Обидно, когда достойные фильмы проходят в прокате не замеченными рядовыми зрителями. Увы, это случилось и с последней лентой Павла Лунгина «Дама Пик». Режиссер обратился к вечной теме денег и власти. Или к страсти к деньгам, что тоже верно. Себе в помощники он взял классический пушкинский сюжет, обрамленный божественной музыкой Петра Ильича Чайковского.
Оперная дива София Майер (Ксения Раппопорт) возвращается на родину в Россию, которую покинула 27 лет назад, чтобы осуществить свою постановку «Пиковой дамы». Она в роли Графини, на роль Лизы утвердила свою племянницу, тоже Лизу (Мария Курденевич), а партию Германа должен исполнить директор театра (Владимир Симонов), который для этой роли совсем не подходит. А есть в театре молодой певец Андрей (Иван Янковский), обладающий уникальным голосом и мечтающий спеть Германа в этом спектакле. Ради этого он готов на все, вплоть до того, чтобы стать Германом в реальной жизни и делать ставки в опасной игре, забывая о том, что после двух удач героя Пушкина ждет роковая Дама Пик.Как сказал сам Павел Лунгин, «мой фильм ближе к Чайковскому, чем к Пушкину. Есть же некая существенная разница между готической, темной, философской повестью Пушкина о роке, предназначении человека и либретто Чайковского, в котором акцент сделан на историю любви, гораздо более простую». Тем не менее, вопреки утверждению режиссера, в картине оказалось гораздо меньше любви, а больше темной, как раз готической страсти, и не чувственной, плотской, а вполне осязаемой страсти к обладанию деньгами и властью, той самой, которую как раз дают деньги. Ради таких химер люди готовы рисковать жизнью, ведь «Что наша жизнь? Игра!..». От подобных пороков не избавлены и люди искусства, даже очень талантливые, что прекрасно показано в картине. Отдельного браво заслуживает бесподобная Ксения Раппопорт, сыгравшая Софию Майер.Поклонники музыки Чайковского могут насладиться вечными ариями из «Пиковой дамы». Музыки в картине действительно много, и это вполне оправданно. Через нее режиссер показывает все страсти, обуревающие каждого из персонажей. Особенно хороша сцена одной из репетиций, когда влюбленная в Андрея Лиза отказывается исполнять свою партию, чувствуя себя обманутой. Счастливая соперница, роскошная дива и суперпрофессионал София, репетицию не отменяет и берется заменить девушку. Но в какой-то момент Лиза берет себя в руки, снова выходит на сцену и тоже начинает петь. Получается сильный дуэт двух женщин, одна из которых любит мужчину, а другая – себя, искусство и деньги (последовательность вещей можно изменить, суть останется та же), мужчиной же играет. Впрочем, похоже, Лиза оказалась хорошей ученицей, урок не пропал даром, и к финалу она вполне успешно заменяет свою старшую коллегу и тетку. Хотя об этом можно лишь догадываться, такое развитие сюжета дано намеком, да и вообще финал картины, откровенно говоря, смазан. Подробно показана только участь Германа-Андрея, весьма незавидная, кстати сказать.Что в фильме «Дама Пик» бесспорно хорошо, так это исполнение оперных арий актерами Ксенией Раппопорт, Марией Курденевич, Владимиром Симоновым и Иваном Янковским. Разумеется, поют они не сами, но артисты до съемок брали уроки вокала у главы молодежной студии Большого театра Дмитрия Вдовина, научились правильно артикулировать, брать дыхание и всем остальным важным приемам оперного пения. Поэтому, если не знать, что перед нами актеры драматические, вполне можно подумать, что все арии они исполняют сами. А вообще в записи саундтрека к картине приняли участие 80 солистов Большого театра. Главные арии исполнили Агунда Кулаева, Арсений Яковлев и Ирина Чурилова.
Комментарии