“Вопрос, который мы сегодня рассматриваем, имеет государственное значение и касается почти каждой российской семьи. Поэтому необходимо публичное обсуждение”, – таким бесспорным тезисом открыл 10 декабря парламентские слушания председатель Комитета по образованию и науке Госдумы Александр Шишлов. “Обсуждаться будет наиболее спорный момент в модернизации образования”, – уточнила зам. председателя Госдумы Ирина Хакамада. Однако ни споров, ни дискуссий по заявленной теме – “Итоги второго года эксперимента по единому государственному экзамену и государственному именному финансовому обязательству” – не получилось. Вдобавок к этому вторая часть вопроса, касающаяся ГИФО, внезапно была снята с повестки дня.
Обсуждение итогов любого эксперимента (тем более такого социально значимого) предполагает анализ независимых экспертов, но в списке выступающих таковых не значилось. К микрофону выходили только “заинтересованные лица” – представители Минобразования и регионов-участников. Отличное от других мнение высказали только два депутата.
Молодежь одобрила
Виктор Болотов, первый зам. министра образования, начал свой доклад с данных ВЦИОМа: доля населения, поддерживающая введение ЕГЭ, выросла с 50% в 2001 году до 61% в 2002-м, а среди учащейся молодежи уже 67% одобряют введение ЕГЭ.
Виктор Александрович, математик по образованию, между прочим, сам прошел процедуру ЕГЭ. Прорешав все задания по этому предмету, он набрал 90 баллов. Подобный результат в этом году, по данным Минобра, показали от 7,1% до 9,4% из 270 тысяч выпускников школ 16 пилотных регионов. К сожалению, из этих процентов неясно соотношение сельских и городских ребят. Справка об итогах эксперимента, розданная участникам слушаний, вообще скупа на подобные детали. Однако, по меткому замечанию Олега Смолина, “именно в них нередко и кроется дьявол”. Например, одна из основных целей ЕГЭ – доступность образования – сегодня фактически перечеркивается его качеством. Редкие сельские школы могут конкурировать с городскими по техническому оснащению и укомплектованности педколлектива. А значит, из-за неравных условий образование в хороших вузах будет доступно далеко не всем. Тезис о доступности спотыкается также о низкую зарплату и непрестижность профессии. Высококвалифицированные кадры становится все труднее удерживать и привлекать в школы. И министр образования на парламентских слушаниях по ЕГЭ вновь вынужден был затронуть “денежный вопрос”, объявив, что “в ряде регионов в декабре еще не выплачена зарплата за сентябрь”…
География расширяется
Несмотря на недофинансирование отрасли в целом, которое почти сводит на нет благие цели модернизации, Минобразование продолжит отработку ЕГЭ.
Виктор Болотов объявил на парламентских слушаниях, что количество регионов – участников эксперимента по ЕГЭ увеличится в следующем году с 16 до 49 (в 37 регионах госэкзамен будут сдавать все выпускники, а в 12 – часть выпускников). По его словам, “потребуются фантастические усилия, чтобы удержать ситуацию под контролем”. Дело в том, что прошлым летом “попытка создания независимой системы оценки” столкнулась с трудностями на федеральном и региональном уровнях. Они касались организационно-технологического обеспечения проведения эксперимента. В этом году, несмотря на трехкратное увеличение географии, на старые грабли постараются не наступать, а положительные показатели эксперимента – подтвердить.
О положительных моментах ЕГЭ говорили почти все выступающие, они же участники эксперимента. Так, министр образования Республики Саха (Якутия) Евгения Михайлова рассказала о том, что возможность рассылки свидетельств о ЕГЭ особенно оценили ребята из отдаленных улусов. 57% из них, не покидая родных стен, поступили в вузы, 23% – в ссузы. Поступление сельских школьников в вузы в Якутии повысилось от 30% до 67%! Аналогичные “городские показатели”, напротив, снизились до 56%. А количество студентов на 10 тысяч населения вообще возросло с 93 в 99-м году до 331 студента в 2002-м. “ЕГЭ в Якутии – это еще и праздник, – закончила свое выступление Евгения Исаевна. – Энергетики в эти дни не отключают энергию!”
По словам Ефима Когана, начальника Управления образования Самарской области, ЕГЭ стал глобальным мониторингом качества, которое раньше можно было проверить разве что аттестацией школ.
Со всеобщей радужной оценкой эксперимента по введению ЕГЭ оказались не согласны только два депутата. Олега Смолина настораживают “побочные эффекты” механизма госэкзамена: неравенство возможностей, КИМы с ориентацией не на творческие способности, а на эрудицию, превращающие образование в процесс натаскивания.
По мнению Ивана Мельникова, “идет не эксперимент, а его поэтапное, насильственное внедрение в практику нашей жизни. Принцип действия таков: “Имитируй широкое обсуждение, но действуй по-своему”. Нас призывают обсуждать не вопрос целесообразности, а механизм повышения доверия к процедуре госэкзамена. Вместе с тем данные сдачи ЕГЭ в Якутии, Чувашии, Ростовской области настолько выделяются среди остальных, что сильно подрывают доверие к механизму ЕГЭ. Детальная статистика фактически засекречена и недоступна независимым экспертам и общественности. Что же касается основных проблем ЕГЭ, то они связаны с объективностью проведения экзамена, утечкой информации, подтасовками. Нелегальные конторы по подготовке к ЕГЭ – вообще отдельная тема. По мере увеличения числа регионов, эти проблемы еще больше обострятся. Считаю, что экспериментировать нужно не с одной моделью, а с разными. И выбирать из нескольких вариантов”.
Под занавес слушаний один из разработчиков ЕГЭ ректор Госуниверситета – Высшая школа экономики Ярослав Кузьминов призвал аудиторию проанализировать риски эксперимента: “Надо исключить методику административного давления с целью повышения оценок по ЕГЭ, чтобы лучше выглядеть”.
Коснулся Кузьминов и проблемы содержания КИМов. К сожалению, вузы практически не приняли участия в формировании требований к части С (открытые задания по углубленной программе). Между тем именно эту “начинку” могли бы “приготовить” те, кто отстаивает дополнительные испытания. Что же касается самой процедуры проведения эксперимента, то здесь пока есть ахиллесова пята. Иванов вполне может прийти и написать тест за Петрова. Фэйс-контроль, считает Ярослав Кузьминов, поможет этого избежать.
Точку в слушаниях поставил Виктор Болотов, пригласив “всех заинтересованных” в общественные наблюдатели. Для наблюдения очередной “пациент” созреет уже в июне.
Ольга МАКСИМОВИЧ
Комментарии