У комедии “На всякого мудреца довольно простоты”, как и у многих других пьес Александра Николаевича Островского (а может, и более, чем у других), – счастливая сценическая судьба. Пьеса, по сути, не сходит со сцен самых знаменитых театров не только России, но и всего мира. А уж жить ей на сцене Малого – “Дома Островского” – тут уж, как говорится, сам Бог велел. И вот через 18 лет после последней по времени постановки “Мудреца…” (а ставил Игорь Ильинский) эта замечательная комедия вновь увидела свет рампы в родном театре – на сей раз в постановке очень не случайного по части Островского режиссера Владимира Бейлиса. Считаю нужным привести его высказывание по поводу актуальности именно этой пьесы: она “о людях, которые правят миром, – о государственных чиновниках. Общечеловеческая проблема: один слой чиновничества должен уйти, на смену ему приходит другой, и прежним трудно отдать власть, покинуть теплое место… Реформы бывают в любом государстве. И в пьесе показано, как трудно они воспринимаются…”
И вот перед нами разворачивается очень убедительная и, что немаловажно, крайне современная картина жизни чиновничества старшего и среднего поколения. Замечу, что главные чиновные персонажи “Мудреца…” (прежде всего очень важный господин генерал Крутицкий, бесконечно сочиняющий бредовые реформы) заметно и намеренно помолодели. А потому, как мне кажется, стали много опаснее.
Мы уже запросто и привычно говорим о том, что в пьесах Островского словно нарочно и немыслимо четко выписаны не просто современные характеры, но и характеры так называемых новых русских – этим великий драматург, а вместе с ним и театр еще более приближаются к нашим дням. И пример – не только чета Мамаевых (к сожалению, не очень убедительна Клеопатра Львовна в исполнении И.Муравьевой), но и “важный господин” Городулин (А.Клюквин), богатая вдова Турусина (Э.Быстрицкая) и даже алчная и лживая Манефа (Т.Панкова), “женщина, занимающаяся гаданьем и предсказаньем”, эти женские характеры очень удались…
В спектакле каждый борется за свое место под солнцем, но все-таки (и это правильно!) наперед ясно, что победа – за “мудрецом” Глумовым. Да, деньги, деньги – они движут едва ли не каждым персонажем. Но рядом и во время борьбы за эти самые деньги так лихо выявляются характеры и судьбы, что любо-дорого смотреть, тем более что в спектакль неожиданно и органично вошли танцы, и музыка тоже взяла на себя ответственную эмоциональную роль. И так хочется сказать самое доброе о сценографе – он того заслуживает, но, увы, его не стало буквально за несколько дней до премьеры – я говорю о прекрасном мастере Энаре Стенберге. Вот от всего сердца хвалю спектакль, а на сердце-то грусть о том, что на премьере Стенберг уже не мог выйти на сцену.
Наталья ЛАГИНА
Комментарии