search
main
0

Ах, этот дистант-выпуск

Формат работы и учебы поменялся настолько быстро, что весной прошлого года большинство из нас находились в состоянии полной неопределенности. Особенно это касалось выпускников 9‑х и 11‑х классов. Они не понимали, как теперь будет строиться подготовка к экзаменам и будут ли они вообще, в каком формате будут проходить дополнительные занятия, как поступать в вуз… На множество вопросов ответов не мог дать никто.

Впрочем, со временем процесс подготовки стал более понятным: готовиться к ЕГЭ начали онлайн и даже усиленнее, чем вживую. Ситуация же с проведением экзаменов и поступлением еще долго была неопределенной.

Как на выпускников 2020 года и результаты их аттестации повлияли невозможно предугадать, когда эпидемиологическая обстановка позволит сдать ЕГЭ, когда и как в вузах начнется приемная кампания, и в целом тревожность из-за всего этого подвешенного состояния? Я провела опрос среди своих бывших одноклассников, которые, так же как и я, столкнулись со всеми этими нюансами, и проанализировала их ответы.

Я попросила ответить на следующие вопросы:

1. Каким было твое отношение к обучению на дистанте в целом до пандемии и поменялось ли оно в прошлом году?

2. Как, на твой взгляд, изменилась подача материала онлайн? Что нового привнес этот формат в школьные уроки? В чем его плюсы и минусы?

3. Помогали ли школьные уроки, занятия со школьными учителями в подготовке к ЕГЭ? Как это изменилось с приходом дистанта?

4. Готовился ли ты к ЕГЭ в онлайн-формате еще до пандемии? Если нет, смог ли ты и курсы, на которых ты занимался, быстро адаптироваться и перейти на дистант?

5. Как ты считаешь, в связи с переходом на дистанционный режим обучения ты сдал ЕГЭ лучше, чем предполагал, или хуже?

6. Сложно ли было поступать онлайн? С какими основными трудностями ты столкнулся?

7. Какие, на твой взгляд, главные достоинства и недостатки дистанта в школе в контексте подготовки к экзаменам?

Получив ответы, я выделила общие тенденции, касающиеся обучения в дистанционном режиме, а также сделала некоторые выводы.

До пандемии у выпускников почти не было какого-то конкретного сложившегося мнения об онлайн-образовании. Большинство из них использовали традиционный очный формат при подготовке к экзаменам.

В ходе сложившейся обстановки представления многих из них поменялись, они на своем примере поняли, что такое дистант, и в целом оценивают этот опыт как положительный, считая его огромным вкладом в будущее как московского, российского, так и мирового образования.

Говоря о подаче материала на дистанте, ребята отметили важность использования преподавателями интерактивных приемов, которые лучше помогают усваивать нужную информацию. Основной проблемой, на их взгляд, являлась недостаточная компьютерная грамотность части учителей, из-за которой на уроках зачастую больше внимания уделялось технической стороне вопроса, чем собственно преподаванию. Сейчас, к счастью, большинство педагогов повысили свою компетентность в плане использования цифровых технологий, и процесс обучения стал гораздо более эффективным.

В дистанционном режиме учителя делали акцент на подготовке к ЕГЭ, и это помогло повысить результаты тем учащимся, которые по каким-либо причинам не занимались этим вне школы. Я бы не отнесла такой формат работы ни к плюсам, ни к минусам, так как, с одной стороны, решение типовых экзаменационных заданий положительно сказывается на общей результативности сдачи аттестации, а с другой – все-таки далеко не каждое школьное занятие должно строиться именно на подготовке к ней.

Различные курсы и репетиторы довольно быстро перестроились под новый формат, школы справлялись с этим процессом чуть дольше, я думаю, дело здесь в количестве учеников, в школах их несравнимо больше, чем на внешкольных занятиях.

По мнению выпускников-2020, дистант положительно сказался на их результатах ЕГЭ. Часть из опрошенных сдали экзамены примерно так же, как и предполагали, а многие даже лучше, чем ожидали. Дистант помог сконцентрироваться на профильных предметах, уделять им больше времени. Однако нельзя не упомянуть о психологических сложностях, о которых говорили ребята. Многие из них переживали из-за резкого перехода на дистант, некоторые неоднократно ощущали панику и тревогу за будущее, большинству не хватало личного общения с друзьями, одноклассниками и учителями, из-за чего они были замкнуты в себе и чувствовали себя одиноко.

Говоря о технической стороне поступления, в целом все выпускники довольно легко справились с этим процессом, однако все зависело от вузов, в которые они подавали документы, часть из них абсолютно не адаптировали сайты под онлайн-реалии, и подача документов в такие университеты существенно усложнилась и замедлилась.

Главными плюсами дистанта выпуск-2020 считает большее количество свободного времени, которое можно уделить подготовке, отсутствие временных затрат на дорогу, а также возможность глубже разбираться в профильных предметах, необходимых для сдачи экзаменов. Недостатки ребята выделили следующие: снижение концентрации и усидчивости, большое влияние отвлекающих факторов, отсутствие рабочей атмосферы, иногда скучная подача материала и неиспользование интерактивных средств обучения.

В итоге я могу сделать несколько выводов:
1. Ученикам нужна мотивация, причем независимо от возраста. На дистанте эта проблема встает особенно остро, так как сложнее отследить состояние обучающихся, их настроение,» эмоции.

2. И ученикам, и учителям на «дистанционке» просто необходима психологическая поддержка, так как из-за постоянного нахождения за компьютером и скрытого стресса риск эмоционального выгорания гораздо больше.

3. Школам нужно следить за техническим оснащением, доступностью всех необходимых ресурсов для учителей, а также повышать их компьютерную грамотность, это поможет выстроить учебный процесс быстрее и качественнее в любых форматах обучения.

4. Основным плюсом дистанта для выпуска-2020 являлось большее количество свободного времени, это помогло школьникам сосредоточиться на профильных предметах.

5. Основные минусы были такие: если по профильным предметам шла усиленная подготовка, то по непрофильным учителя не стремились дать больше знаний, резко снизились социальные контакты и личное общение с преподавателями.

Думаю, что всем участникам образовательного процесса необходимо развивать в себе толерантность к неопределенности и готовность к эффективной работе или учебе в самых разных условиях, мир и ситуация в нем меняются довольно быстро, и нужно уметь адаптироваться если не под все, то под большинство нюансов точно.

Анастасия РЫБАКОВА, педагог-организатор школы №1280

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте