В скоростном темпе современной жизни наше общество так быстро перестало обращать внимание на важнейшую страницу нашего прошлого, а именно, на подвиг людей, отдавших жизнь за победу в Великой Отечественной войне. Я заметила, как трудно стало донести до ребят трагедию музыкальных образов 7 симфонии Шостаковича, рассказывающей об этой войне. К сожалению, современное поколение требует (и это отмечают многие профессиональные композиторы), чтобы музыка заинтересовала их моментально, с первой секунды. Им трудно разбираться в сложных образах классической музыки, тем более что в обыденной жизни она практически совсем не звучит. Поэтому я попыталась связать современную муз.субкультуру, окружающую ребят и 7 симфонию Шостаковича. Мне необходимо было превратить учеников в исследователей, думающих, сравнивающих, анализирующих.
Что отличает гражданина страны от временного поселенца? Конечно, не только паспорт, но и глубокое знание истории и уважение к делам предков.
Я поразилась результату, который у меня получился, – слезы на глазах взволнованных подростков. Поэтому сценарий этого урока я посылаю на конкурс методических разработок «Сто друзей». Надеюсь, этот материал будет интересен и моим коллегам.
Тема урока: «Образ фашистского нашествия в I части симфонии № 7 Д.Д.Шостаковича».
Цель
1. Воспитание чувства патриотизма.
2. Создать условия, при которых учащиеся смогут самостоятельно определить муз.образ произведения, используя примеры молодежной музыкальной субкультуры.
Методические материалы:
1. Репродукция портрета певицы Иветт Гильбер Тулуз-Лотрека.
2. Фрагменты популярных молодежных песен по выбору учителя.
3. Портрет Шостаковича.
4. Фотографии блокадного Ленинграда.
Ход урока.
Музыкальные образы – это мысли и чувства композитора, выраженные музыкой. Сегодня нам предстоит понять и прочувствовать один из ярчайших музыкальных рассказов. В этом нам поможет… песня. А что такое хорошая песня?
(Учащиеся дают различные ответы, то сходятся в том, что в хорошей песне должны быть умные слова и красивая мелодия. Песня должна затрагивать душу).
Учитель предлагает исполнить несколько любимых ребятами песен из школьного репертуара.
Но все ли современные песни можно назвать хорошими? Когда-то, совсем недавно, 1-е места в хит-парадах занимали эти «шедевры»…
Предлагается послушать фрагменты эстрадных песен, как-то «Убили негра», «Мы-насосы».
Чем же эти песенки привлекали внимание слушателей? Может быть, яркой мелодией? (Наиграть интонацию одной из песен, а она, как правило, повторяется до 10, а то и более раз!). Ничего красивого и интересного.
Наверное, убогую мелодию заменит умное содержание? Но, кроме глупостей, в тексте ничего нет.
«Сочинители» решили удивить слушателей развязными, пошлыми словами. И удивили – на 2 недели. Теперь эти песни никто и не вспоминает.
На Западе такие «произведения» называют «песнями для ног», а в России есть емкое слово – «пустышка».
Посмотрите на портрет певицы Иветт Гильбер художника Тулуз-Лотрека, столетие назад исполнявшая подобные песенки. Что можно сказать о лице этой героини? Белая маска. Глаз, зеркал души, не видно – одни узкие щелочки. Руки, уродливо выделяются черными перчатками, а вместо тела – силуэт, наполненный пустотой.
Портрет этой женщины – словно символ песенки-«пустышки».
Станет ли серьезный композитор тратить свой талант на песенки-«пустышки»?
Давайте попробуем сейчас определить по моему напеву, что за песня прозвучит, хорошая или «пустышка»?
Исполнение вокально № 1.
Учащиеся доказывают, что это «пустышка», так как бессмысленная механическая интонация повторяется много раз.
Учитель соглашается, но просит исполнить эту мелодию вместе.
Мы запомним данную «пустышку», т.к. сочинил ее гениальный композитор XX века – Д.Д.Шостакович, сделав ее одной из главных тем своей могучей 7 симфонии.
Давайте проследим за развитием этой темы. Какой вы ее восприняли?
