDC), и образование в области прав человека (HRE) помогут развить критическое мышление, умение жить вместе. Эти программы поощряют взаимопонимание, межкультурный диалог, солидарность, гендерное равенство и гармоничные отношения внутри народов и между народами. Пробуждают чувство принадлежности к ценностям Совета Европы и принципам свободы, политического плюрализма, прав человека и верховенства закона и содействуют пониманию этих ценностей.
Это не рассматривалось как кампания, которая должна была закончиться в конце 2005 г. Скорее это политические рамки действий, которые должны быть предприняты на уровне государств-членов, которые станут началом устойчивого процесса, который продолжится и в последующие годы».
Сложной проблемой проводимой в Российской Федерации правовой реформы является повышение правовой культуры населения. Без этого трудно говорить о стабилизации социально-правовой ситуации в государстве. Без правовой культуры в государстве и обществе вряд ли будет достигнута цель правовой реформы – создание правового государства в общепринятом его понимании.
Зависимость судебных и правоохранительных органов от партийной и хозяйственной номенклатуры в правоприменительной деятельности в советскую эпоху создавала в восприятии населения установку на возможность решения социально-экономических вопросов неправовыми методами. В связи с этим самым эффективным в СССР было «телефонное право», которое породило специфичную «правовую» культуру в советском обществе. Многие отношения, рассматриваемые в странах с рыночной экономикой как правовые, урегулировались в СССР неправовым путем – через товарищеские суды, партийные организации, профессиональные и молодежные союзы, другие общественные организации. Целый ряд реальных правоотношений находился вне права и решался административно-политическим путем.
С возникновением рыночных отношений в современной России неправовые регуляторы социально-экономических отношений были исключены из общественных отношений, но специфичный правовой менталитет остался. В результате чего возникшие «пустоты» в урегулировании отношений начали заполняться не только неправовыми, но зачастую и противоправными, криминальными, механизмами. Произошла замена «авторитета» партии авторитетом нового российского чиновничества и криминальным авторитетом, при этом право снова оказалось невостребованным.
Проведенные в 1996-1997 гг. социологические исследования показали, что в повседневной жизни российские граждане постоянно ощущают свою правовую незащищенность и крайне неуверенно чувствуют себя в правовом пространстве. Значительная часть россиян считает, что существующие законы недостаточно защищают их имущественные права и плохо исполняются. Под правовой незащищенностью люди подразумевают прежде всего: нарушение государством своих обязательств по отношению к гражданам (задержка выплаты заработной платы, потеря вкладов и страховок); зависимое, а зачастую бесправное положение работника от произвола работодателя; недостаточное обеспечение защиты прав потребителей; рост преступности на фоне снижения противодействия со стороны правоохранительных органов; отсутствие гарантий по судебной защите прав граждан; низкую информированность населения о своих правах и обязанностях, а также о полномочиях правоохранительных и правоприменительных органов.
В то же время российские граждане имеют весьма устойчивые и схожие представления о правовом государстве. С их точки зрения, правовым государством является государство, где: существуют качественные законы; есть отлаженный механизм выполнения этих законов; высокий уровень информированности населения о своих правах и обязанностях; судебные и правоохранительные органы независимы и высоко квалифицированны.
Проецируя эти положения на российскую ситуацию, люди не могут признать правовым наше государство, где законы противоречивы и зачастую некачественны, нормативно-правовая база нестабильна, инфраструктура выполнения законов явно недостаточна, деятельность судебных и правоохранительных органов неэффективна, а их кадры некомпетентны и коррумпированны. Правовая информированность и правовое самосознание населения оцениваются низко.
В то же время отмечается, что отдельные группы населения (в частности предприниматели) ощущают некоторое улучшение своего правового положения по сравнению с ситуацией трех-четырехлетней давности. Видимо, некоторая общая экономическая стабилизация, наметившаяся в стране, пока не отразилась на правовом самоощущении большинства граждан, но улавливается отдельными адаптировавшимися социальными группами.
Можно утверждать, что правовая активность населения в последние годы возросла (что следует хотя бы из перегруженности судов). Изменение экономической ситуации, появление собственников, сильное расширение правового поля, демократические свободы – все это способствует тому, что люди чаще вступают в правовые отношения и вынуждены отстаивать свои права. Подается все больше исков, в том числе по поводу компенсации морального вреда, что ранее было практически невозможно. При этом необходимо напомнить, что этот процесс происходит на фоне недоверия населения к судебным и правоохранительным органам. В самих этих органах сложилось объективно трудное положение.
Правовое поведение российского гражданина обладает следующими особенностями: часть российского общества поставлена в условия, плохо совместимые с правовым поведением, – это касается прежде всего предпринимателей; уклонение от уплаты налогов не вызывает общественного порицания, поскольку налоговое законодательство воспринимается как несправедливое; гражданам свойственно обращаться за информацией о своих правах в ту организацию, которая по их представлению занимается соответствующим кругом проблем. Нередко люди ищут защиты своих прав в той же структуре, которая эти права ущемляет; еще не сложилась привычка обращаться к юристу. Главные причины – отсутствие традиций, высокие цены, отсутствие информации о «компетентных» юристах. Существенной, чисто психологической причиной является нежелание платить деньги за получение правовой информации за то, что человеку положено «по закону». В целом же представляется, что правовая информированность населения за последние годы возросла – это неизбежное следствие повышения практической правовой активности. Очевидно, что темпы развития правовой сферы опережают возможности людей усваивать соответствующие знания, на основе которых формируется правовое сознание и закладываются основы правовой культуры общества. В то же время существующие источники правовой информации нельзя считать ни достаточными, ни удовлетворительными. Школьные учебники устарели и не дают четкого представления о системе права и конкретных навыках поведения, особенно в новых экономических отношениях. Газеты и журналы, содержащие информацию правового характера, доступны ограниченному числу лиц из-за сравнительно высокой цены и малых тиражей. Специальной юридической литературы выпускается в настоящее время достаточно много, но она также дорого стоит и недоступна основной массе населения.
На телевидении и радио мало популярных передач цивилистической направленности, в доступной форме разъясняющих вопросы правового регулирования экономических отношений. Существующие же передачи носят выраженную уголовно-правовую направленность и не ориентированы на воспитание правопослушного поведения у населения.
В то же время потребность в правовой информации огромна. Проведенные ранее исследования показывают, что людям необходимо прежде всего приобрести привычку обращаться к юристу для решения возникающих проблем. Это главный навык, который нужно воспитать в российском гражданине, поскольку обычно человек не в состоянии самостоятельно квалифицированно решить свои правовые проблемы. Научиться понимать, как устроена правовая система государства, различать отрасли права, знать, куда следует обращаться при возникновении той или иной проблемы правового характера. Получать своевременную и качественную информацию о состоянии законодательства, о новых законах и подзаконных актах, судебной практике по наиболее актуальным вопросам социально-экономического характера, вновь возникающих правовых проблемах. Знать основы гражданского, трудового, семейного, жилищного права – тех отраслей права, с которыми человек сталкивается ежедневно.
Приобрести привычку и научиться брать на себя ответственность, заключать договоры и подписывать контракты. Эта практика в России также мало развита.
Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех» видит создание полноценных механизмов, направленных на формирование правовой культуры, одним из самых приоритетных направлений своей деятельности. Программа Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) «Информация для всех» создана в качестве основы для международных дискуссий о политических, правовых, этических и социальных проблемах, связанных с построением глобального информационного общества, а также для подготовки проектов, ориентированных на обеспечение всеобщего доступа к информации.
Одна из главных целей программы состоит в разработке инструментария и последующей эффективной реализации базовых элементов для построения глобального информационного общества. Само название новой программы – «Информация для всех» – говорит о том, что мировое сообщество претерпело существенную эволюцию в осознании рассматриваемой проблемы; раньше она воспринималась прежде всего как техническая и технологическая, а сегодня в первую очередь как гуманитарная, социальная и политическая. Те, кто стоит в центре мировой дискуссии и их организует, все больше понимают, что во главу угла новой мировой информационной политики ставятся не технологии и даже не сама информация, а ее создатель и конечный потребитель – человек с присущей ему культурой, в том числе и правовой, и информационной.
Цели программы «Информация для всех»:
создание платформы для всеобщего доступа к информации;
участие в создании элементов глобального информационного общества;
анализ этических, правовых и иных социальных последствий развития информационных и коммуникационных технологий;
создание рамок для международного и регионального сотрудничества;
развитие общих стратегий, методов и инструментария для построения правового и свободного информационного общества.
Проблемы доступа к информации, информационной безопасности, соблюдения прав интеллектуальной собственности – вот лишь малая часть проблемного поля, непосредственно связанного с формированием в первую очередь правовой и информационной культуры личности.
С 1997 года Россия приступила к реализации проекта «Правовая культура. Правовое просвещение населения через средства массовой информации». Его цель – повышение уровня правосознания и правовой культуры россиян, подготовка их к активной и сознательной деятельности в условиях рыночной экономики.
В ходе реализации проекта предполагались: проведение дальнейших работ по исследованию уровня правосознания россиян и определение способов его повышения, анализ телевизионных программ правовой направленности; информационная и организационная (в части использования технологий СМИ) поддержка реализуемых государством проектов по: разработке нормативных актов и исследованию вопросов координации законотворческих процессов; судебной реформе и альтернативным методам разрешения споров; юридическому образованию; правовому образованию в общеобразовательных школах; правовой информатизации и кодификации законодательства; разработка и реализация программ обучения журналистов, работающих с правовой тематикой; поддержка российских неправительственных организаций журналистов, работающих с правовой тематикой; разработка и выпуск оригинальных телевизионных и радиопрограмм, бюллетеней и иных материалов по вопросам правового обеспечения экономических реформ.
Следует особо отметить, что одной из базовых предпосылок создания глобального информационного общества и обществ знаний является всеобщий доступ к информации, ставшей общественным достоянием. К такой информации едва ли не в первую очередь относится правовая и официальная информация. В России внимательно изучали международный опыт по данной проблематике и сделали вывод, что главное – точно установить, где должен находиться общедоступный и авторитетный источник правовых знаний, который может быть использован в первую очередь для воспитания правовой культуры личности. По мнению российских экспертов, этим источником в первую очередь могут стать публичные библиотеки.
Программа «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек» (Программа ПЦПИ) начала осуществляться в июне 1998 года. Ее реализацию взяли на себя Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Служба ФСО России, администрации субъектов Российской Федерации и Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех». На разных этапах к реализации Программы ПЦПИ присоединялись другие государственные, коммерческие и общественные организации. Большую помощь в реализации этой программы оказали российские коммерческие производители информационно-правовых ресурсов – «Консультант Плюс», «Кодекс» и «Гарант», предоставившие свои продукты безвозмездно.
Сегодня публичные центры правовой информации открыты практически во всех крупных публичных библиотеках регионального и муниципального уровней, а также на базе многочисленных школ, вузов, общественных и государственных учреждений. Их услугами ежегодно пользуются более миллиона человек, что свидетельствует о большой востребованности центров населением и властью всех уровней. Модель, заложенная создателями программы, получила признание и широко используется заинтересованными структурами, особенно на региональном и муниципальном уровнях. По состоянию на 2005 год только в рамках Программы ПЦПИ открыто около 3000 центров, около трети которых работают на базе публичных библиотек федерального, регионального и муниципального уровней, а почти половина – на базе учебных заведений – школ, средних специальных учебных заведений и вузов.
Программа ПЦПИ приобрела новое звучание с созданием электронных центров правовой и деловой информации на Смоленщине, открываемых в рамках проекта администрации Смоленской области «Региональная сеть электронных центров и пунктов деловой и правовой информации на базе библиотек, научных и учебных заведений, центров поддержки предпринимательства Смоленской области». Эта инициатива получила поддержку Министерства информации и связи России и Минэкономразвития России в рамках ФЦП «Электронная Россия». Смоленский опыт интересен тем, что в центре формируются интегрированные ресурсы правовой и деловой информации для граждан и представителей малого и среднего бизнеса. Услуги центров помогают предпринимателям принимать управленческие решения, а потребителям – ориентироваться на рынке товаров и услуг, эффективнее защищать свои права. Сегодня на Смоленщине открыто более 260 центров и пунктов доступа к информации, и более 100 из них открыты на базе учебных заведений, из них почти 80 – на базе общеобразовательных школ.
По мнению вице-губернатора Смоленской области Ю.Сынкина, данная работа связана с необходимостью не только обеспечить студентам и школьникам доступ к компьютерным технологиям, но и грамотно направлять процесс их вхождения в информационное общество и правовое государство.
В 2001-2005 гг. опыт России по созданию центров правовой информации на базе библиотек был адаптирован в Беларуси, Узбекистане и Италии. При поддержке и личном участии чрезвычайного и полномочного посла России в Узбекистане Фарита Мухаметшина и министра юстиции Республики Узбекистан Абдусамата Полвон-Зода в июне 2004 года в Ташкенте открыты центры правовой и деловой информации при Российском культурном центре и Ташкентском государственном юридическом институте. На открытии центров присутствовали дети и молодежь русской диаспоры в Узбекистане. В ноябре 2005 года подобный центр был открыт в Пизе (Италия) на базе Русского дома.
Российский опыт показал, что сеть ПЦПИ предоставляет замечательную возможность коллективного решения государственными, коммерческими и общественными структурами масштабных социально значимых задач. Деятельность ПЦПИ в качестве посредника между властными структурами и населением способна оказать влияние на рост гражданской позиции россиян и содействовать их вовлечению в активную общественную жизнь, преодолению социальной апатии и повышение информационной и правовой культуры.
На III сессии Межправительственного совета (Париж, 4-6 мая 2004 г.) были приняты «Руководящие принципы по развитию и содействию распространения государственной информации, являющейся общественным достоянием». Основные положения этого документа совпадают с разработанным в рамках Программы ПЦПИ механизмом реализации принципа всеобщего доступа к информации и создают условия для его дальнейшего развития и тиражирования.
Очевидный успех и большой общественный резонанс Программы ПЦПИ побудили Российский комитет программы «Информация для всех» и Минкультуры России совершенствовать систему доступа населения России к общественно значимой информации – не только правовой, но и деловой, экологической, потребительской, муниципальной, образовательной, для детей и юношества, информации о здоровом образе жизни и т.д.
Наиболее активно развиваются направления по доступу к деловой, экологической и потребительской информации. Российские государственная и национальная библиотеки провели анализ обеспечения доступа населения к потребительской и экологической информации, при поддержке ведущих в этой области Брянской, Бурятской и Вологодской региональных библиотек началась разработка модельного стандарта по организации доступа к этой информации через сеть публичных библиотек. Развивается система обучения и переподготовки специалистов по этим направлениям.
20 мая 2005 года в рамках секции «Всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием» Международной конференции «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу» в Санкт-Петербурге был открыт Центр правовой информации в Нахимовском военно-морском училище. По словам контр-адмирала Александра Букина, открытие центра явилось важным событием в жизни возглавляемого им училища. Воспитание нахимовцев включает не только профессиональное обучение, но и подготовку к взрослой жизни. Центр будет способствовать правовому воспитанию и развитию правовой культуры нахимовцев, формированию на этой базе гражданственности, чувства любви к Родине, ответственности за Отечество.
Год назад в Санкт-Петербурге в Академии последипломного педагогического образования состоялось открытие очередного публичного центра правовой информации. Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех», ректорат Академии последипломного педагогического образования и центр гражданского образования «Гражданин ХХI века» приняли решение об открытии центра, понимая, что возможности, предоставляемые новой структурой, позволят еще более эффективно развивать у педагогов гражданско-правовую и информационную культуру, что становится весьма актуальным в связи с заявленной в стране политикой гражданского, патриотического воспитания, формирования информационного общества, а также для совершенствования гражданского образования не только в Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе, но и во всей стране.
На открытии центра было заявлено, что и флагманская программа ЮНЕСКО «Информация для всех», и принятая в мае 2005 года Советом Европы «Декларация о правах человека и верховенства права в информационном обществе» в части реализации права на образование, важности обеспечения доступа к новым информационным технологиям и ресурсам, их всеобщего использования являются выверенной международной политической платформой для создания сетей доступа к социально значимой информации, а создаваемые в России сетевые структуры в виде ПЦПИ, центров общественного доступа и пунктов коллективного доступа по сути являются механизмами реализации как документов ЮНЕСКО и Совета Европы, так и Конституции России и заявленных лидерами государства приоритетов на формирование гражданственности, правовой и информационной культуры россиян.
Необходимо отметить, что хотя библиотеки сегодня и заявлены Всемирным саммитом по информационному обществу, ЮНЕСКО и европейскими институтами как основные элементы при формировании фундамента информационного общества, но открытие публичных центров доступа к социально значимой информации на базе учреждений дошкольного, школьного, высшего и послевузовского образования также очень актуально и перспективно, особенно в контексте объявленной ЮНЕСКО политики «образования для всех на протяжении всей жизни».
Необходимо отметить, что в таких регионах России, как Брянская, Кемеровская и Смоленская области, на площадках публичных центров правовой информации, созданных на базе общедоступных библиотек, начали активно работать уполномоченные по правам человека и по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и юридические факультеты вузов в рамках «юридических клиник». Сближение позиций учреждений образования, культуры и коммуникаций с институтами защиты прав человека на базе ПЦПИ само по себе является важным социальным явлением, но в совокупности с формированием политики развития гражданственности, информационной и правовой культуры данное направление работы может получить особо важное звучание и значение, особенно в преддверии реализации законодательства о местном самоуправлении.
Открытие центра в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования стало продолжением ее сотрудничества с Российским комитетом программы ЮНЕСКО «Информация для всех». В 2004 году Российский комитет выпустил компакт-диск «Петербургская модель этико-правового воспитания молодого гражданина», созданный при участии Академии постдипломного педобразования и центра «Гражданин ХХI века». Центр позволит автору проекта и CD, эксперту программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в России Н.И.Элиасберг развивать работу в данном направлении с использованием новых информационных технологий и сетевых возможностей.
В заключение следует подчеркнуть, что, несмотря на достижения некоторых проектов и программ, серьезным недостатком в работе по правовому воспитанию населения в России до сих пор является отсутствие координации в указанной деятельности между российскими государственными, общественными и частными организациями. Это касается также деятельности проектов в области правового образования, реализуемых в России на средства иностранных и международных доноров. Зачастую различные организации тратят свои силы и средства на реализацию проектов и программ аналогичного содержания, в результате чего их эффективность, а особенно авторитет в глазах российской общественности, снижаются.
Алексей ДЕМИДОВ, заместитель председателя Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех»
Комментарии