Игрок футбольного клуба «Зенит» и в недалеком прошлом сборной России по футболу Артем Дзюба занимает амплуа нападающего. Полузащита играет чуть ниже, ближе к центру.
Нападающий, полузащитники, защитники и вратарь пинают мяч вдоль и поперек зеленого прямоугольника с белыми геометрическими фигурами и чувствуют себя на вершине пирамиды всеобщего признания и славы. В отличие от их болельщиков, многие из которых чувствуют себя на вершине валидольной зависимости.
Писатель Александр Цыпкин тоже должен чувствовать себя на коне. Его книги издаются большими тиражами, а его литературный талант признан современной читающей публикой России и ближайшего зарубежья. Его мяч – слова, которые, как и мяч из-под ноги Артема Дзюбы, частенько залетают в ворота зрительских симпатий. Но, как у того же Дзюбы, бывают промахи!
Можно ли считать полноценной литературой словесные мячи, отправляемые в сетку ворот читателей пером Александра Цыпкина? Галина Юзефович считает так: «По-моему, это довольно посредственная литература, и она у меня не вызывает читательского интереса. Но я с большим уважением отношусь к любым массовым феноменам, потому что за ними всегда что-то есть. Никакая слава не бывает зря. Можно сколько угодно говорить о раскрутке: ну да, частично раскрутили, подтолкнули. Но никакая раскрутка не может работать бесконечно. И если что-то продается, значит, в этом есть магия. И если я к этому типу магии не чувствительна, то это не значит, что ее нет…»
«Полузащитник Родины» – это новый сборник юмористических рассказов. До этого сборника было издано несколько других. Рассказы из книг Цыпкина со сцены читали актеры российских театров и эстрады. Например, Ингеборга Дапкунайте, Константин Хабенский, Данила Козловский. Однако это все так… Словами Маяковского, «спиритизма вроде».
Сам Цыпкин в предисловии к своему сборнику говорит о том, что мечтал быть рок-музыкантом, а несбывшаяся мечта – хуже кариеса. Поэтому ему «каждый рассказ видится как композиция», а книга – как альбом с разными песнями. Но и с футболом можно тоже провести аналогию. Особенно когда страна больна любовью и азартом.
В первом своем «треке» с названием «Свободная воля» Цыпкин описывает весьма интригующую историю о попытке самоубийства некоего гражданина Савелия. Работник фабрики презервативов сорока трех лет от роду пытается сигануть вниз с крыши, но тут появляется Карина, которая путем нехитрого и порой весьма ироничного диалога спасает его от смерти. Вдобавок к этому снабжает Савелия деньгами на обратную дорогу. Правда (вот так незадача!), после того как Савелий покидает опасное место, она сама бросается вниз и погибает. Далее происходит ее встреча с инструктором – как бы заведующим ее земной биографией. Поднимается ряд философских тем: чего стоит жизнь и как жизнь одного человека оказывает влияние на жизни тысяч других. Ведь все мы повязаны друг с другом невидимыми нитями.
Этот «трек» стал первым произведением, прочитанным мной у Цыпкина. И знаете что? Я почти влюбился в этого писателя! Пришлось даже пожалеть о том, что 14 февраля уже закончилось.
Второй «трек» повествует о попытке самоубийства тринадцатилетней девочки, дочери «акционера крупного холдинга с состоянием в пару миллионов долларов». Девочка подверглась травле при помощи Вельзевула современных технологий – Интернета. Если проще: ее захейтили из-за выложенной на сайте видеозаписи, на которой она исполняла песню. Ну и юное создание, не сумев переварить токсины нападок, попыталось замкнуть цепь своей биографии токсином таблеток. Мать девочки подключает своего давнего друга, в прошлом промышлявшего криминалом, к поискам виновных в травле, и след выводит на девушку Катю. Когда пытаются выяснить причину травли, применяя устрашающие и, конечно, запрещенные законодательством РФ приемы, выясняется, что в роли таковой выступила личная обида Кати на девочку, у которой все имелось, которая была хорошо обеспечена (в противовес ей самой). Катя была из небогатой семьи и имела ряд проблем. Как материальных, так и социальных. Впрочем, второе едва ли способно существовать без первого!
Сюжет этого «трека» всем нам хорошо знаком из классической литературы. Да и из жизни. Конечно, Теодор Драйзер в романе «Сестра Керри» намного более детально и разнообразно осветил эту проблему, однако мы помним о том, что Цыпкин – это эстрадная литература. С этим спорить бессмысленно. Одно то, что на страницах его книг просвечивает обсценная лексика, явно говорит нам о приоритетах этого словесного футболиста. Но ведь это никоим образом не делает его литературный дар слабее или менее интересным. «Каковы мы – таковы и времена», – говорил Блаженный Августин.
В сборник «Полузащитник Родины» среди прочих хитов вошли, например, рассказы про Славика-не-говори-неправду. По мотиву этих рассказов был снят сериал «Беспринципные». Комедия, повествующая о забавных случаях из жизни богатых москвичей, покорила сердца тысяч россиян. Сюжет не обошелся без карикатурного обыгрывания вопросов личной жизни. Публика любит подобные курьезы!
На совесть скроен десятый «трек»! Он тоже относится к категории «Истории про Славика». Я просто приведу диалог оттуда, дабы подсыпать мотивации в заваривающуюся уху вашей заинтересованности Цыпкиным:
«- …Славик, ты как?
– Справляюсь.
– Молодец. Ты далеко?
– Я… достаточно скоро буду.
– Насколько скоро?
– Сорок восемь минут.
– Славик, честно?
– Честнее не бывает!»
На самом деле Славик был страшным вралем. Но ему вшивают капсулу, которая бьет током, когда он готов скривить душой, и поэтому бедняге приходится говорить правду. Эта правда доведена в «треке» до комичного абсурда. Обхохочетесь!
Подводя черту, я… не хотел бы подводить черту. Вот такой абсурд с начинкой каламбура. Литература продолжает свое шествие по страницам книг, по театральным подмосткам, по кинематографическим студиям, по интернет-блогам и рекламным стендам. Цыпкин в деле, Цыпкин актуален, Цыпкин читаем. Что ж, пусть так. Даже исход евреев из Древнего Египта нынешним поколениям людей приходится принять, а уж исход из типографии новой книги Цыпкина – тем более.
И да, не забывайте о том, что литература полезнее футбола. Если не для клеток вашей органики, то для ваших нейронов, синапсов и аксонов уж точно!
Александр Цыпкин. Полузащитник Родины. – М. : АСТ, 2022. – 253 с.
Комментарии