Уч-ся: Глупая, легкомысленная.
Исполнение на фортепиано № 2.
Что появилось с добавлением к мелодии 2 басовых звуков?
Уч-ся: Опасность, страх.
Исполнение № 3.
Усилилась или исчезла опасность?
Уч-ся: Музыка стала зловещей.
Исполнение № 4.
В какой из «3 китов» (песня, танец, марш) превратилась легкомысленная песенка?
Уч-ся: В марш.
Может ли такой марш стать символом добра, справедливости?
Уч-ся: Нет, это символ зла, жестокости. Послушайте, сколько наглости и беспощадности в следующем исполнении.
Исполнение № 5.
Дайте самостоятельную оценку последнего звучания.
Исполнение № 6.
Уч-ся: Похоже на завывание злобного зверя, все сметающего на своем пути.
Мне остается написать год создания 7 симфонии – 1941. О чем же эта музыка?
Уч-ся: о Великой Отечественной войне.
Сейчас вы будете слушать эпизод I части 7 симфонии Д.Д.Шостаковича. Ваши впечатления и будут муз.образом этого фрагмента.
Прослушивание эпизода нашествия.
Уч-ся: Это образ фашистов. Сначала их никто не боялся, люди не верили в фашистскую угрозу, но те поработили весь мир, уничтожая всех сопротивляющихся.
Да, всю ненависть к фашизму вложил Шостакович в этот эпизод, который назвал эпизодом нашествия.
Этого нашествия испугались многие люди, это и понятно. Даже некоторые знаменитые артисты Ленинграда отказались выступить по радио в поддержку русских людей, чтобы не оказаться личными врагами фюрера.
Не побоялись несколько выдающихся талантов, среди которых была Анна Ахматова, выступившая со своей «Клятвой».
И та, что сегодня прощается
с милым,
Пусть боль свою в силу она
переплавит.
Мы детям клянемся,
клянемся могилам,
Что нас покориться никто
не заставит.
И Шостакович, сообщивший, что сочиняет новую симфонию, которую назовет Ленинградской.
Знаменитая Ленинградка, начатая в блокадном городе, была закончена в эвакуации в Куйбышеве, куда композитора, по приказу правительства, эвакуировали, как национальное достояние. Там симфонию исполнили в 1-й раз, затем ее слушали в Москве.
Но все ждали главного исполнения – в осажденном Ленинграде.
Этот день премьеры, 9 августа 1942 г., был самым тихим блокадным днем. Артиллеристы провели огневую операцию «Шквал», уничтожив фашистские укрепления. Это было сделано для того, чтобы музыка ни разу не была прервана сигналами военной тревоги.
После концерта ленинградцы укрепились в надежде на победу. Воплощением этой победы была и Дорога жизни, прошедшая по Ладожскому озеру.
Демонстрируются фотографии Ладоги, блокадного Ленинграда.
Эта дорога спасла жизнь многим ленинградцам. Многие прожили потом недолго – блокада оставила свой след. В память этих людей мы исполним «Балладу о Тане Савичевой» Е.Доги – стоя.
Другая песня нашего замечательного поэта Булата Окуджавы «До свидания, мальчики!» пусть станет предостережением. Пусть никогда вам не скажут ваши матери: «Постарайтесь вернуться назад!», провожая сыновей на войну. Пусть девочкам никогда не придется носить военных сапог и шинелей.
Пусть над нашей землей будет только мирное небо.
Разучивание «До свидания, мальчики!».
Сегодня мы услышали 2 разных произведения: 7 симфония Шостаковича и песня Окуджавы «До свидания, мальчики!» Что же их объединяет?
Уч-ся: Правдиво, искренне, талантливо показанные образы войны.
В 7 симфонии музыка рассказала, как пустота души обернулась страшной жестокостью, поэтому я прошу вас задуматься о том, какая культура вас окружает. Выбирайте самое лучшее, чтобы жестокость никогда не стала символом вашей жизни.
Елена ЧУХОНЦЕВА, учитель музыки болоховской основной школы № 3, Тульская область, участник конкурса «Сто друзей-2004»
Комментарии